Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
Когда-то Stem была маленькой компанией, сидевшей в крохотном офисе и работавшей с двумя десятками артистов. Сегодня Stem стал сервисом с большим офисом в Лос-Анджелесе и тысячами исполнителей. Компания финансируется крупными инвесторами, но волноваться из-за этого нет смысла: для стартапа такая политика в порядке вещей (Spotify до сих живёт на деньги инвесторов и до сих пор не приносит прибыли).
В начале своего пути Stem привлекала только авторов контента на YouTube, но постепенно сменила фокус. Сегодня сервис работает аналогично AWAL — привлекает артистов в материнскую компанию, уделяя каждому исполнителю как можно больше внимания. Каждому музыканту дают личного менеджера, который помогает во всех вопросах размещения музыки, разъясняет все непонятное. Такой подход вынуждает сервис работать по приглашениям — зарегистрироваться без инвайта не выйдет.
По каждому релизу предоставляется подробный отчёт о доходах и аналитика: кто, где и как слушал трек, сколько лет слушателям, какие у них предпочтения и ещё тонны другой полезной информации, помогающей лучше изучить аудиторию. Сервис берёт очень низкую комиссию с выручки — всего 5%, что является одним из самых низких показателей на рынке. Выплаты делятся между участниками записи, при этом сервис автоматически собирает механические роялти со всех релизов, куда входит ваша музыка. Авторские роялти, к сожалению, не собирают.
МЕХАНИЧЕСКИЕ РОЯЛТИ
Фиксированные лицензионные платежи. Лейбл и автор получает роялти каждый раз, когда трек воспроизводится на любом носителе, скачивается с сайтов, стримится. Механические роялти распространяются на все виды песен — оригиналы и каверы. Сумма отчислений разная, в зависимости от длительности трека.
Процесс размещения релиза прост и понятен: заполняете информацию о треке, загружаете обложку, выбираете магазины и отправляете песни в мир. На фоне конкурентов выбор магазинов маленький — Spotify, Apple Music, YouTube Music, Google Play Music и другие самые популярные наименования, всего 12 штук (наших магазинов там нет). Уникальная возможность: изменить любую информацию о релиза после его появления в магазинах — после правок треки будут бесплатно опубликованы заново с сохранением статистики. Единственное, что не получится опубликовать — каверы. Распространение каверов происходит только для очень малой доли избранных, но как в эту самую долю попасть — неизвестно.
Плюсы Stem
- Персональный подход к каждому музыканту (предоставляют личного менеджера)
- Собственные специалисты по включению в плейлисты
- Нет дополнительных платежей и взносов (совсем!)
- Низкая комиссия — 5%
- Автоматическое разделение выплат
- Единственная компания, выплачивающая механические роялти за скачивание — отличная новость для соавторов
- Прозрачный отчёт по выручке, понятная аналитика
- Мобильное приложение с доступом к отчётам и аналитике
- Собирает механические роялти в США от публикаций на YouTube
- Возможность внести правки в уже выпущенные треки (можно отредактировать часть информации и заново сделать релиз)
Минусы Stem
- Открытой регистрации нет, доступ только по приглашениям
- Музыка размещается только в 12 магазинов
- Для большинства пользователей и артистов распространение каверов запрещено
- Нет партнёра-издателя для сбора авторских роялти
- Нет ежедневного отчёта по трендам
- Не включают треки в раздел «Музыка» внутри сториз в Инстаграме