Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
ВНИМАНИЕ!
Информация ниже основана на отзывах подписчиков «Рузке Продюсер» в Телеграме и ВКонтакте. Если представители Soundreliz захотят опровергнуть дальнейшую информацию и отзывы пользователей, мы с радостью опубликуем их ответ как отдельно, так и в рамках материала.
Soundreliz — дистрибьютор, созданный автором телеканала A1 (не тем, который свалка хип-хопа, превратившаяся в ТНТ Music, а именно Первым Альтернативным). Канал про альтернативную музыку был душевным и честным, значит и дистрибьютор должен быть «для артистов», верно? Не совсем.
Soundreliz появился в конце 2017 года и занимается всем сразу. Для крупных музыкантов (например, Глеба Самойлова или группы 7Раса) они печатают винил, устраивают краудфандинг, разрабатывают мерч. Такие же услуги сервис готов предложить музыкантам поменьше, но прайс далеко не самый адекватный, да и качество обслуживания ужасно. Известен случай, когда группа заказала у Soundreliz партию компакт-дисков и получила коробку сидюков с типографским браком, которые ещё и не проигрывались ни на одном устройстве. Деньги группе вернули, но презентация альбома прошла без самого альбома.
Что же касается дистрибуции, то Soundreliz предлагает распространение с сохранением мифических 100% прибыли (об этом чуть позже). Цены на распространение висят на сайте:
- Один-два трека — 499 рублей;
- От трёх до восьми треков — 999 рублей;
- Более девяти треков — 1499 рублей.
Платежи разовые, никаких доплат. К тому же площадка монетизирует ВКонтакте и BOOM.
В общем, всё вроде бы круто: никаких мутных штук, тонн денег как у CD Baby, предоставления персональных документов как у FreshTunes. Но первый подвох ждёт прямо прт размещении релиза: для публикации нужно сначала заплатить. Пока вы не занесёте денег, не получите доступ к личному кабинету, не получите подробного описания фич и возможностей. Вот так вот просто: сразу после рекламной страницы, которая убеждает вас в том, что ВСЕ КРУТЫЕ МУЗЫКАНТЫ УЖЕ ТАК ДЕЛАЮТ, вам надо заплатить денег.
Окей, заплатим. Теперь у нас появился личный кабинет. Но и тут нас ждёт ещё один подвох: Soundreliz всё-таки магазин мерча других артистов, поэтому ваш личный кабинет — кабинет покупателя. Для загрузки музыки нужно зайти в ЛК и найти вкладку загрузки релизов, которая… эталон минимализма. Возможностей так мало, что даже у FreshTunes их больше.
Музыкант может добавить обложку, выбрать жанр, язык контента. Загрузка треков поштучно. Также можно выбрать дату релиза и площадки для размещения (без привязки к странам). Ещё здесь можно пообщаться с модератором. На этом всё. Требования к обложке обычные, проблем в духе всё тех же FreshTunes нет.
Итак, всё заполнено и проверено, релиз отправляется на модерацию. По словам сервиса, внутренняя модерация занимает до десяти дней, а затем ещё неделя уходит на доставку в магазины. Тут-то и начинается самое интересное…
Как рассказывают наши читатели и пользователи, внутренняя модерация занимает до десяти дней. Это могут быть рабочие дни, а могут быть десять дней на какой-нибудь планете в другой галактике. Модератор в чате может не отвечать на вопросы. Вообще. Никогда. Техподдержка работает так же: не отвечает на сайте, по почте и даже по телефону.
Один из наших читателей рассказал, что выбранный им жанр трека оказался устаревшим, площадки его просто больше не поддерживают. Релиз вернулся обратно после модерации. Его нужно отредактировать и отправить снова на проверку. На те самые десять дней. Причём после повторной отправки на модерацию сервис сбрасывает даты выхода релиза, ему проставляется дата доставки в магазины. Вам об этом никто не скажет, перепроверять нужно самому.
Чтобы трек прошёл модерацию, в названии не должно быть «странных» символов — слэшей, скобок, дэшей и прочего. То, что другие исполнители используют такие символы в названиях треков, никого не волнует. В случае, если в вашем треке находится что-то подобное, Soundreliz попросту меняет название трека на подходящее ему и доставляет на площадки. Без предупреждений и обсуждений.
Из других минусов пользователи отмечают, что функция предзаказа треков стоит денег. Можно поставить релиз хоть на следующий год, но за предзаказ придётся заплатить. Добавьте к этому то, что вам не дадут никакой статистики. Информация о заработках только в конце квартала. Никаких подробностей о том, как, когда и с какой комиссией выводить средства.
Ладно, поздравляем, вы прошли все испытания Soundreliz, а ваше творчество теперь присутствует везде, где вы хотели. Треки правильно определяет Shazam, у вас появилась автоматически сгенерированная страничка музыканта в ВКонтакте, даже YouTube выдаёт релиз потреково в поиске и с красивой обложкой вместо видео. Но что это такое, там на YouTube, в графе правообладатель? FreshTunes, наш старый знакомый!
Оказывается, Soundreliz доставляет музыку через FreshTunes. Вам об этом нигде не сказали. На все ли площадки? Неизвестно. Какой процент от прибыли забирает себе FreshTunes? Неизвестно. Работает ли FreshTunes со всеми площадками напрямую или тоже имеет посредника? Никто не знает. Скорее всего мы не знаем много чего ещё, но и этого хватит.
В качестве бонуса — ещё несколько отзывов о работе Soundreliz. Раз:
Два:
Начну с того, что треки моей группы были залиты везде через DistroKid, но до BOOM и Яндекс Музыки руки не доходили (собственноручно залитыми в спешке под релиз в ВК аудиозаписями справлялись, вотэшейм). Летом мне в личку ВК написала девушка — представитель SR с предложением сотрудничать с группой. Задав вопрос о том, какой платформой мы пользуемся, она прислала сравнительную табличку SoundReliz — Distrokid, где зеленым (в сравнении с сухим желтым — FAQ у DistroKid) была отмечена их бесплатная поддержка.
Релизнув в ноябре EP c Distrokid, не имея альтернатив или не зная о таких за скромные деньги (задача была — загрузить только на ЯМ и Boom, так как с другими платформами вопрос был решен), я решила воспользоваться услугами SR: авторизация через ВК и концертный жилет В.Преснякова в рубрике «аукцион» — все в рамках нормалий.
Загрузила треки (4 штуки) 24 декабря. До 9 января висели «на модерации». В максимально скупом личном кабинете есть окно «чат с модератором», куда я начала писать 9-го. Молчание. 12-го января повторила попытку — молчание. Звонила по указанному на сайте номеру телефона в указанное там же рабочее время — нет ответа. Повторив эту процедуру несколько раз с одинаковым результатом, отправилась в личку к виновнице моего прибывания на SR. Оказалось, что она там уже не работает, но, в защиту коллег, связала перебои в работе с новогодними праздниками (ну ладно, ожидаемо) и дала мне ссылку в ВК на другого представителя SR.
20 января, статус в личном кабинете все еще «на модерации», я написала новому «поддерживающему». 22 января выянилось, что треки были залиты на платформы 17 января, а в работе личного кабинета произошел системный сбой. Бывает.
На мои вопросы (у меня наконец появился тот, кому я могла их задавать!) о наилучшей форме обращения за поддержкой, мне ответили: «Вообще в чат релиза лучше не писать, либо мне сюда, либо в почту. Данные о статистике будут приходить на почту, первый через 3 месяца с даты релиза», — довольно сложно это представить, если даже об успешном размещении нас не уведомили.
Прожили мы с живым релизом недолго — в феврале осатаневший соавтор начал кидаться страйками направо и налево, в результате чего пострадал в том числе и BOOM (и аудио, загруженные собственноручно). После запроса в ВК о причине удаления треков, где меня, конечно же, отослали к дистрибьютеру, я написала последнему «поддерживающему» и получила предсказуемый результат в виде сообщения: «Добрый день, к сожалению, ничем вам не помогу, более там не работаю. Обратитесь в сообщения ВК в группе».
В сообщениях в группе ВК, конечно же, никто не отвечает. И тем временем статус релиза по-прежнему «РАЗМЕЩЕНО».
Такие дела. Мы не топим за какой-то конкретный агрегатор, не призываем бойкотировать Soundreliz. Работайте, если вам нравится постоянно находить себе проблемы на жопу и тормозить карьеру — всё ок, естественный отбор в жестоком музыкальном мире.
Плюсы Soundreliz
- Не найдены
Минусы Soundreliz
- Медленная и бесполезная поддержка пользователей
- Узнать об условиях размещения можно только после оплаты
- Размещение музыки занимает очень длительное время
- Размещают треки через FreshTunes
- Работа с сервисом — одна сплошная проблема