Американские и британские создатели синтезаторов у всех на слуху: спроси любого об именитых инженерах, и тебе сразу же расскажут про Боба Муга, Тома Оберхайма и Дона Буклу. Влияние пионеров синтеза неоспоримо, однако формированием ландшафта занимались не только они — на противоположном конце планеты параллельно им работала плеяда японских инженеров, создавших десятки знаковых для современной музыки устройств. Один из них — Фумио Миеда, придумавший Korg MS-20 и навсегда изменивший танцевальную музыку, но, по ряду причин, оставшийся в тени своих западных коллег.
Несмотря на свой возраст, 83-летний Миеда продолжает работать в Korg: он каждый день ходит на работу, придумывает новые эффекты и инструменты, руководит командами разработки и делится своими знаниями с молодым поколением инженеров. Авторы издания Attack Magazine встретились с Миедой-саном в штаб-квартире Korg в Токио и поговорили о его работе, созданных им инструментах, моде на переиздания и схожести эффектов и синтезаторов. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.
Когда мы говорим о пионерах синтезаторостроения, на ум сразу же приходят Боб Муг, Том Оберхайм, Крис Хаггет и Дон Букла. Но как насчёт Фумио Миеды, работающего более полувека в Korg и создавшего десятки знаковых устройств, которые ценятся и по сей день?
В то время как американские и британские инженеры становились известными в рамках собственных компаний, многие талантливые инженеры из Японии остались неизвестными, создавая поистине легендарные устройства для Korg, Roland и других компаний. Оказанное этими людьми влияние на музыку настолько огромно, а наследие обширно, что становится по-настоящему обидно, что сообщество музыкантов до сих пор не знает о них.
Взять хотя бы Фумио Миеду, более полувека работающего в Korg и создавшего большинство из самых известных синтезаторов компании. Список работ 83-летнего инженера поражает: Миеда-сад работал над miniKORG 700 (одним из первых синтезаторов в Японии), Korg Poly 800, Korg M1, чей клавишный звук до сих пор актуален, и, конечно же, над Korg MS-20. Последний изменил танцевальную музыку — Daft Punk, Mr. Oizo, Aphex Twin, Portishead, Жан-Мишель Жарр и ещё сотни именитых музыкантов создавали с его помощью свои знаменитые композиции.
Помимо этого Миеда приложил руку к десятку самых разнообразных эффектов, многие из которых позднее стали основой новых музыкальных инструментов. Среди последних работ инженера — руководство разработкой Korg MS-20 Mini, который в 2023 году отмечает своё 10-летие. Синтезатор стал современной и более компактной версией оригинального MS-20, добился аналогичного успеха и положил начало повальной моде на переиздание винтажных инструментов.
Самое удивительное, что, несмотря на свой почтенный возраст, Миеда-сан не собирается останавливаться. Как и десятки лет назад, он ежедневно приезжает на работу, чтобы руководить разработкой новых инструментов, делиться опытом и придумывать что-то новое.
Мы встретились с господином Миедой в штаб-квартире Korg в Токио. Наше общение длилось 90 минут, во время которых Миеда-сан не прекращал улыбаться и был полон энтузиазма говорить обо всём, что связано с синтезаторами и эффектами. Ниже — сокращённая версия нашей беседы, переведённая с японского языка.
СПРАВКА
Фумио Миеда родился в 1940 году. О молодости инженера известно мало. В 1967 году молодой инженер был приглашён на работу в Korg основателем компании Цутому Като, которая только начинала развивать направление электронных музыкальных инструментов.
В первые годы работы Миеда занялся созданием эффектов для электрогитары, разработав педали Psychedelic Machine и Uni-Vibe. Последняя стала широко известной после того, как Джими Хендрикс выступил с ней на фестивале в Вудстоке в 1969 году.
Используя наработки, созданные им во время проектирования Uni-Vibe, Миеда занялся улучшением популярных в то время электроорганов. Его решения привели к появлению нескольких синтезаторов, значительно продвинувших этот вид инструментов в музыкальном мире.
Работая в Korg, инженер занимался созданием сначала монофонических, а затем и полифонических синтезаторов. Среди разработанных им устройств исторически важный прототип синтезатора Korg Prototype 1, инструменты линейки Korg PE, Korg MS-20 и Korg Poly-800.
В настоящее время Миеда продолжает работать в Korg, а также на регулярной основе пишет статьи для журнала Japan Music Trades. Материалы инженера выходят на страницах издания ежемесячно и посвящены воспоминаниям о развитии музыкальных технологий в середине XX века. На основе серии статей Миеды издательство выпустило книгу «Электронные музыкальные инструменты: прошлое, настоящее и будущее» (англ. Electronic Music Instruments: Past, Present, and Future).
— Сколько времени вы уже работаете в Korg?
— Кажется, около 55 лет. В 1963 году я начал работать в Teisco, компании, которая выпускала электрогитары, а затем стал независимым от какого-либо работодателя. Где-то в 1965 или 1966 году я начал помогать в разработке нескольким производителям музыкальных инструментов. А отношения с Korg начались примерно в 1968 году. Если я ничего не путаю, официальным сотрудником компании я стал где-то в 1970 году.
— Вы до сих пор работаете в офисе [Korg] и приходите туда каждый день?
— Хотя мой путь до офиса занимает около полутора часов, я приезжаю туда каждый день. Порой идеи новых инструментов посещают меня по пути, когда я еду в поезде, и это доставляет мне настоящее удовольствие.
— Возможно, вопрос покажется грубым, но… вы не думали, что пора на пенсию?
— У меня ещё столько незавершённых дел, и с каждым днём их становится всё больше. Если это возможно, какую бы должность я не занимал, я бы хотел разрабатывать инструменты до тех пор, пока у меня есть силы и энергия для этого.
— Вы создали множество прорывных инструментов и эффектов за годы своей работы. Есть ли среди них такое устройство, которым вы по-настоящему гордитесь?
— На самом деле, их много. Но, если выделять что-то, я бы назвал [Korg] Prototype 1 [прототип, объединивший синтезатор и орган — прим. SAMESOUND], который презентовали в Музее науки в Токио в ноябре 1970 года. Я создал его как новый тип органа, не зная ничего о синтезаторах, уже разработанных в других странах. Принцип работы получился похожим на синтезатор, но на презентации его представляли как «новый ансамблевый электронный орган».
У него была большая клавиатура для игры обеими руками, которая взаимодействовала с одним полифоническим источником звука и двумя монофоническими. Прототип использовал переменный фильтр пропускания полосы с двумя ползунками Traveler, при этом для создания звука мы использовали технику синтеза звука на основе искажений — сейчас эта методика известна как нелинейный синтез. Конечно, в то время я не знал, что такое нелинейный синтез, но, экспериментируя с гитарными эффектами, обнаружил, что степень искажений можно изменять с течением времени, что, в свою очередь, кардинально меняет тембр звука.
— Если выбирать среди всех инструментов и эффектов, которые вы создали, то какие из них вы можете назвать своими любимыми?
— Среди эффектов — [Shin-ei] Psychedelic Machine и [Shin-ei] Uni-Vibe, а среди инструментов — [Korg] MiniKorg 700S, Polyphonic Ensemble 2000, MS-20, VC-10 Vocoder и недавно выпущенный ламповый Nutube.
Shin-ei Psychedelic Machine была первой гитарной педалью эффектов, схему которой я разработал полностью сам. Uni-Vibe же развивал идеи Psychedelic Machine, был её продолжением, но без фузза. Где-то через 10 лет после выхода Uni-Vibe [в начале 1960-х годов — прим. SAMESOUND] я узнал, что Джими Хендрикс пользовался ей на фестивале в Вудстоке.
[Korg] MS-20 был создан в кратчайшие сроки и получился именно таким, каким мы его и задумывали. Приятно, что он дожил до наших дней, переходя из рук в руки и переиздаваясь в виде более компактных устройств и программного обеспечения.
Вокодер [Korg] VC-10 Vocoder изначально был лишь идеей, которая возникла совершенно неожиданно в ходе разработки MS-20, и тогда нам показалось, что добавить к вокодеру клавиатуру — достаточно интересное решение. Наверное, это был первый в мире вокодер с клавиатурой.
— Вы известны как создатель инструментов и эффектов. Что из них вам ближе?
— В моём понимании, педали эффектов и синтезаторы — это одно и то же. Синтезаторы просто стали продолжением эффектов.
Взять, например, фузз, который я создал в 1960-х годах. Я экспериментировал с разными видами искажений и, к своему удивлению, обнаружил, что если я с течением времени начну менять форму искажений, то звучание станет другим, начнёт напоминать, например, трубу. Сейчас мы называем это нелинейным синтезом, но тогда всё это было неизвестно. На основе этого открытия позднее был создан Prototype 1.
— В этом году [Korg] MS-20 Mini празднует 10-летний юбилей, с чем мы хотим вас поздравить. И он до сих пор продаётся. На ваш взгляд, чем вызвана такая популярность?
— Мне кажется, всё дело в том, что мы выпустили его всего лишь через шесть месяцев после того, как появилась идея инструмента. Мы придумали концепцию и без каких-либо сомнений точно определились с характеристиками. Если бы мы были в чём-то не уверены, то после его выпуска думали бы, что стоило сделать что-то не так или по-другому, но таких мыслей не было. Поэтому я до сих пор считаю, что с MS-20 мы всё сделали правильно.
В самом начале проекта я заявил, что смогу одновременно сделать несколько моделей синтезаторов за полгода. Чтобы сдержать слово, пришлось изрядно потрудиться, но времени для сомнений или каких-то споров в ходе планирования, проектирования и производства не было. Чуть позже мы выпустили вокодер VC-10 Vocoder и другие периферийные устройства к нему.
Век электронных инструментов не долог: большинство из них забываются через 10 или 20 лет после выхода. Те инструменты, которые переиздаются сегодня, имеют для этого вескую причину и речь вовсе не о финансах и прибыли. Речь о том, что они актуальны и по сей день.
Фумио Миеда, создатель Korg MS-20
— MS-20 Mini был одним из первых современных переизданий классических аналоговых синтезаторов. Что было самым сложным в переделке этого инструмента под реалии настоящего времени? Насколько тяжело было передать дух старого инструмента, используя современные компоненты и технологии?
— На самом деле, мы не были до конца уверены, что MS-20, созданный несколько десятилетий назад, не имеющий встроенной памяти и даже полифонии, действительно будет продаваться.
С технической точки зрения, нет никаких проблем повторить другие инструменты, используя более современные компоненты. Однако по мере развития технологий и появления более новых материалов становится труднее использовать какие-то части оригинальных схем. Например, в 1970-х годах клавиатуры оснащались переключателями с металлическими контактами, но сегодня таких переключателей больше не делают — индустрия давно перешла на резиновые переключатели. В итоге мы не можем использовать ту же схему работы клавиатуры, которая применялась несколько десятилетий назад.
Могу привести и другой пример. Поскольку в 1970-х годах операционные усилители были невероятно дорогими, оригинальный miniKORG 700 практически полностью строился на транзисторах. При выпуске переиздания miniKORG 700 FS мы смогли использовать операционные усилители, являющиеся более «чистыми» компонентами с точки зрения схемотехники, но получилось так, что новая версия звучит немного иначе в сравнении с оригиналом.
— Если смотреть на весь рынок в целом, как вы относитесь к тому, что компании перевыпускают старые инструменты?
— Век электронных инструментов не долог: большинство из них забываются через 10 или 20 лет после выхода. Те инструменты, которые переиздаются сегодня, имеют для этого вескую причину и речь вовсе не о финансах и прибыли. Речь о том, что они актуальны и по сей день.
Возможно, дело ещё и в том, что у старых синтезаторов есть то, чего нет у современных инструментов. Я говорю не об обилии технических характеристик, а о чём-то более важном. Переделка старых вещей помогает осознать нам их ценность, увидеть, что у нас есть всё, чтобы реализовывать любые свои идеи.
— Моим первым синтезатором был [Korg] Poly-800, поэтому я бы хотел отдельно спросить о нём. Откуда взялась идея использовать чип MSM5232 для этого инструмента? Это довольно необычный выбор.
— Приятно встретить пользователя Poly-800! Чип MSM5232 изначально создавался для телевидения и предназначался для мультиплексирования текста — функции телетекста, которая сегодня хорошо всем знакома. Микросхема вставляла текстовую информацию в перерывы телевизионного сигнала, но кроме текста в эфир можно было добавлять и музыку, генерируемую чипом.
В те времена Korg работала с Oki Electric и телесетью Nippon TV над новой звуковой микросхемой, которую можно было бы использовать в телевизорах для добавления в эфир дополнительной звуковой информации. В итоге на основе чипа создали несколько разных продуктов, включая синтезаторы SAS-20 Personal Keyboard и Poly-800. В Poly-800 использовалась огибающая громкости для каждого голоса, но только один общий фильтр. Я слышал, что сегодня такую схему называют парафонической, но в те времена этот термин был мне незнаком.
— Вы разработали множество великолепных продуктов за свою карьеру. Остались ли ещё какие-то инструменты или эффекты, которые вы хотели бы создать?
— Их много! Например, сегодня эффекты делят на всевозможные категории — модуляторы, исказители и так далее. Но я бы хотел создать эффект, который невозможно классифицировать.
Есть много вещей, которые хотелось бы реализовать в отношении клавиатур. Не уверен, что сейчас самое время апеллировать богатством функций — этим людей не заинтересуешь. Мне бы хотелось создать инструменты, мотивирующие музыкантов ежедневно пользоваться ими, даже если у них будет всего одна функция.
Сегодня мы находимся на заре стандарта MPE — клавиатуры с его поддержкой только-только стали распространяться на рынке. И хотя на стандарт возлагали большие надежды, обещая музыкантам невероятную динамику и экспрессию, я пока ещё так и не услышал композиций или произведений, которые были бы возможны только благодаря MPE. Можно сказать, что стандарт до сих пор находится в зачаточном состоянии, но мне кажется, что оценить его ценность можно будет только тогда, когда появятся совершенно новые музыкальные произведения, невозможные без MPE.
— Оригинальный MS-20 оказал огромное влияние на танцевальную музыку. Слышали ли вы о том, как он повлиял на неё? Как вы относитесь к тому, как музыканты используют этот инструмент в своём творчестве?
— В этом году мне исполнилось 83 года. С возрастом я понял, что не могу привыкнуть к новой музыке, однако всецело принимаю и воспринимаю танцевальную музыку — она не вызывает у меня отторжения. Возможно, дело в том, что она напоминает мне о 1950-х годах, когда я был юным и увлечённым электронной музыкой того времени. Такая музыка нравилась мне потому, что она была простой и ритмичной, и ей можно наслаждаться без каких-либо знаний сложной музыкальной теории. Репетативность простых особо простых ритмов опьяняет, не так ли?
— Вы когда-либо слышали песню Mr Oizo «Flat Beat»? Она известна в том числе из-за использования MS-20.
— Не знаю, что думают другие, но я вижу этот ролик впервые и… видео превосходное. Звук простой, но потрясающий. Наверное, я скажу очевидную вещь, но ролик в очередной раз подтверждает, что весь секрет не в том, какой инструмент вы используете, а в том, как именно вы его используете.
Я всегда думал, что смешение нескольких звуков всего лишь создаёт очередной скучный звук. Поэтому я опасаюсь, что чем больше функций будет в синтезаторах, тем больше людей будут создавать скучную, привычную и в какой-то мере традиционную музыку. Богатство функций не должно отменять желания создать что-то интересное.
В общем, если MS-20 каким-то образом вдохновил автора этой композиции, то мне, как создателю инструмента, это особенно приятно.