Музыкальный продюсер Армин Бауэр из немецкой студии Sonique-Centrale провел тест микрофонов российского завода «Октава». Звукорежиссер и прокатчик ранее уже тестировал комплект MK-012-20 российского производителя и остался доволен результатами. А теперь решил взять микрофон более высокого ценового диапазона. Выбор пал на представителя премиальной линейки и одну из самых дорогих моделей «Октавы» — ламповый микрофон МКЛ-5000. Посмотрим, как работает этот микрофон с разными предусилителями в руках одного из опытнейших специалистов Германии.
Забегая вперёд: Октава МКЛ-5000 — прекрасный микрофон, идеально подходящий для множества студийных задач. Согласно описанию производителя, модель обладает великолепной гибкостью: устройство одинаково успешно в работе с голосом или акустическими инструментами. Но так ли это на самом деле?
Комплектация МКЛ-5000
МКЛ-5000 — ламповый микрофон с двухмембранным капсюлем и переключаемыми характеристиками направленности «круг», «кардиоида», «восьмерка». Переключатель расположен на корпусе микрофона.
Микрофон довольно большой — длина 255 мм, диаметр 64 мм, вес чуть больше килограмма. Для визуального и конструктивного решения была выбрана классическая бутылочная форма. Вся электроника расположена в металлическом цилиндре. Капсюль оснащен двумя однодюймовыми (25,4 мм) мембранами с золотым покрытием и защищен двухслойной решеткой.
Массивный микрофон снабжен простым и функциональным держателем модели АМ-65/27. Сменные резинки для амортизатора включены в комплект.
Переходник с резьбы 5/8 на 3/8 включен в комплект. В технических характеристиках микрофона указано, что его частотная характеристика охватывает диапазон от 20 Гц до 20 кГц, модуль полного электрического сопротивления составляет 600 Ом, чувствительность — 18 мВ/Па, а максимальное звуковое давление — 124 дБ.
В качестве вакуумной электронной лампы в составе микрофона используется пентод 6Ж1П, сделанный в России. Микрофон работает от внешнего блока питания БП-103.
Пятиконтактный разъем для подключения микрофона и выходной разъем XLR расположены на передней панели. Здесь же установлен рабочий светодиод. На задней панели находится розетка для подключения к сети с выключателем питания и предохранителем. Небольшое углубление на нижней стороне обеспечивает доступ к выключателю от 220 до 110 вольт. Блок питания по электробезопасности соответствует требованиям ГОСТ IEC 60065-2013 для аппаратов I класса.
Весь комплект упакован в деревянную коробку размером 500×305×165 см, и, по оценке Армина Бауэра, это лучшее, что он когда-либо видел.
Качество сборки
Достаем микрофон из кейса. Форма корпуса и капсюля утонченная, простая и лаконичная. Обработка металла и нанесение краски безупречны.
Это же можно сказать и об амортизаторе, который даже снабжен войлочной изоляцией, чтобы не поцарапать нижнюю сторону микрофона. Из-за этого микрофон надо вставлять в гнездо очень плотно.
Источник питания изготовлен из прочной листовой стали и не требует вентиляционных отверстий. Производство качественное, язык дизайна простой. Идущий в комплекте специальный кабель длиной пять метров оснащен штекерами Neutrik.
Октава МКЛ-5000 в работе
Как и любому другому ламповому микрофону, МКЛ-5000 перед началом работы необходимо «разогреться» в течение нескольких минут. Сначала сравним его с AKG C414 B-ULS с кардиоидной характеристикой направленности, подключенным к интерфейсу Universal Audio Apollo.
Октава сразу заработала плюс — ей нужно примерно на 5 дБ меньше усиления, чем понадобилось AKG, поэтому низкий фоновый шум практически незаметен.
Первый тест дает неожиданный результат. Недавно Армин тестировал модульную систему МК-012-20 — микрофон с тремя узкомембранными и одним широкомембранным капсюлями от российского производителя. И был впечатлен узнаваемым ровным звучанием в среднечастотном спектре.
Тонкое открытое звучание МКЛ-5000 прямо противоположное — звук современный, яркий. Здесь AKG звучит иначе — плотнее, создает большее давление в средних частотах и, таким образом, делает голос более полным. МКЛ-5000 в свою очередь предлагает гораздо более ровную частотную характеристику. У микрофона выражены высокие частоты, но при этом звучание нейтральное, без «песка». Едва улавливается тепло, присущее ламповым микрофонам. Из чего следует логичный вывод, что MKЛ-5000 является одним из наиболее нейтральных микрофонов и не окрашивает звук лишними характеристиками.
Микрофон легко справляется с атаками и перегрузками. Он звучит отлично на расстоянии руки и ближе, около 60 см. Кардиоида довольно широкая, поэтому на небольшом расстоянии можно петь «вдоль» капсюля, чтобы уменьшить поток воздуха. Микрофон очень хорошо и быстро воспроизводит переходные процессы, не «размазывает» звук.
При переключении на характеристику направленности восьмерка микрофон становится немного ярче. Здесь исполнитель может даже наклониться ближе к капсюлю — примерно на расстоянии 5 см. В то же время низкие и средние частоты более выражены. Поэтому восьмерка может быть использована как альтернативный вариант, который должен придать звучанию немного больше характера.
Интересно как микрофон с преимущественно нейтральной настройкой, такой как Октава MKЛ-5000, реагирует на разные предусилители. Начнем с Solid State Logic XR627 в формате X-Rack.
SSL нейтрален, придает звучанию чуть больше деталей. Отличия от предусилителей Apollo не бросаются в глаза, но они заметны. Предусилитель выравнивает гармоники всех порядков, делая сигнал более ровным. Удачное сочетание.
Также хорошо МКЛ-5000 работает в связке с Warm Audio WA73-EQ. Предусилитель на базе Neve 1073 хорошо отрабатывает пики по средним частотам, благодаря этому звук шелковистый, что также приносит пользу Октаве МКЛ-5000, которая здесь приобретает особый характер. Преамп обрабатывает верхний спектр частот микрофона таким образом, что по верхам звук приобретает более мягкий характер, а по средним частотам более глубокий.
WA73-EQ теперь имеет трехполосный эквалайзер с фиксированными частотами. Таким образом, можно проверить, как микрофон реагирует на различные настройки. Совет: сделать небольшой акцент на 10 кГц, чтобы снова поднять высокие частоты, и повторить при 1600 Гц, чтобы улучшить разборчивость текста песни.
По сути, МКЛ-5000 обеспечивает очень сбалансированный звук, который не обязательно должен быть обработан эквалайзером. Но Октава не так хорошо совместима со следующим предусилителем — Channel One от SPL — оснащенным трансформаторами Лундаля на входах и выходах. Здесь сигнал становится неудобно зернистым, что противоречит основному характеру МКЛ-5000.
Еще одна попытка. Предусилитель TL Audio Ebony A1 с переключаемым ламповым каскадом. Здесь сигнал изначально теряет свою красивую высоту, но явно выигрывает в середине. С добавлением насыщенности, высокие частоты снова увеличиваются и создают обертоны, которые вносят небольшое, но приятное искажение. Это может быть хорошим выбором для рок-голосов.
Не следует скрывать тот факт, что эта комбинация шумная, поэтому для тихой и хорошо прорисованной записи звука понадобится другой предусилитель.
Выводы
МКЛ-5000 ламповый микрофон, который впечатляет современным и гармоничным звучанием. Это, в первую очередь, нейтральный передатчик, а не формирующий звук элемент.
С помощью различных предусилителей сигнал может быть хорошо сформирован и адаптирован к соответствующей цели. Различные характеристики направленности обеспечивают возможности дальнейшего изменения.
МКЛ-5000 нельзя назвать дешёвым устройством — стоимость микрофона в рознице достигает 86 000 рублей. Тем не менее не стоит забывать, что за эти деньги вы получите премиальный ламповый микрофон, который идеально сбалансирован по соотношению цены и качества.