Разбираемся в том, что такое параллельные гармонии, параллельное движение, а также параллельные интервалы и аккорды.
Если по какой-либо причине вы избегаете использования параллельных гармоний в своей музыке, то подумайте еще разок. При правильном использовании параллельные гармонии могут стать крайне эффективным инструментом в руках современного композитора.
Параллельные гармонии могут вызвать неподдельное удивление слушателя, и, к счастью, это именно тот эффект, которого можно добиться при их использовании. Обычно, в традиционной гармонии стараются избегать использования параллельных октав и квинт, но для написания более современной музыки стоит все же пренебречь этим. Разобравшись в голосах и их параллельном движении, а также благодаря аккуратному и своевременному оправданному использованию, параллельные гармонии могут привнести в музыку достаточно интересные ходы.
Давайте взглянем на три варианта использования параллельных гармоний, которые ломают правила музыки, устоявшиеся еще в XVIII веке.
Параллельное движение
Простейшим вариантом применения параллелизма можно назвать параллельное движение. При использовании параллельного движения можно особо не переживать о совместном движении аккордов вверх или вниз в одно и то же время — основное внимание должно уделяться межинтервальным отношениям между звуками.
В данном примере можно заметить, что ноты далеко не всегда «движутся» в одном направлении. Несмотря на это, тональность музыкальной зарисовки остается неизменной (в нашем случае это Фа мажор), а звуки хорошо соотносятся друг с другом.
Конечно, такой пример сложно назвать полноценной параллельной гармонией, но это довольно неплохая отправная точка для освоения этой техники. Разобравшись с принципами этого примера, стоит углубиться в премудрости параллельных гармоний.
Параллельные интервалы
В этом примере сохраняется не только интервал между основными звуками аккорда, но и расстояние между каждым из звуков, входящих в аккорд.
Совсем не обязательно использовать параллельные интервалы только с обычными трезвучиями или простыми устойчивыми интервалами. Можно «наслаивать» и другие интервалы выше последних звуков: к примеру, добавить кварты для создания по истине многослойной текстуры.
Сами по себе интервалы могут звучать достаточно неприятно или даже не разрешённо, но при исполнении (во время «движения» музыки) их звучание станет более понятным.
Параллельные аккорды
Как только вы освоитесь с применением обыкновенного движения и интервалов, самое время браться за что-то более сложное, а именно за использование параллельных аккордов.
Использование параллельных аккордов применяется во многих музыкальных стилях: от популярной и танцевальной музыки и до джаза и рока. В рамках «домашней работы» можно послушать творчество таких композиторов как Клод Дебюсси или Жозефа Мориса Равеля, чтобы понять применение параллельных аккордов на практике.
При использовании параллельных аккордов, каждая нота аккорда движется в рамках одного интервала (каждая нота повышается на полтона, или каждая нота понижается до какого-либо тона), а межинтервальные отношения между индивидуальными аккордами сохраняются. Таким образом, получается нисходящее или восходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры без учета каких-либо правил традиционной гармонии.
Допустим, если вы используете минорный нонаккорд, то и все последующие и параллельные аккорды также должны быть минорными нонаккордами. При таком положении вещей придется использовать аккорды вне тональности музыкального произведения, над которым вы работаете, но это совершенно нормально.
Заключение
Пытаясь применить параллельные гармонии в собственной музыке, постарайтесь начать с малого: используйте их аккуратно, по чуть-чуть и только в тех случаях, когда это будет оправдано.
Использование мелодий с параллельными аккордами в аккомпанементе может стать хорошим подспорьем в создании необычных и удивительных проигрышей в середине песни, а также привлечь дополнительное внимание слушателей в те моменты, когда с этим не может справиться традиционная музыкальная гармония.