in

Огонь!Огонь! Йееее!Йееее! Хм...Хм...

Собираем первый сетап для работы со звуком [конспект лекции]

Не оборудование делает музыку, а люди.

Собираем первый сетап для работы со звуком (конспект)

Интернет-магазин Dr. Head на собственном YouTube-канале выпустил интересное видео о сборке первого домашнего студийного сетапа. В 35-минутном видео звукорежиссёр Илья Лукашев рассказывает, что нужно учесть при оборудовании первой домашней студии звукозаписи, а также предлагает несколько вариантов девайсов на разный бюджет.

Для тех, кто не любит или не хочет смотреть, был создан этот конспект рассказа Ильи. Соглашаться с его позицией или нет — личное дело каждого (если с чем-то не согласны, расскажите в комментариях с чем именно и почему).

“Предпроверочные” вопросы

  1. Как найти оптимальную точку в помещении для расположения мониторов.
  2. Что такое микрофонный эффект и где он проявляется?
  3. Чем отличаются пассивные мониторы от активных?
  4. Когда вам “подпевает” мебель, и что происходит в результате этой “подпевки”?
  5. В чем идея хорошего мониторинга?

Введение

В ролике не идёт речь о студии звукозаписи как таковой, однако рассказывается о ряде моментов, которые необходимо учитывать при планировании своего первого рабочего места.

До того как вы начнете выбирать классный компьютер, классные дорогие мониторы, микрофоны и прочее, запомните:

Не оборудование делает музыку, а люди.

Но человеку необходимо пространство, поэтому…

Поиск оптимальной точки в помещении

Необходимо определится с тем, где вы планируете разместить свое рабочее место. В любом помещении существуют точки, где музыка звучит лучше. Существуют и обратные точки, в которых звучание становится намного хуже. По этой причине первое, что нужно сделать, – понять, как звучит помещение.

Акустически плохо обработанное помещение станет неудачным местом для работы с первого дня. В смету затрат на оборудование нужно заложить бюджет не только на сами железки, но и на отделку помещения

Акустический поролон
Пирамидальный акустический поролон

Акустическая отделка панелями из пирамидального акустического поролона неэффективна. Небольшой улучшающий эффект от них будет, однако область спектра, в которой они работают, не позволяет использовать такие панели с максимальной эффективностью. Не живите мечтами, что можно оббить всю комнату поролоном и всё будет круто.

Когда вы окажетесь в потенциальном рабочем помещении, сделайте следующее:

  1. Позовите друга или подругу
  2. Возьмите любой мощный источник звука (монитор, беспроводную колонку)
  3. Дайте источник звука другу/подруге
  4. Попросите товарища перемещаться по пространству с источником звука
  5. Слушайте, в каких местах звук будет тембрально лучше, чище, понятнее и приятнее

Скорее всего таких точек окажется несколько. Отметьте такие места – здесь вы поставите свой рабочий источник звука.

Из чего состоит рабочее место?

1. Компьютер

На форумах часто говорят: “Я перешёл на Mac и со звука будто одеяло скинули. Вот насколько крутой компьютер и насколько компьютер на Windows не звучит”. Это полнейший бред. Не слушайте таких людей. Выбирайте ту платформу, которая вам удобнее.

Для производства музыки огромную роль играет тактовая частота процессора (на рисунке ниже обведено синим), а не количество потоков обрабатываемых данных (обведено оранжевым). Количество потоков полезно при рендеринге готового материала, однако при обработке аудио в реальном времени требуется высокая тактовая частота, а не многопоточность.

Тактовая частота и количество потоков
Синяя обводка – тактовая частота, оранжевая – количество потоков

Экономить на процессоре не нужно. Отдавайте предпочтение версиям с максимальной тактовой частотой.

Для тех, кто занимается написанием музыки важны объём и скорость оперативной памяти. Современные виртуальные инструменты потребляют огромное количество оперативки, поэтому её должно быть с запасом. Лучше начинать с 32 ГБ, но чем больше – тем лучше.

2. DAW

На конечный звук музыкального материала влияет не программа, а то, как вы ей пользуетесь. Программ для записи музыки (DAW) – десятки, но выбирать её нужно исходя из задач, которые ставите перед собой. Вариантов полно:

  • Ableton Live, если собираетесь и писать музыку, и выступать;
  • Steinberg Cubase/Nuendo, если пишете музыку для кино;
  • Avid Pro Tools, если хотите работать на промышленном стандарте и не боитесь отсутствия гибкости в работе;
  • Cockos Reaper, если вам нужен максимально аскетичный и производительный инструмент;
  • Image-Line FL Studio, если ищете простой и понятный вариант;
  • Logic Pro X, если работаете на macOS.

Какую программу вы бы не выбрали, помните: ни одна DAW не лучше других. Привыкли к какой-то программе – изучайте её дальше. Если ещё не определились с выбором, пробуйте всё, что вам понятнее и милее.

Разговоры о том, что программы влияют на звук оставьте для российских музыкальных форумов, застрявших в середине 1990-х.

3. Аудиоинтерфейс

Главный вопрос при выборе аудиоинтерфейса аналогичен вопросу выбора программы: “Что я хочу делать?”. Моделей звуковых карт – сотни, выбор сделать достаточно просто исходя из собственных интересов и бюджета.

Если будете записывать много живых инструментов, потребуется карта со множеством входов. Если планируете записывать только гитару, синтезатор и вокал, то двух входов будет более чем достаточно.

Перед выбором задумайтесь также о выходах на наушники. Для тех, кто работает один, хватит одного выхода. Тем, кто будет писать исполнителей, лучше смотреть в сторону моделей с несколькими выходами на наушники (например, SSL 2+), либо задуматься о покупке разветвителя. Учитывайте этот момент, вы не сможете дать один наушник исполнителю, а один оставить у себя.

Не покупайте старые аудиоинтерфейсы, которые вышли раньше 2015 года. Такие устройства могут не поддерживать современные операционные системы, либо лишиться поддержки в ближайшее время.

Что касается протоколов, то выбор между USB, Thunderbolt и FireWire должен зависеть только от того, какой порт имеется в вашем компьютере. С точки зрения скорости и качества работы нет никакой разницы, о чём подробнее можно прочитать здесь.

USB Type-C
Разъём USB Type-C, но имеет ли он поддержку Thunderbolt неизвестно

Если берёте карту с Thunderbolt, убедитесь в поддержке интерфейса на стороне компьютера. Однако даже наличие порта, похожего на Thunderbolt, не означает поддержки этого протокола – часто производители ставят на свои компьютеры обычный порт USB Type-C. Узнать о поддержке протокола можно только из документации на сайте производителя.

4. Коммутация (кабели)

Связь между аудиоинтерфейсом, оборудованием и компьютером происходит посредством кабелей. Коммутация – важный вопрос, хотя вокруг него немало мистицизма. Одни полагают, что качество кабеля сильно влияет на звук, поэтому вкладываться в провода нужно по максимуму. Другие считают, что кабель абсолютно не важен, можно взять любой, ведь главное, чтобы информация по нему прошла из точки “А” в точку “B”.

Обе стороны отчасти правы. Однако качество кабеля связано с оборудованием, которое он соединяет. В зависимости от того, какие объекты вы соедините проводом, кабель повлияет на итоговое звучание в большей или меньшей степени.

К примеру, при подключении электрогитары и баса влияние кабеля ощутимо. В то же время при коммутации студийных мониторов и усилителя влияние кабеля заметно не так сильно (но всё равно заметно).

Экономить на кабелях не нужно, однако и покупать самые дорогие нет смысла.

Дешёвый кабель проигрывает дорогому исключительно по техническим причинам:

  1. Качество экранирования дорогих кабелей лучше. Оно напрямую влияет на то, как сильно проходящий через кабель сигнал защищён от наводок и помех.
  2. Качество изоляции дорогих кабелей лучше. При качественной изоляции кабель защищён не только от внешних факторов (перегибов, заломов, влаги), но и от вибраций сигнала. В таких случаях сильнее проявляется микрофонный эффект – явление, при котором часть электрической цепи воспринимает звуковые колебания подобно микрофону. Дешёвые кабели сильнее воспринимают вибрацию – звук собирает больше низкочастотного мусора и становится грязнее.

5. Студийные мониторы

Студийные мониторы – необходимый атрибут любого музыкального рабочего места. Они важны для любых музыкальных занятий: написания, продюсирования, аранжировки, сведения, записи и мастеринга музыки.

Многие думают, что если они пишут, а не сводят музыку, то студийные мониторы им не нужны. Однако, чем качественнее мониторинг, тем лучше конечный результат.

Простая аналогия: представьте, что вы хотите изобразить очень мелкие детали в картине, но близоруки. Вам могут помочь хорошие очки, которые исправят недостаток зрения. Мониторы подобны очкам: вы услышите больше деталей в звуке.

На рынке существуют сотни моделей мониторов, однако для их выбора нужно определиться с типом самих мониторов. Максимально подробно и доступно о выборе мониторов для студии звукозаписи уже рассказывалось здесь. Не будем повторяться и ограничимся тем, что базовый выбор происходит между двумя типами устройств:

  • Пассивными с внешним усилителем
  • Активными с встроенным усилителем

На начальном этапе большинство покупают активные мониторы из-за удобства и простоты использования. Активные мониторы поистине просты в работе: подключили сетевой кабель, нажали кнопку включения, готово. Пассивные мониторы несколько сложнее в своём устройстве, однако большинство профессионалов и музыкантов работают именно на них.

Мониторы также разнятся по размерам – существуют маленькие, средние и большие модели. Большие мониторы не нужны в маленькой неподготовленной комнате, хотя чем больше помещение, тем крупнее модель должна быть установлена в студии.

Как и свет, звук имеет волновую природу, поэтому для “раскачки” комнаты нужно место. Низкочастотный звук имеет большую длину волны (до нескольких метров), поэтому в маленьком помещении большие мониторы создадут много проблем.

Ещё один факт: мониторы не нужно выбирать по характеристикам, мониторы нужно слушать. Потратьте немного времени, выберите магазин с возможностью прослушивания и протестируйте несколько моделей в реальном окружении. Предпочтение отдавайте тем устройствам, чей звук вам нравится больше. У всех мониторов собственная амплитудно-частотная характеристика, а у каждого человека собственное восприятие звука, поэтому одни модели кому-то покажутся прекрасными, а кому-то – нет.

6. Мониторные наушники

С наушниками ситуация аналогичная: выбирать нужно ушами, а не цифрами. Как и мониторы, наушники можно разделить на два основных типа:

  1. Открытые студийные наушники. Модели для тех, кто пишет и сводит музыку. Звучат более натурально, легче и комфортнее. Звук распространяется во все стороны (в уши и в окружающий мир). Не подходят для записи голоса – звук в наушниках будет попадать вовне и захватываться микрофоном.
  2. Закрытые студийные наушники. Модели для записи музыки. Могут звучать более плоско, полностью изолированы от окружающего мира.

В общем, если собираетесь одновременно заниматься и записью, и сведением, понадобятся оба типа наушников.

7. MIDI-контроллер

Многие звукорежиссёры думают: “Я – звукорежиссёр, мне не нужна MIDI-клавиатура, ведь я не создаю музыку”. Ничего подобного.

MIDI-контроллер – очень полезный инструмент в работе любого представителя музыкально-креативного класса. Контроллер преобразует определённые физические процессы в набор цифровых команд формата MIDI.

Arturia MiniLab 25
MIDI-клавиатура как один из видов MIDI-контроллеров

MIDI-контроллер – не более, чем набор клавиш, крутилок и фейдеров. Пользователи сами могут назначить нужные параметры на каждую кнопку: можно “оттюнить” вокал, активировать эффекты, играть на музыкальных инструментах.

Начинающим не нужно тратить много денег на дорогущую MIDI-клавиатуру. Лучше купить небольшую и качественную модель, чтобы она покрывала все ваши навыки, возможности и потребности.

8. Акустическая отделка

После выбора рабочего места и его непосредственного обустройства, нужно подумать о минимальной акустической отделке комнаты вокруг своей домашней студии. Самые важные места, которые нужно исправить – потолок и стены слева и справа от рабочей области. Желательно, чтобы помещение было симметричным, а само рабочее место не находилось близко к стенам, о чём подробнее рассказывалось здесь.

Стены и потолок нужно оббить акустическими звукопоглощающими панелями, которые лучше заказать у профессионалов. Панели помогут сфокусировать звук, чтобы он звучал так, как нужно. В противном случае звук будет сильно разниться и размазываться (всё равно, что если в очки вставить разные линзы).

Помимо этого помощь могут оказать программные системы коррекции мониторинга наподобие Sonarworks Reference и dSONIQ Realphones. До использования корректоров нужно максимально подготовить помещение – правильно поставить мониторы, доработать комнату и выбрать подходящее место.

Идея хорошего мониторинга в том, чтобы слышать звук таким, какой он есть.

Важно, чтобы на пути звука от мониторов до ушей было как можно меньше отражающих поверхностей. Звук отражается от всего, что создаёт искажённое восприятие: мы слышим не только сигнал из мониторов, но и сигнал, отражённый от стен, стола и других поверхностей. Отражения сильно влияют на восприятие, поэтому рекомендуется не ставить огромные столы в домашнюю студию, а ограничиться более компактным рабочим местом.

Когда мониторы звучат, особенно в низкой части звукового спектра, вибрация низких частот передаётся на поверхность мебели. Как итог. мебель начинает “подпевать” мониторам и портить общую картину звука. Звук кажется более жирным и густым, создаётся ощущение, что низа достаточно, но на деле, в нормальной студии, становится понятно, что микс звучит скудно.

Чтобы минимизировать эффект “подпевки”, купите стойки для мониторов. Они должны быть увесистыми (полую часть иногда специально засыпают песком), чтобы максимально гасить вибрации. Если поставки некуда поставить, купите антивибрационные подставки под мониторы.

9. Микрофон

Микрофоны можно разделить на несколько типов:

  1. Динамические. Представляют собой мембрану, соединённую с проводником. Проводник располагается в сильном магнитном поле, которое создаётся магнитом.
  2. Конденсаторные. Работа основана на использовании свойств электрического конденсатора.
Динамический микрофон Shure SM58
Динамический микрофон Shure SM58

У каждого микрофона уникальная частотная характеристика. Не важно, сколько стоит сам микрофон, ведь слишком многое здесь зависит от голоса певца. Бывает так, что голос человека идеально звучит через микрофон за 8000 рублей, в то время как в микрофоне в десять раз дороже голос становится скучным и слабым.

Не бывает одного микрофона на все случаи жизни. Для каждой задачи нужно своё устройство. Выбирать нужно исходя из самого звука: слушайте, как модель пишет ваш голос, как модель пишет гитару и так далее.

Представьте, что у вас есть одно большое и одно маленькое окно. Стекло в каждом окне – мембрана. Когда вы стучите по стеклу, большое окно сильнее вибрирует и даёт более низкие звуки. Маленькое окно вибрирует слабее и выдаёт более высокий звук при вибрации. Для записи акустических инструментов лучше выбирать “маленькое окно” – узкомембранный микрофон, который даст более чистый и стерильный звук гитар, ударных и любых других инструментов.

Особая ступень в развитии – ленточные микрофоны. В таких устройствах вместо катушки в магнитном поле используется гофрированная лента из алюминиевой фольги. Фактически ленточные микрофоны – те же динамические, в которых приёмником служит не мембрана, а тонкая лента. Она колеблется при поступлении вибраций и интерпретирует их в звуковую информацию.

Большинство ленточных микрофонов обладают диаграммой направленности “Восьмёрка”. Они могут записывать звук как перед собой, так и за собой. В неподготовленном помещении ленточный микрофон не будет записывать чисто в отличие от кардиоидной диаграммы, которая записывает звук строго перед собой. Подробнее о диаграммах направленности можно узнать из этого материала, а также посмотреть на диаграмме ниже.

Диаграммы направленности микрофона
Диаграммы направленности микрофона

Динамические микрофоны хороши тем, что они устойчивы к вибрациям и падениям. Они менее чувствительны, не передают звук настолько детально, насколько это делают конденсаторные микрофоны. Отнести такое поведение к минусам нельзя, ведь это скорее плюс – там, где нужен звук “широкими мазками” и можно пожертвовать детализацией можно использовать динамический аппарат.

Чтобы подобрать микрофон для вашего голоса, нужно покататься по магазинам и послушать, как именно разные модели записывают ваш голос. Выбрать идеальное устройство как-то иначе невозможно.

10. Плагины

Большая библиотека плагинов не нужна, ведь лучших результатов добиваются те, кто досконально изучает тот минимальный набор плагинов, который есть у него. В первые полтора-два года вам хватит штатного набора инструментов, поставляющегося вместе с DAW.

Обладая более узкими возможностями мы учимся быть более гибкими и добиваться больших результатов несмотря ни на что. Когда в ваших руках оказывается всё и сразу, вы распыляетесь и не добиваетесь ничего.


Ещё больше конспектов в telegram канале nearmusic

Материал опубликован пользователем. Каждый читатель SAMESOUND.RU может опубликовать историю, поделиться опытом или создать опрос. Добавить пост!

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
8 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии