Американская ассоциация звукозаписывающих компаний RIAA назвала «умные» сервисы онлайн-мастеринга музыки угрозой музыкальной индустрии. Сервисы мастеринга на основе искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения попали в отчёт RIAA впервые.
Согласно информации издания TorrentFreak, в начале недели комиссия RIAA (англ. Recording Industry Association of America, RIAA) передала в Торговое представительство США отчёт о сервисах, способствующих распространению пиратства или выступающих в качестве угрозы для музыкальной индустрии. В документе перечислены торрент-трекеры, киберлокеры, вирусы-шифровальщики и вырусы-вымогатели, сервисы копирования потоковой передачи музыки.
Впервые в отчёт попали сайты и сервисы онлайн-мастеринга музыки на основе искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения. В список также попали сайты-экстракторы, создающие а-капелла версии песен.
По мнению RIAA, искусственный интеллект — «модное словосочетание, используемое стартапами и компаниями в технологической области». Представители ассоциации отмечают, что, несмотря на существование продвинутых алгоритмов, способных решать сложные задачи, правовой статус искусственного интеллекта и ответственность за его деятельности не определены. В частности, RIAA отмечает, что алгоритмы могут нарушать авторские права, принадлежащие другим людям.
Несмотря на неопределённость правового статуса, требующего юридической оценки, RIAA заявляет, что подобные сервисы нарушают авторские права. По мнению ассоциации, алгоритмы искусственного интеллекта способствуют распространению пиратства, а в качестве нарушителей приводит несколько экстракторов аудио и площадок для мастеринга музыки.
«Существуют онлайн-сервисы, которые с помощью искусственного интеллекта якобы извлекают, а на самом деле копируют вокал, инструментальные партии или части партий из песен. То же касается и сервисов, которые генерируют музыку, выполняют сведение и мастеринг — результаты их работы очень похожи ил почти так же хороши, как эталонные композиции известных исполнителей», — заявляют в RIAA.
Одной из упомянутых сервисов стал Songmastr, работающий на основе алгоритма Matchering 2.0, созданного российским разработчиком Сергеем Гришаковым (подробнее о нём — читайте здесь). Сервис проводит онлайн-мастеринг, основанный на звучании известных исполнителей — Бейонсе, Тейлор Свифт, Боба Дилана, Джеймса Брауна и других.
Используемый сервисом алгоритм Matchering 2.0 создан Сергеем Гришаковым в 2020 году. Проект с открытым исходным кодом распространяется через GitHub и позиционируется как программное обеспечение для референсного мастеринга.
«Сервис использует искусственный интеллект и основывается на библиотеке с открытым исходным кодом Matchering. Алгоритм обрабатывает трек, приводя RMS, частотный диапазон, динамику и стереокартину микса к загруженному пользователем референсу», — объясняют работу сервиса Songmastr.
Среди сайтов-угроз также называются Acapella-Extractor и Remove-Vocals. Первый отделяет музыку от вокала, второй — производит обратное действие.
Логика RIAA подразумевает запрет на удаление музыки или голоса из композиций, защищённых авторским правом, отмечают авторы TorrentFreak. Несмотря на то, что Songmastr и алгоритм Matchering 2.0 не занимаются разделением музыки и вокала, RIAA также считают его нарушителем авторских прав.
По всей видимости причина претензий заключается в использовании коммерческих записей, защищённых авторским правом, в качестве доноров без разрешения обладателей прав. «Сервисы обучают свои модели ИИ на основе музыки исполнителей, что нарушает права и, как следствие, создаёт контрафактные копии произведений авторов», — заявляют в RIAA.
В отчёте также отмечается, что перечисленные сервисы создают «либо несанкционированные копии, либо несанкционированные производные произведения» на основе коммерческих записей. Оценка возможного или уже причинённого ущерба от деятельности сервисов не уточняется.
Отчёт также игнорирует данные о посещаемости перечисленных сайтов. Так, например, средняя посещаемость Songmastr за последний год составила менее 200 человек в день, в то время как суммарная аудитория Acapella-Extractor и Remove-Vocals не превышала 550 000 человек.
Доклад RIAA также умалчивает о плагинах и программных решениях, проводящих обработку сигнала на основе референс-треков. К примеру, разработки iZotope и ряда других компаний умеют отделять вокал от музыки и обрабатывать миксы на основе других записей, но в список угроз такие продукты не попали. По какой причине RIAA игнорирует разработки, чья аудитория определённо больше, чем у перечисленных в отчёте сервисов, неизвестно.
Несмотря на информацию о публикации отчёта, представители Songmastr и Acapella-Extractor отметили, что RIAA не обращалась к ним по вопросу нарушения авторских прав. Возможно, что ассоциация готовит юридическую базу для направления исков или иных предупреждений.
Ознакомиться с полным текстом отчёта RIAA можно по этой ссылке. Полный список сервисов-угроз доступен под катом:
Stream-Ripping Sites
- ytmp3.cc
- mp3juices.cc
- flvto.biz and 2conv.com
- y2mate.com (and related sites yt1s.com, yt5s.com, y2meta.com, , and 9convert.com)
- savefrom.net (and related site savef.net)
- ssyoutube.com
Music Download Sites
- newalbumreleases.net
- intmusic.net
- ak47full.com
- songswave.com
BitTorrent Indexing Sites
- thepiratebay.org
- 1337x.to and mirrored at 1337x.is, 1337x.se, 1337x.st, x1337x.ws, x1337x.eu, and x1337x.se)
- rarbg.to
Cyberlockers
- zippyshare.com
- dbree.org
- rapidgator.net
- turbobit.net
- onlyfiles.io
Unauthorized Short Form Video Services
- likee.video
AI Based Extractors/Mixers
- acapella-extractor.com
- remove-vocals.com
- songmastr.com
Additional Issues
- Bulletproof ISPS: PRQ, FlokiNET, Frantech Solutions/BuyVM, DDoS Guard.
- Nigerian-Operated Infringing Sites: thenetnaija.net, trendybeatz.com, justnaija.com, 24naijamuzic.com and bazenation.com.
Лучше один раз попробовать, как говорится. У меня сейчас в работе проект. Аранж мой, песня — нет. Баллада вполне стандартная. С живым скрипичным дуэтом. Вокалистка интересная. Бэк-вокалистка с Пугачёвой работала. Короче, взял за референс Adele — Skyfall. Сижу фигею над результатом. Мощно. Я близко такого не добился.
Да ну, через что прослушиваете? Ужасный же результат
То что он прекрасный, я не написал. «Мощно» — это не синоним)
Опять же, интересно было испробовать модные игрушки. Помогает перезагрузиться. А то запаришься над одним — теряешь контроль над другим.
А времени много не занимает.
Как-то так.
https://muzprosvet.ru/krise.html
Вот есть статья 2003 года. Состояние дел на начало 2000х, только появился мп3, файлообменники, и болванки для прожига))
Про стриминг могли только мечтать.
Рекомендую всем, кому интересно, прочитать и экстраполировать на современную ситуацию)
1) Программы типа изотоповских не предполагают загрузку на сторонние сервисы и, следовательно, распространение файлов. Человек на своем компьютере использует свои файлы, и предполагается, что он использует копии, которые ему принадлежат. В этом нет распространения, не только незаконного, но и вообще. Даже если человек скачал альбом с торрент-трекера, программы типа изотоповских никак не помогают музыку незаконно передавать третьим лицам. Все делается на одном компьютере. Так что и претензии неуместны.
Конечно, вызывает вопросы, можно ли считать амплитудные или частотные характеристики трека какого-то исполнителя его «собственностью». Наверняка нет. Это все равно что авторское право на гамму или последовательность аккордов.
2) Я, конечно, понимаю желание придумать кликбейтный заголовок, но из-за вынесения в него российского разработчика получился вообще зашквар… Дело не в странах, а в типах сервисов. Среди которых есть и русские, и какие угодно.
Так можно очень многое вывернуть наизнанку и найти подоплеку там, где ее нет. Надеюсь, в традицию это не превратится.
С наилучшими пожеланиями.
Что получилось, то получилось. Действительно, могли бы «российского» из заголовка вообще убрать. В итоге, и получился кликбейт.
Одна из претензий там ещё в том, что сервисы используют для создания «несанкционированных производных произведений». То есть если я взял на своём компьютере песню, которая мне не принадлежит, и в том же изотопе сделал отделение вокала от минуса, то получается я точно так же создал производное произведение. Даже если я его дальше никуда не выложу или покажу только маме, и даже при том, что плагин ничего никуда не передавал, я нарушитель, если следовать логике RIAA. Как-то так вижу, может и заблуждаюсь.
А так согласен с вами, что ачх или динамика трека вроде бы не защищена авторским правом. Но в таком случае, надо же учитывать и права тех, кто создал эту ачх и динамику. Условно звукорежиссер свел трек для Тейлор Свифт, создал какое-то ее характерное звучание и получается, что он тоже имеет права на песню. Понятно, что он, скорее всего, передаст всю интеллектуальную собственность в пользу исполнителя, но… как-то не очень в голове у меня укладывается это все.
А слово «российский» из заголовка убрали.
То, что спето другим человеком и было выделено из микса, — это действительно чужая собственность. Как минимум, я должен получить разрешение на использование чужой вокальной партии у того, кто ее исполнил. По-моему, это вообще не вопрос. Мало ли, как я это использую. Ладно бы в ремиксе, но можно и так, что потом спевший всю жизнь не отмоется. Ну и если я на этом заработал, то какая-то копеечка спевшему полагается. Это даже по-человечески правильно.
Насчет передачи выделенного вокала другим и правда не понятно. Но в целом авторское право — это про запрет на выдачу чужого за свое и запрет на то, чтобы другие зарабатывали деньги на чужом.
Что касается звукорежиссера Тейлор Свифт. В авторском праве есть такое понятие, как «произведение, созданное в порядке выполнения должностных обязанностей». Может, немного не так формулируется, не помню. Грубо говоря, человек работает на кого-то по договору, и все, что он по договору делает, принадлежит не ему, а заказчику. Код операционной системы Windows по этой причине принадлежит не программистам, которые его писали, а Microsoft. Программисты писали код по заказу компании, они за это свои деньги получили. Все. Думаю, это случай звукорежжисера Тейлор Свифт. Его попросили свести и заплатили ему за это деньги. Он работал по найму. Полноценный автор не работает по найму.
Добавлю. Если вы никому не показываете извлеченный минус, то об этом никто не узнает. Кто подаст на вас в суд? Ну, разве что вы сами.
И второе. Никогда АЧХ не будет закреплена за кем-то, потому что всегда найдется тот, у кого раньше АЧХ была такая же. То есть Тейлор Свифт или ее звукорежиссер сами окажутся «плагиаторами». Я понимаю ваше иронию, поэтому и вы мои слова слишком всерьез не воспринимайте.
Ну, как сарказм — принимается. Но, поверьте, не будет ))
Русофобия такая русофобия… Любой повод можно придумать, лишь бы Россию унизить.
Или ватафобия.😁
Это у вас на Украине так. Надеюсь, про ваши любимые унитазы не будете здесь упоминать?
Не был там ни разу.
А при чем тут русофобия? Где вы ее увидели? В чем? Определенные типы интернет-сервисов осуждаются как способствующие пиратству и прочим вещам. Независимо от их отношения к государствам. В их числе один, основанный на коде русского разработчика. Один из многих.
Поменьше телевизор смотрите, а то именно там приучают везде видеть русофобию.
P.S. Ну и вообще, у нас твердят, что «мы великие и все должны нас бояться», а потом удивляются, откуда столько русофобии… Так сами же напугали! Не пугайте других, и будет вам счастье ))
Кто тут унижает Россию? Унижает Россию тот, кто придумал этот заголовок. Точнее, ищет повода для того, чтобы почувствовать, будто Россия «унижена». Не высасывайте из пальца, в пальце ничего нет.
Бред, конечно. Получается, что скоро объектом авторских прав станет АЧХ, и судиться будут за провалы и пики в частотах))).
А если серьезно, меняется образ производства и потребления музыки, и это неизбежно. Но гиганты бизнеса как обычно, к этому не готовы. В свое время мпз был таким же жупелом, пока через 10 лет после его появления корпорации не поняли, что его можно продавать, а потом и стримить). Однако, в погоне за сверхприбылями они не остановятся ни перед чем. Как пример, в свое время под предлогом лучшего качества меломанам продали все те же альбомы, которые у них были на виниле, на CD.
А где, собственно, сама музыка, куда исчезла непосредственность, жизнь, живая человеческая эмоция, которая не измеряется никаким бабло и правами? Утонула в погоне за бабками и качественным звучанием, в море перепродюстрования?
Я понимаю, что музыкант тоже человек, и тоже хочет кушать, как и все, и это тяжкая работа, часто неблагодарная… Но музыкант часто получает от этого пирога, который печется вокруг его музыки, жалкие крохи, остальное дерет корпорация, об этом ещё Стив Альбини 20 лет назад писал.
Большой вопрос, кому именно принадлежит АЧХ, пики и провалы, — музыканту-исполнителю или звукорежиссёру, который всю эту АЧХ выстроил?) С трудом представляю, что звукорежиссёры/инженеры так легко откажутся от этого пирога и отдадут всю АЧХ исполнителям.
Я, конечно, написал это с большой долей шутки. Но видя, как все происходит последние лет 15-20 с музыкой,могу предположить что шутка может обернуться правдой.
Как вариант, RIAA создаёт алгоритм, который сама везде сертифицирует как единственно правильный и научно обоснованный, и его результаты могут использоваться в суде. Типа как детектор лжи, только для аудиопроизведений. И начинает судиться даже не за чужие сэмплы внутри других песен, и не за несчастный мп3, и даже не за плагиат, а за ЗВУЧАНИЕ… Параметров сравнения может быть море. Если звук твоего трека совпал, скажем на 85 процентов с треком условной Тейлор Свифт, то все,ты платишь штраф и что там ещё, и не имеешь права выкладывать свои треки на мировые площадки.
(Кажется, я только что подал им хорошую идею ;)))
А что касается звукорежиссёров, если всем заправляют корпорации, то они и решают, кому, что и сколько)
О, дивный новый мир!
Прекрасная цитата в статье:
Стриминг пришёл, а ничего и не изменилось))
Корпорациям остаётся только придумать, как оседлать волну, а нам — ждать следующего «удобного» способа потребления музыки, которое решит вопросы пиратства.