Итак, вы вдохновились ретро-электроникой и мечтаете написать трек в стиле синтвейв. Из этого материала вы узнаете, что такое синтвейв, как звучат инструменты в жанре, какие подходы к аранжировке используются и какие плагины применяются для написания треков.
Ностальгия по 1980-м не проходит уже несколько лет: кинематографисты возвращаются к стилистике эпохи со стабильной регулярностью, музыканты вдохновляются творчеством того времени. Во главе музыкальной ностальгии уже более 20 лет стоит синтвейв — музыкальный жанр, появившийся как дань уважения поп-музыке 1980-х, но со временем сформировавшийся в самостоятельное направление с собственными характерными чертами.
Этот гайд — попытка собрать воедино всю имеющуюся полезную информацию для тех, кто хочет писать синтвейв. Если вы знаете какие-либо важные информационные ресурсы, или вам есть, чем дополнить этот материал, напишите об этом в комментариях. Вместе мы сделаем этот материал лучше.
Что такое синтвейв
Синтвейв (или ретровейв, англ. synthwave, retrowave) — жанр электронной музыки, вдохновлённый музыкой 1980-х годов — стилем нью вейв, а также саундтреками к фильмам, играм и телешоу того времени. Иногда синтвейв также называют фьючасинт (англ. Futuresynth) или аутран (англ. Outrun, по названию видеоигры).
Музыка в стиле синтвейв преимущественно инструментальная, основанная на звучании аналоговых синтезаторов. Задача продюсера — воссоздать атмосферу популярной культуры 1980-х, а также достичь схожего с саундтреками фильмов и игр в жанре научной фантастики звучания.
Для достижения нужного звука используются характерные для того времени инструменты и методики обработки: активное использование арпеджиаторов, драм-машин, реверберации, применение гейта на ударных. Несмотря на это жанр также полагается и на особенности современной электроники: так, например, на передний план выводятся инструменты ритм-секции (ударных и баса), задающие общий тон композиции.
Источники вдохновения и заметные представители жанра
Вдохновением для жанра послужило творчество Джона Карпентера (режиссер, снявший «Нечто», «Побег из Лос-Анджелеса» и «Хэллоуин», еще и неплохой композитор), Вангелиса, Джорджо Мородера и группы Tangerine Dream. Пионерами синтвейва считаются французские электронные музыканты Давид Грелье (College), Венсан Пьер Клод Белорже (Kavinsky), электронный дуэт Justice, которые одними из первых стали писать музыку, вдохновленную работой композиторов 1980-х годов.
Изначально жанр ассоциировался с французской электронной сценой — синтвейв относили к разновидности французского хауса. Ситуация изменилась в 2011 году после выхода фильма «Драйв» с Райаном Гослингом, активно использующим ретро-стилистику в музыкальном оформлении. Написанный Kavinsky саундтрек сделал синтвейв по-настоящему популярным, что привело к быстрому развитию жанра, появлению новых исполнителей и росту числа поклонников.
Среди самых заметных представителей сцены можно выделить Perturbator, Carpenter Brut, Droid Bishop, Scandroid, дуэты Electric Youth, Power Glove, Dance With The Dead, FutureCop! и Timecop1983, а также такие группы как The Midnight и Gunship. Помимо этого элементы синтвейва встречаются в творчестве Daft Punk и ряда других исполнителей.
Несмотря на большое количество имён, каждый исполнитель по-своему интерпретирует ретро-звучание 1980-х годов. Для синтвейв-музыкантов характерно смешение «старой» музыки с элементами современности. Так, например, Dance With The Dead совмещает синтвейв с элементами рока и метала:
Carpenter Brut соединяют ретро с элементами дабстепа, драм-н-бейса и хард-рока:
В свою очередь коллективы The Midnight и Gunship исполняют смесь синтвейва и синти-попа, которая на выходе напоминает о лёгкой поп-музыке 1980-х:
Характерные элементы жанра
При первом знакомстве жанр кажется сложным — обилие различных синтезаторов, масса обработок, большое количество эффектов. Написание первой синтвейв-композиции может затянуться на долгое время, которое уйдет на поиски полезной информации в Интернете. Тем не менее не всё так страшно: синтвейв легче, чем кажется, но сложнее, чем слышится.
Общая структура и звучание
Синтвейв использует простую структуру треков и зачастую следует распространенному сценарию: вступление, куплет, припев, куплет, припев, проигрыш, припев, концовка (см. Анатомия аранжировки: типовая структура песни в популярной и электронной музыке). Темп композиций средний, чаще всего в районе 90-110 ударов в минуту.
Характерная черта партий инструментов — простота. Синтвейв полагается на ровные ритмические рисунки без каких-либо излишеств. Основные длительности нот — 1/4, 1/8, 1/16. Особенно это касается баса, задающего динамику всей композиции.
В музыкальной индустрии 1980-х активно применялся процессор Aural Exciter, который добавлял трекам эффекта присутствия и насыщал их высокими частотами. Его применение связано с распространением компакт-дисков, позволявших выпускать музыку в более высоком качестве.
Музыкальные лейблы активно осваивали новый формат и перегоняли записанное на пленку на CD-диски. Из-за не идеального исходного звучания пленки в оцифрованном сигнале наблюдался переизбыток высоких частот и замыленность середины. У инструментов также избирательно появлялся легкий налет дисторшна и прочих искажений.
Вся эта ситуация наложила отпечаток на восприятие музыки того времени. Звучание синтвейва отличается плотными низкими частотами, лёгкой размытостью и мягкостью середины, блеском и яркостью в верху. Низкие частоты держат основу треков, средние — создают несколько мутный и насыщенный аккомпанемент, верхние — как бы сияют над остальным миксом.
Для миксов характерен узкий динамический диапазон из-за большого количества эффектов (той же компрессии на мастер-канале). Итоговое звучание зачастую расширяется посредством дополнительных плагинов и обработок (например, iZotope).
Реверберация
Отличительная черта синтвейва — активное использование реверберации. Пространственный эффект используется повсеместно, через него пропускается практически любой звук и инструмент.
В 1980-х годах самыми популярными ревербераторами были Lexicon 224s и AMS. Сегодня достичь схожего эффекта реверберации довольно сложно, поэтому музыканты и продюсеры полагаются на комбинации обработок с различающимися настройками для каждого инструмента или группы инструментов.
Предпочтение лучше отдавать длительным реверберациям с активными откликами. Если реверберация не подходит инструменту, лучше использовать сатурированный дилэй или связку или эхо, дилэя и сатурации, применяемую последовательно.
Ударные
Партии ударных прямолинейны: ровные бочка и рабочий на 4/4 с хай-хэтом на слабую долю такта (4 удара в такте) или на каждую долю (8-16 ударов в такте). Звучание нарочито электронное. Смена ритма — исключение, а не правило. Такой подход к ударным имитирует работу драм-машины.
Разнообразие партиям придают сбивки по томам в конце квадратов. Иногда партия хай-хэта разбавляется более комплексными рисунками шейкера, хлопков в ладоши (также электронных, с изрядной долей дилэя), тарелок, колокольчиков и чаймсов (чаще) или колотушки (реже).
Ударные обильно обрабатываются реверберацией. Каждый секция элементов драм-машины полагается на отдельный ревербератор с собственными настройками. Часто вместе с обработкой отдельных элементов реверберацией дополнительно обрабатывается весь трек ударных.
Общая картина звучания ритма характеризуется объёмными пространственными эффектами типа «Hall». Обилие реверберации предполагает строгий контроль за её поведением в миксе: ничем не сдержанный эффект с лёгкостью превращает звучание драм-машины в кашу. Хвосты звуков обрабатываются гейтом, который вовремя пресекает их распространение, сажает барабаны обратно в микс и разделяет звуки между собой.
Во избежание проблем реверберацию активно подавляют гейтом. Ограничитель настраивают таким образом, чтобы он отсекал эффект спустя несколько миллисекунд после удара драм-машины. Время и порог срабатывания напрямую зависит от темпа композиции: чем быстрее песня, тем более активный гейт нужен ударным.
Бочка (кик)
Бочка играет практически постоянно, на каждую долю такта (четвертыми длительностями). Большой популярностью пользуются сэмплы драм-машин Roland TR-707 и LinnDrum.
Посредством компрессии и эквализации бочке придают упругое и плотное звучание. Часто продюсеры отрезают или понижают частоты ниже 60 Гц, чтобы сделать звук чище, устранить в нем гул и глухость.
Рабочий барабан (снейр)
Снейр держит ровный ритм, играя на вторую и четвертую доли такта.
В звучании барабана, если речь идет о сэмплах, должно быть много тела в районе среднего низа. При работе с живыми ударными лучше использовать два микрофона: один над снейром (топ), второй — под ним (боттом). Звучание нижнего микрофона должно преобладать в миксе.
Обработка снейра подразумевает подрезку эквалайзером средних частот и компрессию для большей плотности звука. К барабану применяют короткую реверберацию (Small Room) с ранними отражениями. Иногда сигнал снейра отправляют на ещё один реверебератор с более длинным эффектом (Big Room) и гейтом.
Гитары
Гитары в синтвейве отличаются простотой прогрессий и следуют за басом. Фразы часто строятся на ровной игре восьмыми длительностями, тянучими соло/лид-отрезками (в духе мелодики глэм-рока) и рисунками на основе арпеджио.
Звучание гитар плоское, хрупкое и тонкое, с малым количеством низа, активной компрессией и применением дилэя и хоруса. Чтобы добиться подобного звука, стоит отрезать у гитар эквалайзером всё, что находится ниже 120 Гц или даже 300-400 Гц, в зависимости от смысловой нагрузки партии.
Лид и соло-партии отличаются плотным дисторшном/овердрайвом, с большим количеством компрессии и реверберации.
Синтезаторы
Ритмические партии синтезаторов — простые. В большинстве случаев используются повторяющиеся через всю песню арпеджио с небольшими изменениями нот (см. Пишем Synthwave: создание арпеджио). Чаще всего синтезаторы обыгрывают ноты басовой линии, при этом длительность нот редко превышает 1/8.
Лид-партии — тянучие. Главное правило: меньше нот, больше длительность.
Для написания партий чаще всего применяют реальные синтезаторы Moog Minimoog, Roland Jupiter-8, Roland Juno-60, KORG Polysix и Yamaha DX7 наравне с их эмуляциями. Звук должен быть подчеркнуто электронным, несколько странным, с активным использованием детюнинга нот. При этом звучание инструментов должно быть несколько пространственным, воздушным и кремовым.
Среди других характерных элементов — игра с настройками модуляции низкочастотных осцилляторов (LFO), использование хоруса и реверберации.
Пэды
Пэды, пэды, пэды. Кремовые и сладко звучащие подложки присутствовали в электронной музыке 1980-х повсеместно. Для создания подложек применяли синтезаторы Oberheim.
Пэды следуют за басом и арпедижио. Если бас играет Ля, а синтезаторы обыгрывают аккорд Ля-минор, то пэды также держат тот же Ля-минор.
Звук пэдов дополнительно обрабатывается хорусом или стереохорусом для достижения большего объема. Иногда музыканты заменяют хорус на очень короткий дилэй, но такие ситуации редкость.
Бас
Плотный и простой бас — второй по важности составляющий элемент композиций в синтвейве. В музыке 1980-х годов за бас отвечали сэмплеры и синтезаторы — Yamaha DX, Roland D50, EMU, Fairlight CMI, Moog Minimoog, Moog Taurus. Ближе к концу десятилетия роль баса взяли на себя различные FM-синтезаторы.
Для написания басовых линий музыканты полагались на арпеджиаторы, настроенные на повторение одной ноты. Из-за этого басовые линии отличаются простотой и прямолинейностью, отсутствием сложных переходов.
Для общего разнообразия арпеджиатор настраивался таким образом, чтобы чередовать одну и ту же ноту в разных октавах (например, Ля первой октавы иЛя второй октавы).
Для эмуляции аналогового звучания баса можно воспользоваться виртуальными синтезаторами с несколькими синтезаторами. Один осциллятор должен генерировать пульсообразную форму звуковой волны. Посредством ADSR-огибающей осциллятор нужно обработать фильтром с моментальной атакой и очень коротким (быстрым) временем спада. Такое решение сделает звучание нот отрывистым.
Звук первого осциллятора нужно дополнительно модулировать вторым осциллятором с другой формой звуковой волны. К примеру, подойдёт квадратная форма волны, которая придаст общему звуку большей плотности и тяжести.
Вокал
Первоначально вокал в синтвейве был скорее исключением, чем правилом. Тем не менее в последнее время различные исполнители всё чаще дополняют аранжировки вокальной партией.
Вокальные партии — простые, тянучие, без излишеств, большого количества слов и резких забегов к высоким нотам. Хорошими примерами подхода к вокалу служит творчество уже упомянутых Gunship, а также Scandroid.
Голос в песнях звучит аккуратно, несколько интимно. Мелодии — приставучие, часто следующие за основной мелодической темой композиции или одной из партий синтезаторов.
Что касается эффектов, то здесь также не обходится без реверберации, создающей воздушное ощущение от голоса. На концах фраз иногда накладывается дилэй. Не редко применение вокодера, дисторшена и прочих эффектов искажения.
Плагины и инструменты для написания синтвейва
Из-за высокой стоимости оригинальных аналоговых синтезаторов для написания синтвейва музыканты и продюсеры полагаются на плагины. Недостатка в плагинах нет — на рынке без лишнего труда можно найти как бесплатные, так и платные качественные разработки.
Для написания синтвейва потребуются эмуляции аналоговых инструментов или цифровых синтезаторов, имитирующих звучание классических устройств.
Бесплатные плагины для синтвейва
Ichiro Toda Synth1. Качественная цифровая копия синтезатора Clavia Nord Lead 2 Red Synth. Несмотря на бесплатность, Synth1 отличается отличным саундом и богатством возможностей для генерации звука.
Siegfried Kullmann SQ8L. Эмуляция аналогового синтезатора Ensoniq SQ-80. Пресеты этого плагина просто-таки кричат о своем ретро-прошлом. Тем, кому встроенных пресетов окажется недостаточно, стоит скачать дополнительный архив из нескольких тысяч заготовок в винтажном стиле.
Baby Audio Magic Switch. Бесплатный плагин хоруса, имитирующий эффект прямиком из 1980-х. Незаменим, когда звуку нужно придать лёгкое несовершенство музыки той эпохи.
Martin Lüder PG8X. Качественный синтезатор, эмулирующий звучание Roland JX-8P. Существует в виде VST-плагина для PC и Mac. Разработка AU-версии синтезатора, к сожалению, прекращена.
TAL U-No-62. Бесплатный полифонический виртуальный аналоговый синтезатор с осцилляторами и фильтрами, копирующими работу Roland Juno-60, а также рядом других возможностей. Инструмент существует в виде VST/AU-плагина для PC и Mac, но пользователи Logic Pro X могут проходить мимо — AU-плагин поддерживает только 32-битные хосты и не видится Лоджиком.
TAL BassLine. Нетребовательный к ресурсам компьютера виртуальный аналоговый басовый синтезатор, созданный с оглядкой на Roland TB-303. Звучание не самое универсальное, но на первое время его точно может хватить. Из минусов — инструмент больше не поддерживается разработчиком, обновления не выходят. При этом сам плагин работает в Windows с 64-битными хостами, а в macOS X — только с 32-битными.
Digital Suburban Dexed. Мультиплатформенный синтезатор, очень точно воспроизводящий звучание Yamaha DX7. Плагин может считывать пресеты от реального DX7 или создавать заготовки для него.
SampleScience Single Cycle Audio Single Drum Elements. VST/AU-эмуляция классической драм-машины Yamaha RX5, которая также часто использовалась в музыке 1980-х.
u-he TyrellN6. Компактный синтезатор, взявший за основу звучание и особенности различных моделей синтезаторов 1980-х годов. Подойдет для создания лид-партий, басовых линий.
Платные плагины и инструменты для синтвейва
Синтезаторы в составе Arturia V Collection. В составе пакета плагинов есть качественные виртуальные эмуляции легендарных ретро-синтезаторов Roland Jupiter-8, Moog Minimoog, Sequential Circuits Prophet-5, Fairlight CMI, Yamaha DX7. Самое интересное в этих инструментах то, что они повторяют все особенности генерации звукового сигнала оригинальных устройств, а не полагаются на сэмплы. Стоимость всего набора V Collection — 499 €, стоимость инструментов по отдельности — 149 €. Есть версия как для PC, так и для Mac.
u-he Diva. Виртуальный аналоговый синтезатор с очень выраженным винтажным звучанием. За качественный звук придется заплатить прожорливостью Дивы, которая очень требовательна к ресурсам процессора компьютера (об этом предупреждают сами разработчики). Стоимость синтезатора — 179 €, существует в версиях для PC и Mac.
TAL U-No-LX V2. Один из основных инструментов любого синтвейв-продюсера. U-No-LX V2 — это очень точная эмуляция синтезатора Roland Juno-60, более продвинутая версия бесплатного TAL U-No-62. Множество фильтров от оригинального Juno-60, арпеджиатор с несколькими режимами работы, генераторы огибающих и другие возможности позволяют писать синтвейв только с помощью этого плагина. Существует в VST/AU-версиях для PC и Mac, стоимость — $70.
Arturia Spark VDM. Драм-машина от Arturia с большим количеством качественных пресетов, эмулирующих звучание множества популярных драм-машин. Основана на реальной драм-машине Arturia Spark. Есть сэмплы Roland TR-606 и TR-808, уже не раз упомянутой LinnDrum. Стоимость — 99 €, есть версии для PC и Mac.
Aly James Lab VProm 2.0. Эмуляция драм-машины LinnDrum для PC и Mac, точно повторяющая звучание оригинального инструмента, использовавшегося в 1980-х повсеместно. Стоимость — 40 €.
Baby Audio SuperVHS. Очень крутая обработка для создания винтажных эффектов, описать которую можно как «весь звук 1980-х в одном плагине». Умеет генерировать шумы, неточности и тепло плёнки, создавать неидеальную реверберацию, расширять и состаривать сигнал в духе 8-битных сэмплеров. В общем, придать звуку старомодный вайб с ним очень легко. Существует в виде VST/AU-плагина, стоит $49.
Native Instruments Analog Dreams. Библиотека сэмплов винтажных инструментов и синтезаторов. Более 100 пресетов, жирные аналоговые басы и сочные лиды, яркие клавишные и густые пэды. По своим возможностям разработка Native Instruments проще многих других виртуальных инструментов, однако суть библиотеки в другом — предоставить музыкантам срез саунда 1980 годов. Работает с NI Kontakt 6 и выше, стоимость — $49.
sonicprojects OP-X Pro II. VST/AU-клон синтезатора Oberheim OB-X с 2500 пресетов для любого вида электронной музыки. Разработчики в точности воссоздали все схемы оригинального синтезатора, поэтому звучание плагина идентично настоящему OB-X. Стоимость — $179, но на сайте часто появляются скидки, с помощью которых плагин можно купить за полцены.
KORG Legacy Collection. Переиздание классических инструментов KORG в виде VST/AU-плагинов для PC и Mac. Среди самых полезных инструментов для синтвейв-продюсеров окажутся эмуляции KORG Polysix, активно применявшегося в басовых линиях музыки 1980-х, а также эмуляция синтезатора KORG M1. Качество инструментов выше всяких похвал. Набор из всех плагинов обойдется в $249, KORG Polysix и KORG M1 — $49,99.
Reveal Sound Spire. Программный полифонический синтезатор с мощным нетребовательным к ресурсам движком и простым интерфейсом, сочетающий лучшие черты аналоговых и цифровых синтезаторов. С помощью синтезатора можно генерировать качественные кремовые пэды, плотные басовые линии, яркие лиды. Распространяется в виде VST/AU-инструмента, стоимость — $189.
LennarDigital Sylenth1. Производительный виртуальный аналоговый синтезатор для PC и Mac. Качественное звучание, множество настроек, большая коллекция пресетов для разных стилей. Стоимость — €139 за неограниченную лицензию или €9,95/мес. До третьей версии синтезатор распространялся только в виде 32-битного инструмента и имел ряд проблем с современными хостами (тем же Logic Pro X), но начиная с версии Sylenth1 v3 синтезатор распространяется в виде 64-битного плагина и работает с любыми DAW.
Xfer Serum. Универсальный таблично-волновой синтезатор, который подойдет для создания электронной музыки в любом стиле, в том числе и в стиле синтвейв. Гибкие настройки, возможность подгрузки собственных сэмплов и создания своих таблиц, а также большая коллекция встроенных пресетов. В Интернете можно найти огромное количество пресетов от сторонних разработчиков для написания синтвейва. Стоимость — $189, есть версия для PC и Mac.
Сэмплы и звуковые эффекты для синтвейва
По мере популяризации жанра различные компании стали выпускать сэмпл-паки, наборы пресетов и звуковых эффектов для написания синтвейва. Подборки звуков для любителей 1980-х найдутся в каталогах Sample Magic, Big Fish Audio, Loopmasters, LANDR Samples, а также в портфолио отдельных студий — Apex Audio, Elemental Sound, Carma Studio и других (к слову, чекните нашу подборку самых сочных и интересных сэмпл-паков в стиле синтвейв).
В архивах с пресетами и сэмплами иногда включают полезный дополнительный контент. Так, например, в некоторых паках можно найти проекты для FL Studio или Ableton Live, заготовки для сэмплеров Logic Sampler, Logic EXS24, Native Instruments Kontakt и другие бонусы.
В поиске жанровых сэмпл-паков также стоит посетить британский магазин The Patch Bay, специализирующийся только на пресетах и сэмплах в стиле синтвейв. В каталоге представлено большое количество паков от известных синтвейв-музыкантов и продюсеров для всех популярных синтезаторов, которые мы перечисляли выше.
Что и кого посмотреть, чтобы понять, как делать синтвейв
- Хорошие ролики о создании синтвейва выкладывает Найджел Силва на своем канале The Encounter. Отдельный плейлист «How To Make Outrun in FL Studio» Найджел посвятил производству ретро-электроники в FL Studio.
- Для начинающих адептов синтвейва также полезным окажется серия роликов «The Fundamentals of Synthesizer Programming» от Moog, рассказывающая о принципах программирования и работы синтезаторов.
- Не лишним окажется трехчасовой фильм «Intro To Synthesis» от канала matrixsynth, повествующий о субтрактивном синтезе, создании пресетов и собственных звуков.
- Cинтвейв-продюсер Стэ Ингхэм, выступающий под псевдонимом Retro Thunder, ведет на YouTube канал, посвященный всем аспектам создания синтвейва. В роликах Ингхэм рассказывает о методиках работы, принципах написания партий, а также разбирает особенности звучания других синтвейв-исполнителей.