Основатель проекта Recording Revolution Грэхем Кокран написал заметку о поиске собственного звука, которую разослал подписчикам Email-рассылки проекта. По мнению Кокрана, найти собственный звук не получится, его можно только выработать, вдохновляясь звучанием других групп и объединяя свои усилия с другими музыкантами. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод материала.
За 8 лет существования Recording Revolution я понял, что аудитория проекта — это не только звукорежиссеры, но и обыкновенные музыканты, авторы песен, продюсеры и многие другие. Я понял, что все, кто изучает премудрости звукозаписи и сведения музыки, хотят создавать музыку, которую увидит мир. Музыку, которая уникальна и значима. Музыку, которая выделяется на фоне всего остального.
Когда перед музыкантами встает вопрос о том, как должна звучать песня, мы часто теряемся в поисках ответа на него. Ситуация выглядит таким образом, что написать, записать и свести песню намного проще, чем понять, как она должна звучать. Поиск собственного, уникального и неповторимого звука становится мучительным путешествием, полным вопросов без ответов.
Мы хотим звучать подобно нашим любимым исполнителям, но в то же самое время не хотим повторять их звук, хотим быть уникальными. Мы придумываем хуки и последовательности аккордов, но по какой-то причине они звучат точно так же, как большинство песен из любимого плейлиста. Казалось бы, чтобы сделать что-то новое, достаточно покинуть привычную нам зону комфорта и начать мыслить не стандартно, но это не дает нужного результата, а получающаяся музыка оставляет желать лучшего.
Я очень долго бился в поисках собственного звука, пока не пришел к нескольким выводам, сделавшим мою жизнь намного проще. О них я и хочу рассказать, но прежде чем мы начнем, давайте поговорим об одном популярном мифе, в который верит практически каждый музыкант.
У вас должен быть собственный уникальный звук, не похожий ни на кого другого.
Эта фраза — один из самых опасных советов, который я слышал в спорах о поиске собственного звука. Услышав его, мы начинаем думать, что не хотим звучать, как Led Zeppelin, Queen или любая другая группа. Затем мы перестаем слушать и изучать звучание любимых групп, опасаясь стать их полной копией. Правда в том, что вы никогда не сможете стать чьей-то копией на 100%.
Я видел множество музыкантов, которые могли записать дюжину отличных песен, но ограничились лишь парой-тройкой посредственных композиций. Всему виной их нежелание звучать так, как Led Zeppelin, The Beatles или Эд Ширан. Они попросту побоялись изучить звук, который хотели получить. Но только так можно найти собственный саунд: изучая звук других музыкантов и пытаясь его повторить, мы приходим к собственной музыкальной идентичности.
Я считаю, что поиск собственного звука должен начинаться с понимания, что вы из себя представляете как исполнитель. Большего добиваются те музыканты, кто честно говорит себе: «Да, я знаю, что нахожусь под влиянием этих групп». Они не прекращают писать песни, даже если треки похожи на чье-то творчество, и в конечном итоге находят свой звук. И в таком подходе нет ничего плохого. Просто задумайтесь: все прекрасные группы и музыканты сформировали свой саунд, находясь под чьим-то влиянием.
Хорошим примером для сравнения может служить эволюция гитары в музыке. Современные рок-гитаристы учатся играть по риффам и гаммам Джими Хендрикса и Джимми Пейджа. Блюзовые гитаристы пристально изучают игру Мадди Уотерса, Би Би Кинга и Бадди Гая, чье звучание во многом основано на игре Роберта Джонсона и Ти-Боун Уокера. Похожий паттерн можно найти среди вокалистов, клавишников, барабанщиков в любых стилях музыки. Понимание этого подводит нас к первому совету, касающемуся поиска собственного звука.
1 Собственный звук нельзя найти, его можно только сформировать
Когда вы садитесь за новую песню, худшее, что можно сделать в этот момент — это потратить бесчисленное количество времени на размышления о том, как она должна звучать в вашей голове. Вместо того, чтобы тратить время на бесполезные раздумья, — сделайте демку, грубую зарисовку того, что пришло в голову. Важно записать саму идею, пусть даже с использованием только одного инструмента.
Добавляя к этой идее все больше инструментов, вы обнаружите, что музыка двинулась в совершенно другом направлении. То, что начиналось, как зарисовка в духе вашей любимой группы, постепенно превратилось в вашу собственную музыку, в которой от источника вдохновения не осталось практически ничего.
Для формирования собственного звука вы должны писать, записывать и сводить музыку. Не переживайте, если несколько первых идей не так хороши, как хотелось бы — не существует песен, которые сразу же звучат круто.
В мире найдется бесконечно огромное количество песен, которые не переросли статус демоверсии, хотя они написаны топ-исполнителями. Несмотря на это, каждый новый трек приближает музыканта к формированию своего звука и собственной музыкальной идентичности. Чем больше мы сочиняем и записываем, тем выше наше мастерство, и тем ближе момент нахождения своего неповторимого саунда.
В одном из интервью Эд Ширан как-то сказал, что написание песен похоже на работу сантехника.
«Это как засорившийся кран. Вы поворачиваете ручку, и из крана долго льется грязная вода. Постепенно она сменяется чистой. С песнями точно такая же ситуация. В самом начале пути вы будете писать плохие песни. Мои треки были ужасными, мой вокал был ужасным — на днях я переслушал свои первые музыкальные опыты и реально ужаснулся! Чем больше вы пишете, тем лучше у вас получается — из крана постепенно начинает течь только чистая вода».
— Эд Ширан
Если такое говорит обладатель Грэмми, то в этом определенно есть доля правды. Поэтому поиск собственного звука — дело наживное. Чем больше пробуешь, тем ближе к нему подходишь. Да, может потребоваться не одна сотня попыток, но в конечном итоге вы найдете то, что ищете.
Сегодня, когда собрать студию звукозаписи можно за несколько сотен долларов, у вас нет причин не писать музыку, нет причин для отказа от поиска собственной идентичности. Не важно, на каком уровне находятся ваши навыки работы со студийным оборудованием — в Интернете найдется уйма бесплатной информации о том, как работать с DAW, придумывать интересные песни и сводить музыку.
Сочиняя музыку, не задерживайтесь на одних и тех же песнях. Экспериментируйте со стилями, направленностью и характером сочиняемой музыки. Выходите из зоны комфорта и творите, а потраченное время окупится появлением различных музыкальных черт, присущих только вам.
Написание совершенно разных песен облегчает поиск собственного звука. Напишите балладу о муках любви, танцевальную легкомысленную песню, какой-нибудь забойный рок-трек. Переслушивая свои работы, вы будете подмечать в них общие музыкальные черты — это и есть ваш звук.
2 Вдохновляйтесь звучанием других исполнителей
Вам не нужно копировать музыку других исполнителей, чтобы найти свой звук. Вам нужно только вдохновляться звучанием других музыкантов.
Взгляните на последний альбом Daft Punk «Random Access Memories». Стилистически и по своему звучанию этот альбом вдохновлен американской музыкой конца 1970-х и начала 1980-х. Можно ли говорить, что они полностью скопировали музыку того времени и выпустили неуспешный альбом? Нет! Совместив звук 1970-1980-х с собственными наработками (вокодером и синтезаторами), электронный дуэт создал один из самых коммерчески успешных альбомов. Пластинка возглавила чарт Billboard 200, а сингл «Get Lucky» стал одним из самых продаваемых синглов в истории музыки. В дополнение к этому, Daft Punk получили 5 премий Грэмми.
Возьмем другой пример — второй альбом Maroon 5 «It Won’t Be Soon Before Long». Работа вдохновлена многими исполнителями из 1980-х — в музыке слышно влияние Принса, Майкла Джексона, Talking Heads и Шаббы Рэнкса. Сингл «Makes Me Wonder» быстро взлетел на первую строчку Billboard Hot 100, но никто при прослушивании этой работы не сказал: «Эй, да эти же парни полностью скопировали чужую музыку!».
Звучит сомнительно? Тогда вот еще несколько примеров успешных песен и их источников вдохновения:
- Bruno Mars «Locked Out Of Heaven» и The Police «Message In A Bottle»;
- Muse «United States of Eurasia» и Queen «Bohemian Rhapsody»;
- John Mayer «Half of My Heart» и Stevie Nicks & Tom Petty «Stop Dragging My Heart Around»;
- The Strokes «Last Nite» и Tom Petty & The Heartbreakers «American Girl»;
- Daft Punk «Get Lucky» и Bee Gees «Night Fever»;
- Amy Winehouse «Tears Dry On Their Own» и Marvin Gaye & Tammi Terrell «Ain’t No Mountain High Enough»
- The Weeknd «In The Night» и Michael Jackson «The Way You Make Me Feel».
Послушайте все эти песни — даже при явном влиянии одних композиций на другие, между ними не так много общего. Хитрость в том, что все мы пишем музыку по-разному, применяем какие-то собственные приемы. Ваша индивидуальность проявляется в особенностях работы с вокалом, ритмом и фразировками, подходам к записи сведению музыки.
Чтобы вдохновлять музыкантов своим творчеством, нужно самому чем-то вдохновляться. Взяв за основу старый саунд и совместив его с тем звуком, на котором вы выросли, и тем звуком, который вам нравится сейчас, вы получите отличный гибридный звук, который удивит слушателей.
Оглянитесь на 20-30 лет назад и посмотрите, какие альбомы, жанры, инструменты и звуки были популярны в те времена, а затем совместите их с тем, что популярно сейчас. Возьмите творчество тех исполнителей, которые вам нравятся, и посмотрите, чем они вдохновлялись, а затем используйте эту информацию для своей следующей песни.
3 Объединяйтесь с другими людьми
Вопреки распространенному мнению, гораздо проще найти свой звук, музицируя с кем-то еще, чем пытаться сделать это в одиночку. Когда вы работаете с кем-то еще, вы делитесь своими идеями друг с другом, охотнее экспериментируете со звуками и инструментами. Благодаря этому, вы быстрее генерируете новые идеи и придумываете какие-то интересные вещи, на которые в одиночку у вас бы ушло намного больше времени. При этом я советую объединять свои усилия с кем-то, кто обычно работает в другом жанре.
Я лично видел плоды такого подхода. Однажды, пытаясь создать что-то новое, я решил объединить свои усилия с одним приятелем. Мы совместили мою любовь к року и вокалу с его талантами в области синтезаторов: я привнес в звук гитары и вокал, мой товарищ — грязные и шероховатые синтезированные звуки. То, как он работал с синтезаторами, направило мои идеи в совершенно новом, неожиданном, но интересном направлении.
Музыка должна быть плодом совместного творчества и не важно, идет ли речь о двух парнях в студии, целой группе или оркестре. Не бойтесь объединений и ищите единомышленников, которые работают в других музыкальных жанрах. Вы удивитесь, какую крутую музыку можно сделать вместе.
Найдите кого-нибудь, кто вам интересен, через SoundCloud, объявление в газете или сообщение в социальных сетях. Напишите этому человеку, предложите встретиться, скажите, что заинтересовались его музыкой и хотите сделать что-нибудь вместе. Вряд ли вам откажут. Пообщайтесь побольше с человеком, найдите точки соприкосновения и попробуйте работать вместе. Установить связь проще, чем кажется.
Да, музыку можно делать и в одиночку, но если у вас есть единомышленник, то добьетесь большего. Будьте открытыми для мыслей других людей, обменивайтесь идеями, записывайте и придумывайте как можно больше. Ни в коем случае не упирайтесь во что-то одно: худшее, что можно сделать вместе, это пытаться биться над одной идеей, не обращая внимание на другие пришедшие мысли.
Надеюсь, что эти три совета помогут вам найти свой звук. Эта проблема имеет массовый характер и вы не одиноки.