Бруклинский продюсер и музыкант Сэм Фридмен написал колонку для блога ReverbNation, в которой рассказал о пяти популярных приемах, помогающих сделать звучание суб-баса более различимым в миксе. Сэм отмечает, что эти хитрости помогут услышать очень низкий бас на любой аудиосистеме, будь то динамики смартфона или серьезные концертные аппараты. SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод текста.
Хип-хоп, рэп, поп и EDM не обходятся без суб-баса, накачивающего музыку низами. Проблема в том, что особо басовые звуки живут ниже 60 Гц, поэтому они не различимы для человеческого слуха — суб-бас можно только почувствовать. Вспомните, как диджеи делают дропы (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни), от которых зал начинает буквально вибрировать, хотя уши в этот момент ничего не улавливают. Источник таких вибраций как раз суб-бас.
В общем, суб-бас делает звучание миксов более полным. Сложность работы с настолько низкими звуками в том, что когда бас и бит играют вместе, слушатели не понимают, что вообще происходит в музыке — всё превращается в какой-то бубнеж ритм-секции. Чтобы исправить это, продюсеры и звукорежиссеры прибегают к некоторым уловкам, которые делают суб-бас более различимым и устраняют ощущение бубнежа.
Работаем с частотными диапазонами
Таблица звуковых частот: основные частотные диапазоны и частоты для эквализации
Вокалисты и гитаристы часто используют вибрато, создающее ощущение пульсации отдельных звуков. Вибрато устраняет монотонность длинных звуков, приводит их в движение, что явно идёт на пользу всему треку — вам просто некогда скучать. Чтобы понять, о чём идёт речь, послушайте пение Адель в припеве «Hello», особенно заглавную строчку. Как думаете, звучала бы эта строчка также круто и убедительно, если бы Адель просто тянула ноту?
Самое прекрасное для тех, кто любит суб-бас в том, что вибрато не эксклюзив гитаристов и вокалистов — применить эффект можно и к другим инструментам. В случае синтезированного суб-баса воспользуйтесь тремоло и фейзером. Аккуратно настройте их работу, чтобы появился пульсирующий раскачивающийся эффект, благодаря которому суб-бас станет отлично различимым даже на небольших и слабых аудиосистемах.
В качестве примера повышающей читаемость пульсации можно привести кавер Джеймса Блэйка на песню Лесли Файст «Limit To Your Love», построенный вокруг мощной суб-басовой линии. Вне зависимости от того, будете ли вы слушать эту песню через динамики смартфона или мощную аудиосистему, бас все равно останется четким и прекрасно различимым.