Бруклинский продюсер и музыкант Сэм Фридмен написал колонку для блога ReverbNation, в которой рассказал о пяти популярных приемах, помогающих сделать звучание суб-баса более различимым в миксе. Сэм отмечает, что эти хитрости помогут услышать очень низкий бас на любой аудиосистеме, будь то динамики смартфона или серьезные концертные аппараты. SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод текста.
Хип-хоп, рэп, поп и EDM не обходятся без суб-баса, накачивающего музыку низами. Проблема в том, что особо басовые звуки живут ниже 60 Гц, поэтому они не различимы для человеческого слуха — суб-бас можно только почувствовать. Вспомните, как диджеи делают дропы (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни), от которых зал начинает буквально вибрировать, хотя уши в этот момент ничего не улавливают. Источник таких вибраций как раз суб-бас.
В общем, суб-бас делает звучание миксов более полным. Сложность работы с настолько низкими звуками в том, что когда бас и бит играют вместе, слушатели не понимают, что вообще происходит в музыке — всё превращается в какой-то бубнеж ритм-секции. Чтобы исправить это, продюсеры и звукорежиссеры прибегают к некоторым уловкам, которые делают суб-бас более различимым и устраняют ощущение бубнежа.
Работаем с частотными диапазонами
Таблица звуковых частот: основные частотные диапазоны и частоты для эквализации
В хип-хопе часто используют такой прием, как питч-слайдинг. Вместо того, чтобы просто переходить с Ля на До, продюсеры добавляют быстрые слайды в басовую линию, выделяя таким образом звучащие в ноты. Послушайте, как в треке Дрейка «Back to Back» бас делает несколько быстрых слайдов к более высоким нотам — читаемость создаётся именно за их счёт, хотя звук баса остался незменным.