Улучшаем звучание бас-гитары при помощи компрессии, сатурации и эквализации.
Несмотря на кажущуюся простоту и некоторую ограниченность, бас-гитара может выдавать широкий диапазон разнообразных звуков: от очень глубокого и «жирного» саунда в духе даба/реггей, и до яркого, даже звенящего, перегруженного звука в духе Лемми.
Чаще всего запись бас-гитары ведется строго в линию, но использование хорошего басового усилителя с легкостью нивелирует любые минусы такого метода, а звучание баса получается сочным и теплым. Достичь чего-либо подобного в домашних условиях вполне себе можно, благо выбор разнообразных цифровых симуляторов и сатураторов сейчас более чем велик.
Звук бас-гитары (или басового синтезатора) по своей сути схож с звучанием бас-бочки, о которой мы говорили ранее. Фронтальная атака баса, приходящаяся на частоты в районе середины, дополняется глубоким низом с хорошим сустейном, что и приводит к появлению характерного звука бас-гитары. Другими словами, спереди у нас находятся средние частоты, а сзади — хвост из сустейна и низких частот.
В большинстве случаев «хвост» басовых нот звучит много дольше, чем «хвост» бас-бочки. Это заставляет звукорежиссера быть более внимательным, занимаясь обработкой баса: в миксе тон бас-гитары должен быть таким, чтобы слушатель без лишнего труда мог распознать необходимые ноты, а не только слышать низкий и глубокий гул. Такое положение вещей накладывает и свои отпечатки на манеру игры на басу: более короткие ноты подсознательно играются тише, нежели более длинные. Самое интересное заключается в том, что чем длительнее звучание «хвоста» баса, тем более объемным может становиться звучание трека в целом.
Обычно, с точки зрения динамики и громкости, мы ждем, что бас будет находиться на приемлемом уровне громкости, несколько монотонно накрывая весь диапазон нижнего низа и создавая необходимую базу, на которую «лягут» другие инструменты. Именно поэтому использование компрессора становится обязательным элементом обработки бас-гитары для выравнивания общего уровня громкости инструмента. Особенно сильно компрессор помогает при работе с партиями баса, сыгранными реальными музыкантами: атака и громкость отдельных частей партии может сильно разниться между собой ввиду физиологических особенностей звукоизвлечения и игры на басу.
Несмотря на это, необходимо соблюдать изрядную долю аккуратности при использовании компрессора. Низкие частоты первыми попадают в «поле зрения» компрессора, а слишком активное или неправильное его применение может запросто убить фронтальную часть саунда баса в районе средних частот. Во избежание такого развития событий, я бы советовал использовать или сайд-чейн фильтрацию компрессора, или и вовсе пользоваться многоканальным устройством, который позволит разграничить обработку разного диапазона частот, а следовательно и предотвратить нежелательные проникновения частот между собой. То есть, говоря более простым языком, сайд-чейн фильтр или многоканальный компрессор дадут возможность достичь самого сбалансированного звучания баса, где никакие частоты не занимают слишком много места.
Что касается сатурации («подогрева») звука бас-гитары, то использование сатуратора может улучшить атаку и спад инструмента, а также привести к эффекту «склеивания» фронтальной и хвостовой частей саунда.
Давайте посмотрим на особенности использования компрессии, эквализации и сатурации во время сведения бас-гитары.
Компрессия
Поддержание плотного и равномерного звучания баса в миксе является жизненно важной вещью в любом треке. Сложность состоит в том, что человек, играющий на басу, чисто физиологически не может быть всегда постоянен: сыграть партию баса с абсолютно точной динамикой под силу только роботу. Именно поэтому компрессор является первым устройством в цепи эффектов.
Наша задача добиться максимально однородного звучания баса, без резких перепадов вверх или вниз по динамике. Работая с компрессором, стоит начать с атаки, выставив ее значение в районе 3 миллисекунд, чтобы не «задавать» различные переходные частоты. Параметр Release должен быть средним или быстрым, где-то в районе 200-400 миллисекунд, но вместе с тем достаточно медленным для того, чтобы избежать нежелательного искажения сигнала, к которому может привести Release на очень быстром уровне.
Все вышесказанное относится как к обыкновенным, так и к многоканальным компрессорам.
Обычный одноканальный компрессор:
Многоканальный компрессор:
Эквализация
Если бас-бочка «держит» основную часть частот в районе нижнего низа в миксе, то стоит вырезать суб-басовые частоты из сигнала бас-гитары при помощи хай-пасс фильтра.
Высвобождать частоты мы будем при помощи выреза низких частот в районе 68 Hz при фильтрации в 24 dB. Если такой подход сделает звучание баса слишком плоским или недостаточно плотным, стоит усилить частоты в районе 80-120 Hz — это компенсирует потери в низах.
Узкий вырез между 200 Hz и 250 Hz может добавить ясности без потери в «весе», а усиление в диапазоне между 600 Hz и 800 Hz добавит силы и некоторой агрессивности средним частотам.
Сатурация
Использование дисторшна может сделать звук баса чуть толще и теплее. Партия бас-гитары, которую вы слышите, была записана через DI-педаль Sansamp Bass, поэтому конечный сигнал уже получил свою долю сатурации во время записи.
Не стоит бежать в магазин за такой педалью, ведь сатурацию можно применить и после записи. Воспользуйтесь плагином ленточного сатуратора (Tape Saturator), чтобы сделать звучание более насыщенным, а также «приклеить» бас к остальному миксу.
В конце можно попробовать добавить какой-либо плагин симуляции усилителя (тот же Guitar Rig от Native Instruments), но только в тех случаях, если вам нужно получить более экстремальный саунд бас-гитары.
Сатурация и эмуляция усилителя: