В 1986 году гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс дал интервью журналу International Musician and Recording World, в котором поделился своим мнением о развитии технологий в музыке и их влиянии на музыкантов и индустрию. На интервью первыми обратили внимание авторы издания MusicRadar, отметившие дальновидность гитариста и его понимание того, как именно технический прогресс повлияет на дальнейший опыт работы музыкантов.
Несмотря на более, чем 60-летнюю историю группы, The Rolling Stones довольно редко обсуждали в интервью вопросы современных технологий и процесса записи. Журналисты чаще спрашивали Роллингов про контекст и написание песен, исполнительское мастерство и подробности из жизни группы, но игнорировали студийный опыт работы коллектива. И всё же, иногда такое случалось, отчего мнение и взгляды музыкантов становились более ценными и интересными.
Журналисты издания MusicRadar покопались в общедоступных архивах и нашли интервью Кита Ричардса, данное музыкантом изданию International Musician and Recording World в 1986 году, в котором большое внимание уделяется отношению группы к развитию технологий в музыке. В ходе беседы Ричардс поделился своими взглядами на прогресс вообще и влиянием технологий на музыку в частности, отметив их опасность для творчества как такового, а заодно сравнив музыкантов с детьми.
Слова Ричардса звучат актуально и в наше время, когда развитие технологий происходит ещё быстрее, чем 40 лет назад, а прогресс летит вперёд с невероятной скоростью. Примечательно, что авторы International Musician and Recording World, по всей видимости, воспринимали Роллингов как своего рода древний артефакт — группу, которая уже не успевает за технологиями и работает «по старинке», избегая всевозможных новинок. И если тогда ответы гитариста могли восприниматься как старческое ворчание, то сегодня, очевидно, его слова выглядят как мудрый взгляд на влияние технологий на будущую музыку и мудрые советы для следующих поколений музыкантов.
К моменту публикации материала группа существовала в течение 25 лет, что многими воспринималось как невероятное достижение. При этом в начале текста авторы уделили большое внимание внешности и возрасту Ричардса, описав гитариста как «ещё более потрёпанным, чем винтажный Telecaster» и отметив, что хотя «многие хорошие риффы сыграны на старой гитаре» в свои 43 года [на тот момент] «Ричардс не блещет красотой».
Текст примечателен тем, что журналисты не стали расспрашивать музыканта о гитаре и его игре на ней, уделив намного больше внимания технологиям и изменениям в студийной работе. Отвечая на вопросы, Ричардс довольно откровенно рассказал о своих взглядах на различные студийные инновации, рассматривая их с высоты своего опыта и длительного пребывания в индустрии.
По словам гитариста, в начале своей истории The Rolling Stones записывались на двухдорожечном магнитофоне, а звукоизоляция студии представляла собой тысячи яичных коробок на стенах помещения. При этом, «чтобы всё выглядело более профессионально», владельцы студии закрепили магнитофон на стене, а не оставили его на столе, как делали многие другие коллективы. Гитарист отмечает, что в те времена такое решение «было якобы хай-теком» в индустрии и реально казалось чем-то особенным.
Несмотря на то, что в 1960-х годах стереозапись уже применялась в студиях, до конца десятилетия пластинки продолжали выпускаться в моно-формате. Более активное распространение стерео получило только в 1970-х годах, однако далеко не все музыканты положительно восприняли новые веяния индустрии. По словам Ричардса, «если запись предполагалась в моно, то именно в таком формте её и нужно слушать».
Я не хочу слушать записи Мадди Уотерса 1952 года в стерео. Это не то, как они задумывались при создании. Тот факт, что теперь чья-то музыка доступна в стерео, не делает её хорошей.
Появление [в индустрии] нового большого дела под названием «стерео» состоялось в середине 1960-х годов, но, несмотря на это, мы только и делали, что выдавали из обеих колонок моно-сигнал. Из наших записей просто невозможно было сделать стерео!
Кит Ричардс, The Rolling Stones
На момент выхода интервью музыкальные технологии развивались быстрыми темпами. В 1986 году в студии звукозаписи пришла цифровизация: хотя качество цифрового звука было не таким высоким, компьютеры всё активнее использовались при производстве музыки, а инженеры активно применяли всевозможные цифровые процессоры эффектов. Кит Ричардс, однако, не питал иллюзий: по его мнению, процесс записи музыки «изменился не так сильно», как кажется, а любые изменения в работе продиктованы отнюдь не техническим прогрессом.
Гитарист отметил, что не против технологий как таковых, однако только в том случае, если они используются в нужном месте и в нужное время. Обработки и эффекты должны применяться аккуратно, при этом технология не должна ставиться во главу угла в творчестве. По словам Ричардса, прогресс обманчив и может легко подменить собой творчество: вместо того, чтобы отталкиваться от собственных идей, музыканты рискуют отдать всё на откуп прогрессу.
Я не против тех, кто хочет использовать в студии все доступные технологии. Конечно, мы [The Rolling Stones] тоже используем немало новинок, но нам нравится думать, что мы применяем их «ответственно» и «разумно». С помощью доступных технологий и устройств записывать музыку стало намного проще. Нам [музыкантам] нравится использовать [новые технологии] в работе, но применять их нужно аккуратно: как только машина становится сутью работы, мы теряем весь смысл [творчества].
Создание музыки — это гонка с технологиями. Они должны быть инструментом, расширяющим наши возможности, но пока что они работают против нас. Я думаю, что люди напуганы количеством появившихся возможностей и попросту останавливаются на достигнутом, полагаясь на формулы и методы работы, которые им хорошо знакомы и, как им кажется, максимально безопасны.
Кит Ричардс, The Rolling Stones
Дальнейшие рассуждения гитариста выглядят актуальными и по сей день. Так, например, Ричардс заметил, что «по мере расширения возможностей всё больше пластинок звучат одинаково», что кажется ему неправильным.
Музыка оказалась в таком моменте своего развития, когда технологий становится всё больше, но далеко не все из них по-настоящему нужны нам. Музыкантам ещё предстоит понять, что действительно полезно, а что является всего лишь игрушкой.
В современных студиях нам доступно какое-то невероятное количество самых разнообразных игрушек. И мы играем с ними, а затем, как только появляется игрушка получше, выбрасываем их — точно так же, как это делают дети.
Кит Ричардс, The Rolling Stones
Подводя итог своим словам, Ричардс заметил, что «технологии всегда будут опережать создание музыки», отметив, что музыкантам не нужны все игрушки на свете. «Вот, в чём действительно хороши The Rolling Stones — мы можем просто играть вместе в студии и записываться», заявил гитарист.