Известный звукорежиссёр и обладатель трёх премий «Грэмми» Эндрю Шепс рассказал о своём отношении к росту популярности искусственного интеллекта в музыкальной индустрии. По мнению звукорежиссёра, алгоритмы и нейросети заставляют людей мыслить шаблонно и никогда не смогут заменить реальных звукорежиссёров.
Эндрю Шепс, сводивший альбомы Адель «21», Red Hot Chili Peppers «Stadium Arcadium», а также работавший с Metallica, Black Sabbath, Бейонсе, Леди Гагой и многими другими известными исполнителями, стал участником беседы со студентами британского Института современного музыкального исполнения ICMP. В ходе общения инженер поделился своими взглядами на профессию звукорежиссёра, а заодно рассказал об отношении к технологиям искусственного интеллекта и нейросетям.
По словам Шепса, работа звукорежиссёра заключается в том, чтобы придать музыке необходимую звуковую форму и «постараться улучшить то хорошее, что уже имеется». По мнению инженера, важную роль в этом процессе играет творческий подход самого режиссёра, который волен выбирать, «как и какие именно вещи стоит выделить».
В своём «путешествии» [по профессии] я всё больше и больше убеждался, что [улучшение сильных сторон музыки] всё, что имеет значение, а всё остальное не важно. Не важно, что это отлично звучащий микс: если песня прекрасна [сама по себе с точки зрения содержания], то это прекрасно. А если нет, то совершенно не важно, насколько правильно или неправильно сведён микс.
Эндрю Шепс
По мнению звукорежиссёра, для инженера важно знать историю и быть в курсе, «кто, что и как делал, и кто с кем работал». Таким образом у человека появляется желание учиться у своих предшественников, изучать опыт других людей. Шепс отмечает, что его собственное желание учиться на чужом опыте стало основой серии онлайн-мероприятий Andrew Talks to Awesome People (рус. Эндрю разговаривает с прекрасными людьми), которые он вёл в 2020-2021-х годах.
«Что было по-настоящему здорово, так это то, что многие [из гостей] говорили о своих наставниках», — размышляет Шепс. — «Даже Эл Шмитт [обладатель 20 премий „Грэмми“] говорил о том, как он начинал в 1950-х годах, и кто ему помогал». При этом, считает звукорежиссёр, критически важно не зацикливаться на любимых треках, а изучать как можно более широкий спектр жанров.
Чрезвычайно важно слушать как можно больше разной музыки. Когда вы молоды, вы тяготеете к определённому музыкальному жанру, потому что это очень социальная вещь — вы, вроде как, нашли своё «племя», любите эту музыку и ненавидите всё остальное. С возрастом социальное давление ослабевает и вы можете анализировать всё, что вам интересно и всё, что вам по-настоящему нравится.
Эндрю Шепс
Специалист отмечает, что в этот момент обычно люди начинают понимать больше, а в голове формируется полноценная картина, что именно нравится человеку в музыке. Эти моменты могут пересекаться с нелюбимыми или ненавидимыми жанрами и вещами, но только так «можно действительно начать исследовать [музыку]» и узнавать больше о том, как именно она создаётся, сводится и продюсируется.
Особое внимание Шепс уделил изучению доступных инструментов, которые нужно знать «вдоль и поперёк».
Если вы заняты на проекте, требующем знаний Pro Tools, вы не можете просто сказать: «Ой, ну, я парень с Logic Pro». Потому что вы находитесь здесь, чтобы работать в Pro Tools и помогать творческому процессу, а не тормозить его [своим незнанием]. В общем, техническая сторона должна быть изучена настолько, чтобы вы могли свободно творить.
Эндрю Шепс
Звукорежиссёр считает, что начинающим специалистам важно работать в окружении людей «на том же этапе карьеры». Так, например, звукорежиссёрам-новичкам нужно работать с группами, которые также только начали свой путь. «Вы будете на одной волне и будете вместе учиться, при этом вам не придётся вести много бесполезных и непонятных разговоров и делать работу, к которой вы не готовы», отмечает Шепс.
Ничто не заменит реальную практику. Чем больше вы занимаетесь, тем лучше становитесь.
Эндрю Шепс
Несмотря на свой опыт, большой послужной список и наличие наград, звукорежиссёр отметил, что продолжает совершать ошибки и учиться. «Я уверен, что я не так как хорош [как принято считать] и на многие вещи у меня уходит достаточно много времени», — делится Шепс. — «Бывает и так, что на следующий день я слушаю свою работу и думаю: „Чёрт возьми, как я вообще допустил такое?!“, но это совершенно нормально. Не бывает такого, что вы что-то поняли и всё сразу стало по-другому».
По мнению Эндрю, некоторые люди более талантливы в звукорежиссуре, но это ничего не значит, потому что в любом случае без тяжёлого труда невозможно добиться успеха. При этом звукорежиссёр советует не торопиться и не переживать о медленном прогрессе, уделяя занятиям столько времени, сколько необходимо.
Особое внимание Шепс уделил вопросу искусственного интеллекта и нейросетей. По мнению специалиста, несмотря на то, что ИИ способен значительно ускорить производство музыки, он не имеет ничего общего с творчеством. Чтобы создать что-то по-настоящему новое, нужно мыслить нестандартно, а не в рамках заданного алгоритма, считает звукорежиссёр.
Он [искусственный интеллект] всегда будет очень предвзят ко всему из-за тех данных, на которых он обучался. Сама технология и программное обеспечение наподобие iZotope прекрасны, но ровно до тех пор, пока вы не попробуете мыслить нестандартно и расширить её применение.
Сегодня существуют различные онлайн-площадки для мастеринга, основанные на алгоритмах, которые основаны на том, что кто-то решил, что именно так должна звучать качественно сведённая песня. Однако [индустрию] всегда двигало вперёд то, что вы никогда раньше не слышали. «Odelay» Бека удивлял людей, «Back In Black» AC/DC удивлял людей — это было ново, это было здорово. Но с машинным обучением вы никогда не добьётесь такого результата. Это попросту невозможно и противоречит самой идее машинного обучения.
В общем, я думаю, что некоторые инструменты действительно прекрасны, но только в рамках поставленных перед ними задач. Утверждения о том, что эта штука может отнять у тебя работу верно только потому, что мы позволяем ей сделать это [и не желаем мыслить нестандартно].
Эндрю Шепс
Тем не менее звукорежиссёру кажется, что машинное обучение может помочь в обучении новых звукорежиссёров и тех, кто будет сводить музыку в ближайшие годы. В качестве примера Шепс приводит iZotope Ozone, предлагая слушать вносимые им изменения и отмечать то, что нравится и что не нравится в работе плагина. «Разберитесь, что именно он делает [со звуком] и, если вам нравится результат, приучите себя делать так же», подытоживает звукорежиссёр.
Шепс считает, что «умные» плагины могут помочь в изучении сведения, но доверять им писать и сводить музыку от начала и до конца бессмысленно. «Мы получим кучу скучных записей, только и всего», отмечает он.
Если вы попросите тот же ChatGPT написать эссе несколько раз, то оно всегда будет разным. Тем не менее он никогда не примет неожиданных и ранее не встречавшихся решений, так как обучен на том, что уже было создано. Если вы думаете, что получите что-то по-настоящему новое, то вы ошибаетесь: машинное обучение по определению не может создавать новые вещи. Это всего лишь компиляция огромного количества уже существующих идей.
Эндрю Шепс
Мнение Шепса коррелирует с высказываниями Дэвида Гетты, ранее заявившего, что искусственный интеллект станет будущим музыкальной индустрии. По мнению французского музыканта, появление ИИ сродни появлению знаковых музыкальных инструментов, поэтому в ближайшее время алгоритмы смогут сформировать новые музыкальные жанры.