Создание клипа — один из важных этапов в карьере начинающего артиста. Он дополняет визуальный образ музыканта, привлекает новую аудиторию и становится ещё одной площадкой для высказывания. С появлением функции Время клипов на Яндекс Музыке такие ролики теперь тоже могут попасть в подборку рекомендаций пользователей, что только повышает значимость клипов для артистов. Рассказываем, как начинающим исполнителям снять клип, который может попасть в рекомендации и помочь в продвижении творчества.
01 из 05Выбор трека
Первым делом следует определиться с подходящим треком для создания визуала. Проанализируйте свой треклист и сверьтесь со статистикой на стриминговых платформах, чтобы отобрать самые перспективные варианты. Чем популярнее композиция, тем больше вероятность, что фанаты будут охотно ждать и поддерживать выход клипа.
Набросайте идеи и раскадровки сразу для двух-трёх вариантов, чтобы оценить, какие условия и ресурсы потребуются для их реализации — большое количество локаций, актеров, эффектов и реквизита может значительно повысить финальную стоимость.
02 из 05Концепция и идея
Подход. Здесь важно определиться — делать красивый и стильный визуал, чтобы подчеркнуть вайб и развлечь аудиторию, как в клипах Моргенштерна, или же детально проработать сюжет и донести мысль до зрителей, как сделал Егор Крид в клипе «3-е Сентября».
В первом случае следует уделить особое внимание подбору локации и атрибутики, соответствующей вашему стилю. Во втором — подготовке сценария, раскадровки и подбору актеров. Ваш подход может быть и совершенно иным — с уклоном в артхаус или визуализацией трека построчно, главное, чтобы он находился в синергии с выбранной композицией.
Поиск референсов. Профессионалы черпают идеи из повседневной жизни и рассказов друзей, фильмов и книг, картин и архитектуры. Всё это уже содержит определенный нарратив, образы и локации, пригодные для использования.
Для быстрого поиска референсов подойдут и интернет-ресурсы, такие как Pinterest. Смотрите чужие клипы и делайте скриншоты, составляйте мудборды и сохраняйте картинки, чтобы повысить собственную насмотренность и набрать багаж визуальных материалов.
Хук. Недостаток идей можно компенсировать наличием креативного хука — это часть клипа, которая особенным образом выделяется, цепляет внимание зрителей и запомнится больше всего.
Попробуйте придумать весёлый танец, как в клипе «Gangnam Style», ставшего вирусным. Экспериментируйте с нестандартными ракурсами и манерой съёмки: например Anacondaz сняли клип «Бесит» одним дублем, что стало его фишкой. Сыграйте на контрасте или абсурдности, наполните клип отсылками к поп-культуре. Наличие удачного хука повысит зрительский интерес и обсуждаемость видео.
03 из 05Расчёт бюджета
Нижней планки для бюджета не существует, а верхнюю планку можно понизить, проявив гибкость и находчивость. «В короткой форме повествования, такой как музыкальное видео, простые решения могут сработать как нельзя лучше», — считает клипмейкер Элджея и L’One Даниэль Ким.
Локация. Многие естественные локации находятся в свободном доступе на улицах или за чертой города. А закрытые помещения можно бесплатно найти в сообществах фотографов или арендовать.
На первых этапах лучше выбирать более простые локации, не требующие больших вложений для обустройства и освещения или использовать бесплатные городские пространства. Иногда и вовсе можно ограничиться одним белым фоном, как сделал Mujuice в клипе «Underground».
Команда. Самой весомой статьёй расходов, как правило, становится съёмочная команда — оператор, режиссёр, монтажёр, стилист и визажист. Поищите среди знакомых, фотографов и клипмейкеров вашего города или же студентов смежных направлений — многие из них будут рады получить новый опыт и продемонстрировать свои навыки за символическую плату.
Даниэль Ким советует обратиться напрямую к специалистам, чьи работы вам нравятся, и рассказать о себе, своей идее, прикрепить ссылки на релизы. Возможно, их заинтересует концепт, сценический образ или ваше творчество, и они будут готовы подтянуть свою команду.
Оборудование. Поиском и арендой необходимой техники обычно занимается оператор исходя из вашего бюджета. По словам клипмейкера Даши «feelinside» Филин, цена и характеристики аппаратуры в конечном итоге не влияют на качество клипа, если не уметь ей пользоваться. А значит не стоит сразу надеяться на самые дорогие камеры и объективы в погоне за качеством.
Начинающему артисту подойдет полупрофессиональное оборудование, которое можно найти у знакомых. А отсутствие дорогой камеры может послужить дополнительным поводом для креатива — например, съёмки VHS-клипа. Олдскульные кассетные камеры не подвержены холоду на съёмках зимой, а «состаренные» клипы выглядят стильно.
Реквизит. Даша Филин для поиска реквизита использует биржи частных объявлений и секонд-хенды. Ещё она отдельно отмечает умение договариваться, ведь небольшим брендам одежды зачастую можно предложить бартер, а недостающие вещи купить в магазинах и вернуть по чеку обратно через пару дней.
С транспортировкой помогут друзья на автомобиле, в массовку всегда найдутся желающие, а вместо инстаграм-моделей попробуйте пригласить студенток театральных институтов или вовсе обойтись в кадре без них, фокусируя больше внимания на себе.
Поиск альтернативы. В случае, если ваши идеи выходят слишком затратными, простой и дешёвой альтернативой может стать постановочное лайв-видео на самый популярный трек. Это обернётся и отличным поводом для взаимодействия с аудиторией — позовите слушателей в массовку и пообщайтесь с ними перед съёмкой.
Краудфандинг. Для реализации самых смелых и дорогих идей можно заняться сбором пожертвований. Даже самые успешные музыканты не брезгуют принимать донаты от поклонников. Например, Борис Гребенщиков, объявляя сбор средств, отмечал, что «сегодня запись музыки возможна только при помощи людей, которые хотят помочь записать её», а рок-группе «Алиса» пожертвовали 23 миллиона рублей на краудфандинговой платформе Planeta.ru.
04 из 05Планирование съёмок
Импровизация это хорошо, но чтобы избежать неожиданных ситуаций и сохранить спокойствие на съёмочной площадке, лучше составить план и продумать нюансы.
Составьте расписание. При наличии готовой раскадровки, поделитесь ей со всей командой, чтобы обсудить отдельные сцены, составить список оборудования, реквизита и актеров и подготовить расписание съёмок. Следуя плану, каждый участник будет чётко знать свой порядок действий, а реквизит будет полностью подготовлен. Но если в процессе съёмки родятся новые идеи — не бойтесь отойти от плана и экспериментировать.
Проведите репетицию. Можно провести репетицию сложных сцен и снять пробные дубли на камеру телефона. Это поможет увереннее чувствовать себя на съёмочной площадке и заранее убедиться, что ваши идеи работают, как вы задумали.
Подготовьте локацию. Бронируя локацию или планируя выезд за пределы города, добавьте запас по времени в пару часов на случай форс-мажора, чтобы без паники решить все возникающие проблемы. Если вы снимаете весь клип в одном месте, постарайтесь добавить развитие картинке, меняя ракурсы и освещение.
Работайте в комфортном темпе и не забывайте о перерывах, чтобы не изматывать себя и команду. Снимайте по несколько дублей, чтобы повысить вариативность на монтаже — лучше снять лишнего, чем выстраивать разнообразие из ничего.
Пригласите друзей поснимать закулисье на телефон, а в свободную минутку снимайте короткие видео и от своего лица. Этот материал позже можно будет использовать для отдельного бэкстейдж-ролика.
05 из 05Постпродакшн
Монтаж. Сборкой и монтажом отснятого материала могут заниматься как оператор, так и режиссёр, или вовсе отдельный специалист. Конечно, для снижения затрат лучше сразу искать оператора, способного самостоятельно смонтировать видео.
Принимайте активное участие на этапе постпродакшна — донесите до специалиста своё видение, посмотрите вместе с ним исходники, выразите свои пожелания и предложите идеи. Не будет лишним и оценка промежуточных вариантов монтажа или отдельных сцен для оперативного внесения ваших правок.
Проверьте синхронность губ и аудиодорожки в каждом кадре — подобные шероховатости недопустимы в музыкальном видео. Если в клипе присутствует графика, то внимательно проследите за качеством её выполнения, иначе есть риск обнаружить мелкие недочёты уже после релиза в сети.
Покраска. Когда лучшие дубли сложатся в единый видеоряд, финальный монтаж необходимо отдать на цветокоррекцию. Если клип снят в нескольких локациях и условиях разной освещённости, то цветовая палитра будет постоянно меняться между сценами. Цветокор — достаточно сложная работа, поэтому лучше делегировать её компетентному специалисту.
Самостоятельный постпродакшн. В исключительных случаях артисты сами монтируют и красят свои клипы, но для этого необходим внушительный опыт работы с видеоредакторами. Для комфортного и качественного монтажа потребуется достаточно мощный процессор, монитор с хорошей цветопередачей и многофункциональный софт, например DaVinci Resolve или Adobe Premiere Pro.
Преимуществом такой работы станет полный контроль артиста над конечным продуктом и экономия финансов, но стоит трезво оценить свои навыки, прежде чем браться за постпродакшн самому. Не стесняйтесь спрашивать совета у специалистов.
Подготовка к релизу. Когда работа над видео будет закончена, подготовьте небольшой тизер, чтобы подогреть интерес аудитории в социальных сетях. Это может быть хук, часть припева или нарезка хайлайтов вашего клипа. Если видео понравится фанбазе, то она будет готова поддержать вас в историях социальных сетей, а значит нужно заранее смонтировать вертикальную нарезку моментов из клипа, чтобы поделиться ей с фанатами.
Оформите превью-обложку — это лицо вашего клипа на видеоплатформах. Составьте грамотное описание ролика и список тегов — они помогут в продвижении. Чтобы видео увидело как можно больше зрителей, можете смело загружать его во встроенный плеер каждой социальной сети, где вы присутствуете, как исполнитель и разделите рекламный бюджет между ними.
Загрузите клип на все стриминговые платформы и поделитесь ссылками с подписчиками. Поделитесь небольшим бэкстейдж-видео через пару недель после релиза, чтобы повысить охваты и лишний раз напомнить о клипе тем, кто его пропустил или забыл посмотреть.