5 распространённых ошибок при сведении клавишных, о которых нельзя забывать — SAMESOUND
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
  • 👫 Сообщество
  • 📖 Источники
  • 📅 Мероприятия
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🔊 Звуковые волны
  • 🎹 Аккорды для пианино
  • 🎸 Генератор диаграмм
SAMESOUND
  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки
No Result
Все результаты
SAMESOUND
No Result
Все результаты
  • Телеграм
  • 📖 Источники
  • 📅 Мероприятия
  • 🤘 Сообщество
  • 🎹 Аккорды для пианино
  • 🎸 Генератор диаграмм
  • 🎁 Бесплатные VST
  • 🔊 Изучаем звуковые волны
  • 🎙 Как выбрать микрофон
  • 🎛 Выбираем оборудование
  • 🔥 Лучшие VST
in Продакшн
Автор: Кирилл Бекетов
07.10.2022

5 распространённых ошибок при сведении клавишных, о которых нельзя забывать

Неподходящие компрессоры, переизбыток реверберации и другие проблемы.

Обсудить
2 437
0 0
Ошибки при сведении клавишных
28
ПОДЕЛИЛОСЬ
2.4k
ПРОСМОТРЫ
ПоделитьсяТелеграмнутьТвитнуть
SAMESOUND в Телеграме
Подписывайтесь на SAMESOUND в Телеграме

Клавишные — обширная категория инструментов, которую во время сведения часто упускают из вида. Когда же внимание доходит до клавиш, большинство музыкантов смотрят на них аналогично гитарам и басу, и, как следствие, допускают ошибки, приводящие к неудовлетворительным результатам сведения.


Клавишные определяют десятки разнообразных инструментов. В эту категорию относятся как традиционные пианино и рояль, так и более современные электропианино и синтезаторы. При этом, несмотря на включение в одну группу, инструменты обладают совершенно разным звучанием.

По какой-то причине (никому неизвестной) клавишные инструменты всегда остаются на периферии внимания музыкантов. И хотя их популярность в современной музыке высока — в том или ином виде клавишные встречаются практически в каждой песне, — о них вспоминают только после гитар, баса, ударных и вокала.

Когда дело доходит до сведения клавишных, музыканты зачастую ведут его по остаточному принципу. Руководствуясь принципом «сейчас как-нибудь уложу в микс», люди сводят клавиши так, как получится, и допускают ошибки, которые портят итоговый микс.

Автор издания Ask.Audio Холлин Джонс написал заметку, в которой рассказал, какие ошибки при сведении клавишных часто допускают музыканты и что нужно делать, чтобы избежать их. SAMESOUND публикует адаптированный перевод материала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как записать пианино и рояль микрофоном дома и в студии

01
из 05
Использование неподходящего компрессора

Многополосная компрессия клавишных

Клавишные — большой пласт инструментов, отличающихся разным диапазоном и тембром звучания. Каждый инструмент, будь то традиционное пианино или эмбиент-синтезаторы, живёт в собственном диапазоне частот, о чём нужно помнить при работе с эквалайзером.

Одни инструменты обладают более выраженным низом, другие — серединой, третьи — серединой и верхом, поэтому обработка клавишных требует индивидуального подхода. То, что хорошо для рояля, не подойдёт для пианино, а то, что хорошо для пианино, будет несовместимо с электроорганом.

Из-за разнообразия звучания однополосный компрессор может достойно управляться со средними частотами, но вместе с тем недожимать низ, из-за чего он будет перекрывать собой остальной микс. Возможна и обратная ситуация, при которой сжатие низких частот непроизвольно задавит середину и сделает микс недостаточно ясным.

При работе с клавишными лучше использовать многополосные и динамические компрессоры. Такие устройства позволяют более точно управлять компрессией, определяя не только как будет сжиматься сигнал, но также когда и на каких отрезках частотных диапазонов это произойдёт.

Тем не менее полностью отказываться от однополосных аппаратов не стоит — многое здесь зависит от содержания партии клавишных. Если клавиши исполняют только мелодическую роль, проигрывая несложную линию раз в несколько тактов, но сжать их можно и обычным компрессором. Если же клавиши аккомпанируют наравне с другими инструментами, то сжимать их лучше многополосной обработкой.

02
из 05
Переизбыток реверберации

Реверберация клавишных

Обработка клавишных реверберацией — это область, в которой соблазнительно легко пересечь черту и зайти слишком далеко. Небольшая реверберация — это всегда хорошо, ведь сухие пианино или рояль зачастую звучат безжизненно в миксе. В таком случае, почему бы не навернуть ещё немного ревера?

Правило «меньше — больше» как никогда справедливо в случае с обработкой клавишных ревербератором. Короткой аккуратной реверберации с лёгкими откликами будет более, чем достаточно, чтобы насытить инструмент нужным объёмом.

Большинство клавишных виртуальных инструментов и библиотек оснащаются собственным эффектом реверберации. Несмотря на то, что обработка придаёт звуку нужной «живости» прямо из коробки, встроенный эффект лучше отключить. Управлять реверберацией лучше на отдельной шине, при этом обработку стоит вести с учётом всего микса в целом.

Суть обработки клавишных ревербератором не в том, чтобы залить аранжировку откликами клавиш, а в том, чтобы сделать их звучание сочным в контексте всего микса.

Единственное исключение из правил — сольные фортепианные композиции. Такие произведения предполагают просторный микс, целиком и полностью отведённый под клавишный инструмент, поэтому для заполнения пространства можно не скупиться на реверберацию.

Тем не менее перегибать тоже не стоит: несмотря на то, что клавишные не конкурируют с другими инструментами за пространство микса, растворять их в откликах и отзвуках не стоит.

03
из 05
Игнорирование стереопанорамы

Панорамирование клавишных

Грамотное панорамирование и расположение инструментов в стереопространстве — залог успешного микса. Каждому инструменту нужно выделить собственное место внутри композиции, в котором он, оставаясь хорошо заметным на общем фоне, не будет мешать остальным участникам аранжировки.

Допустим, в аранжировке живут несколько партий клавишных, звучащих в одном частотном диапазоне. Инструменты, конечно же, мешают друг другу и конкурируют за пространство микса. И хотя очевидным решением в этой ситуации будет эквализация, обработка спектра

Логично, что устранить конкуренцию между ними можно эквалайзером, подрезав и усилив определённые диапазоны партий. Однако по итогам обработки тембральные изменения в звучании клавиш могут быть довольно серьёзными, что приведёт к сильному изменению характера звука, из-за чего клавиши перестанут звучать как клавиши.

Вместо того, чтобы сразу хвататься за эквалайзер, попробуйте добиться большего различия между звучанием инструментов без изменения характера звучания. Например, с помощью разведения партий в разные стороны стереополя.

Жёсткого панорамирования не нужно, всё-таки речь идёт не о даблтреке. Для разведения клавишных достаточно сдвига на 20-40% вправо и влево с последующей лёгкой (это важно!) обработкой эквалайзером.

04
из 05
Эквализация в отрыве от других инструментов

Сольная эквализация позволяет добиться отличного звука инструмента, но только не в контексте микса. В итоге получается ситуация, когда красивое, яркое и сочное пианино сталкивается с басом и гитарами, теряет в звуке и растворяется в миксе.

Эквализация должна проводиться только в рамках всего трека. То, как инструмент звучит сам по себе, не так важно — у слушателя не будет возможности отключить остальных участников микса, чтобы послушать «идеально сведённое пианино».

Эквализация в отрыве от микса — частая ошибка, которая относится ко всем инструментам аранжировки, а не только к клавишным.

Если же в треке присутствует часть, в которой клавиши играют в одиночестве, то для удержания баланса микса стоит поместить сольный кусок на отдельную дорожку. Такое решение позволит инструменту не только остаться хорошо уложенным в миксе, но и сохранить яркость на сольном отрезке.

05
из 05
Неправильная компрессия сигнала

Компрессия пианино и рояля

Эквализация и компрессия живых клавишных, в особенности пианино и роялей, — далеко не самая простая задача. Работая с реальным инструментом нужно учитывать множество факторов, влияющих на то, как будет вестись обработка, а заодно не забывать о том, что записанный сигнал будет очень и очень неоднородным.

Живые пианино и рояли осложняют работу широким диапазоном из 88 звуков по всему спектру, демпфирующей педалью и педалью сустейна. Добавьте к этому индивидуальные особенности исполнения, разнообразие вариантов звукоизвлечения, разную атаку и затухание у соседних звуков, и вы получите огромную проблему для человека перед компрессором.

Как именно компрессировать клавишные — вопрос, на который не существует ответа. Мы уже выяснили, какие компрессоры лучше подходят для обработки клавишных, однако так же легко рассказать об особенностях компрессии не выйдет (мы попробуем в одном из будущих материалов).

Единственный совет, который можно дать в этом случае, — практикуйтесь как можно больше. В качестве референса стоит использовать виртуальные библиотеки и сэмплированные наборы звуков клавишных инструментов, в которых разработчики заботливо решили основные проблемы живых клавиш и сделали всё, чтобы их можно было без лишних проблем уложить в микс.

What's Your Reaction?

  • Огонь!Огонь!
    32
    Огонь!
  • Хм...Хм...
    2
    Хм...
  • Лоооооол!Лоооооол!
    1
    Лоооооол!
  • Чё?Чё?
    0
    Чё?
  • ПечальПечаль
    1
    Печаль
  • Да ё..!Да ё..!
    4
    Да ё..!
Теги: пианиносведениесведение музыкифортепиано
Поделиться5ПоделитьсяТвитнуть6Поделиться
Подписаться
Войти
Уведомлять о
Войдите на сайт, чтобы обсудить материал
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сейчас читают


Далее
IK Multimedia Overscream

Бесплатные плагины и фрибисы недели № 29: копия Distressor, удобный хард-клиппер и NI Massive для пользователей Focusrite

Как выбрать микрофон для записи вокала гид для начинающих музыкантов

Как выбрать микрофон: гид для начинающих музыкантов

21.02.2022
11 850

Сейчас на главной

Moog Music переносит производство в Китай и сокращает сотрудников в штаб-квартире

Moog Music сокращает сотрудников и переносит производство «в одну из зарубежных стран»

...

Автор: Егор Ревенга
29.09.2023
1
0
Epic Games продала Bandcamp сервису лицензирования Songtradr

Bandcamp продан платформе лицензирования музыки Songtradr

...

Автор: Егор Ревенга
29.09.2023
10
0
DAWproject Bitwig Studio One

DAWproject: революция в переносе проектов между DAW или утопическая идея о единстве?

...

Автор: Егор Ревенга
28.09.2023
Обсудить
515

Рубрики

  • Написание
  • Исполнение
  • Продакшн
  • Инструменты
  • Оборудование
  • Софт
  • Мир музыки

Ресурсы

  • Источники информации
  • Афиша мероприятий
  • 🔥 Бесплатные плагины
  • Звуковые волны: интерактивный гид
  • Таблица звуковых частот
  • Cхемы прохождения сигнала
  • Справочник аккордов для пианино
  • Генератор диаграмм гитарных аккордов

Полезные страницы

  • Гид по выбору оборудования
  • Гид по звуковым эффектам
  • Лучшие VST
  • Уроки звукозаписи
  • Работа с вокалом
  • Гитарные уроки
  • Telegram-каналы для музыкантов
  • Продвижение музыки

Информация

  • О проекте
  • Реклама на сайте
  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности
  • Правила сообщества
  • Правила общения в чатах

Связь с нами

Сотрудничество: hello@samesound.ru

Реклама: ad@samesound.ru

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2023.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 16+

  • Войти
  • Регистрация
  • Лента
    • В тренде
    • Горячее
    • Лучшее
    • Обсуждаемое
  • Рубрики
    • Написание
    • Исполнение
    • Продакшн
    • Инструменты
    • Софт
    • Оборудование
    • Мир музыки
  • Темы
    • Звуковые волны: интерактивный гид
    • Таблица звуковых частот
    • Телеграм-каналы для музыкантов
    • Гид по выбору
    • Гид по эффектам
    • Обзоры
    • Бесплатные плагины
    • Лучшие VST
    • Уроки гитары
    • Прохождение звукового сигнала
    • Сервисы цифровой дистрибуции музыки
  • Источники
  • Мероприятия
  • Сообщество
    • Лента активности
    • Группы
    • Разместить своё творчество
    • Пользователи
  • О нас
  • Помощь проекту
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Условия использования
  • Правила сообщества
  • RSS

Сделано с ❤️ к 🎶 в SAMESOUND © 2015-2023.
Использование материалов SAMESOUND разрешено только с обязательным указанием ссылки на этот сайт.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции, которое может не совпадать с вашим мнением и меняться с течением времени. Это нормально.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях.
⚠️ 16+

Вход на SAMESOUND

Google ВКонтакте OK Яндекс

или через электронную почту

Забыли пароль? Регистрация

Регистрация

Не займёт и минуты

Все поля обязательны для заполнения. Войти

Напомнить пароль?

Введите имя пользователя или адрес почты — отправим письмо со ссылкой на восстановление пароля.

Войти