Вносим ясность и ставим точку при помощи картинок и аудиопримеров в извечном вопросе «Что такое параллельная компрессия барабанов?».
Вы наверняка слышали о параллельной (или Нью-Йоркской) компрессии барабанов. О данной технике не слышал только самый «зеленый» звукорежиссер и музыкант, а статей на о ней написано больше, чем волос в бороде обеих участников ZZ Top вместе взятых. Несмотря на обилие информации, давайте на самом простейшем примере наглядно взглянем на то, что такое параллельная компрессия барабанов, а также поймем как она звучит и как ею пользоваться.
Далеко не все знают, что изначально понятия параллельная и нью-йоркская компрессия означали несколько разные вещи. Нью-йоркской компрессией называли разновидность параллельной компрессии, в которой звукорежиссеры исключали некоторые частоты в районе середины. Так как такой подход (с подрезанием середины) часто применялся звукорежиссерами Нью-Йорка, то подобную разновидность параллельной компрессии барабанов стали именовать по месту ее «применения» — Нью-Йорку. В наши же дни понятия параллельная компрессия и нью-йоркская компрессия абсолютно равнозначны.
В общем, называть такую методику использования компрессора можно как угодно. Факт все равно останется фактом: к данному приему прибегают звукоинженеры на всем белом свете, а количество записей, где используется параллельная компрессия барабанов насчитывает тысячи, если не десятки и сотни тысяч штук. В любом случае, прием позволяет добиться интересных результатов, расширив привычный подход с постоянным кручением компрессорной ручки Dry/Wet.
Начало работы с параллельной компрессией барабанов
На аудиопримере ниже вы можете послушать исходный сырой (dry) звук бас-бочки ударной установки. Применять параллельную компрессию мы будем в рабочей станции Logic Pro X, но то, о чем будет идти речь далее, можно без лишних проблем спроецировать на программное обеспечение, установленное на вашем компьютере. В качестве ударной установки в моем случае использовался встроенный в Logic Pro X барабанный модуль Drum Kit Designer, но вы можете воспользоваться любой библиотекой или и вовсе прибегнуть к помощи семплов. В общем, делайте так, как вам будет удобно.
Исходный сырой (dry) сигнал
Итак, первым делом создадим новую дорожку, в которую набьем простейшую партию бас-бочки: 4/4, любой удобный темп, а удары выпадают на каждую долю такта. Для собственного удобства я сконвертировал MIDI-регион в аудиофайл при помощи функции ‘Bounce In Place’. Следом за этим, я поместил на дорожку бочки стандартный компрессор Logic Pro X с загруженным пресетом ‘Slammed Kick’.
У данного компрессора имеется ручка ‘Mix’, позволяющая «смешивать» исходный сырой (dry) сигнал с тем, который уже обработан компрессором. В аудиопримере ниже можно послушать как будет звучать наша бас-бочка в том случае, когда ручка ‘Mix’ выкручена до упора. Можете сравнить звучание первого и второго примеров, чтобы почувствовать разницу.
Ручка ‘Mix’ выкручена на максимум, т.е. звук максимально скомпрессирован
Звук стал заметно более агрессивным, в нем появился так называемый «щелчок», а суббасовые частоты несколько сгладились. В следующем аудиопримере можно послушать как меняется звук, если установить ручку ‘Mix’ примерно на 2 часа. В целом, для дальнейшей работы такой саунд будет более чем оптимальным.
Ручка ‘Mix’ установлена примерно на 2 часа
Создание шин-посылов для параллельной компрессии
Для того, чтобы сделать параллельную компрессию барабанов, мне понадобится создать AUX-канал, на который отправится исходный звук. В Logic Pro X создание нового AUX-канала делается простой сменой BUS-шины на любую другую. К примеру, если у вас установлено значение BUS 1, то просто выберите в выпадающем меню BUS 2 — Logic Pro X сам создаст новый канал. Назовем свежесозданный AUX-канал ‘Dry’, чтобы было проще ориентироваться в микшере.
В качестве выходного канала (Output) дорожки с бас-бочкой установим AUX-канал ‘Dry’. Теперь нам необходим еще один AUX-канал, на который будет поступать обработанный компрессором звук. Для этого достаточно добавить еще одно значение BUS для дорожки с бочкой. Назовем второй AUX ‘Compressed’. В итоге структура посылов дорожки с бочкой должна выглядеть следующим образом: в качестве выхода (Output) должна быть установлена шина BUS 1, а в качестве посыла (Sends) — шина BUS 2.
На словах выглядит достаточно запутанно, но визуально все намного легче, чем кажется.
Параллельная компрессия барабанов в деле
Все проделанные мной манипуляции позволяют получить больше контроля над имеющимся сигналом. Я могу свободно управлять количеством как исходного аудиосигнала, так и обработанного сигнала, а также самостоятельно решать какое количество сырого звука будет поступать на шину с компрессором. В конце концов, в окне самого компрессора я могу выкрутить ручку ‘Mix’ на самый максимум, чтобы одновременно работать как с полностью сырым, так и полностью скомпрессированным сигналом.
На изображении выше можно увидеть настройки каналов и шин, которые я назначил в своем проекте. Послушать бас-бочку с такими настройками можно чуть ниже. Использованные настройки, на мой взгляд, сделали звучание бочки более округлым.
Звучание дорожки бас-бочки после манипуляций с посылами и выходами
Добавление еще одного AUX
Современная музыка просто-таки насыщена компрессорами. Что ж, не будем выбиваться из всеобщего тренда! Добавим еще один AUX-канал, но с каким-нибудь другим компрессором. Я буду использовать компрессор McDSP Retro Compressor с пресетом ‘Thwack’, но можно установить абсолютно любой плагин, имеющийся под рукой.
Третий AUX-канал с еще одним компрессором
Добавление эффектов и обработок
Теперь, когда у нас есть два компрессора и суммарно три AUX-канала, настало время разбавить сигнал при помощи каких-либо студийных эффектов. В принципе, здесь все зависит от личных нужд, фантазии и желаемого результата. Лично я добавил немного эквалайзера и реверберации на шину Dry и каплю дисторшна на шину Compressed.
Параллельная компрессия + дисторшн + эквалайзер + реверберация
Точно также параллельная компрессия барабанов будет работать и для других элементов ударной установки. Как я уже отмечал выше, все зависит от того, какой звук вы желаете получить.