В 1960-х годах, когда гитарная музыка стала слишком однообразной, Джими Хендрикс переизобрёл гитару: британец совместил блюзовую гамму с элементами ритм-н-блюза и приправил получившуюся смесь смелыми экспериментами с эффектами и настройками. Из этого материала вы узнаете базовые особенности гитарного стиля известного музыканта, а также узнаете, как играть партии соло и ритма в стилистике Джими Хендрикса.
Джими Хендрикс — легенда гитарного и музыкального мира, изменивший представление об электрогитаре в музыке. Благодаря изобретательному подходу к владению Fender Stratocaster, Джими провёл настоящую реформу игры на электрогитаре.
Гитарист пересмотрел возможности инструмента: Джими одним из первых стал активно использовать трёхпозиционный переключатель как пятипозиционный и смело экспериментировал с настройками усилителей и эффектов. Вместе с тем музыкант «подчинил» фидбек и сустейн собственным нуждам, сделав их полноправной составляющей гитарного звука.
В основе игры Хендрикса лежали блюз и ритм-н-блюз. От первого гитарист взял блюзовую гамму, ставшую основой многих соло и лид-партий, от второго — более традиционную манеру игры, полагающуюся на совмещение аккордов с мелодикой. Всё это дополнялось ярким сценическим образом и несколько психоделической манерой исполнения.
Широкий круг слушателей знаком с творчеством Хендрикса по композициям «Voodoo People» и «All Along The Watchtower», однако эти композиции — не самые яркие примеры уникального стиля гитариста. Более ярко особенности гитарного стиля Джими Хендрикса проявляются в композициях «Little Wing», «Bold as Love» и «Castles Made of Sand».
https://www.youtube.com/watch?v=KzmLdI_VC9s
Чистый ритм
В основе партий ритм-гитары Джими Хендрикс всегда полагался на привычные аккорды через барре, дополненные элементами блюзовой, минорной и мажорной гамм. Такие дополнения создают интересный эффект: аккорды прекрасно гармонируют между собой, будто бы мелодически перетекая друг в друга.
Вместе с тем барре в привычном виде Хендрикс не использовал: Джими зажимал басовые струны большим пальцем правой руки (Хендрикс был левшой — прим. ред.).
В приведённом выше примере зажимайте шестую струну большим пальцем — узкие грифы Fender Stratocaster и Gibson Les Paul с профилем Slim Taper позволят брать басовые ноты без неприятных ощущений.
Хендрикс брал аккорды таким образом, чтобы один или два пальца правой руки оставались свободными — ими он добавлял соседние звуки к основным формам аккордов. Обратите внимание на короткие фразы на второй и третьей струне в первом и втором тактах, речь идёт именно о таких украшениях.
Для того, чтобы звук был ярче, используйте бриджевый звукосниматель, если используете «Лес Пол», либо комбинацию некового и среднего датчика, если играете на «Страте».
- Упражнение на игру ритма в стиле Джими Хендрикса 0:29
- Упражнение на игру ритма в стиле Джими Хендрикса (бэктрек) 0:29
Искажённый лид
Лид и соло-партии Хендрикса построены на всё тех же блюзовых гаммах с применением привычной пентатоники. Пример построен на пентатонике Ми минор с небольшими сдвигами позиций (на 10-й и 17-й лады).
Запоминающегося звучания гитарист добивался техническими моментами: так, например, Джими активно переключался между бриджевым, средним и нековым звукоснимателем, чтобы придать звуку нужный характер.
- Упражнение на игру лид-партий в стиле Джими Хендрикса 0:41
- Упражнение на игру лид-партий в стиле Джими Хендрикса (бэктрек) 0:41
В приведённом упражнении используется средний звукосниматель, однако в целях эксперимента можно использовать любую комбинацию датчиков. Что касается самого звучания, используйте насыщенный овердрайв с заметной долей фейзера.
Другие упражнения для гитаристов
Разминка для гитаристов от Марка Нопфлера, которая научит расслаблять руки при игре
Пентатоническое упражнение от Фила Икса для повышения слаженности работы рук при игре на гитаре
Гитарное упражнение от Эджа из U2 для использования дилэя как самостоятельного инструмента
Барабанное гитарное упражнение Дэйва Грола: как играть на гитаре как на ударных