Учимся играть винтажный джамп-блюз на гитаре в стиле Лонни Джонсона.
Лонни Джонсон заслуженно считается одним из пионеров гитары блюзового бастиона. Наибольшая популярность Джонсона пришлась на 1920-1960 г.г., а в 1950-х он дал несколько концертов в Англии, где ему довелось поработать с небезызвестным Лонни Донеганом. Последний был настолько впечатлен совместной работой, что поменял имя с Энтони на Лонни. Чтобы понять, что же так впечатлило Донегана, достаточно ознакомиться с джонсоновской композицией «Uncle Ned Don’t Use Your Head», которая была записана еще в 1931 году.
На заре карьеры основным инструментом Джонсона была акустическая гитара Martin 000. Нижеприведенные примеры основаны на фразах, использовавшихся Лонни в 1927 году. Самое интересное заключается в том, что многие гитаристы даже не догадываются, что фразы, которые мы сегодня разберем, были придуманы в конце 1920-х годов Джонсоном. Все примеры взаимосвязаны между собой, а соединив все примеры вместе можно будет сыграть полноценную партию в духе Лонни Джонсона.
Пример 1
Прослушивание первого примера может создать впечатление игры Эрика Клэптона, но правда, как и обычно, куда прозаичнее: большинство приемов Эрика Клэптона не являются его находкой, ведь они активно использовались еще во время Лонни Джонсона.
Вместо того, чтобы использовать в качестве целевой ноты тонику, на аккорд C7 играется нота Ми, которая является третьей ступенью гаммы До-мажор, а на аккорд F мы играем ноту Ля — третью ступень Фа-мажорной гаммы. Помимо этого, в конце каждого такта используется форшлаг, отличающейся от целевой ноты на полтона.
Пример 2
Здесь используется тот же принцип, что и ранее, но теперь переход будет осуществляться между аккордами F и Fm: от ноты Соль (вторая ступень Фа-мажорной гаммы) к Ля-бемоль минор (третья ступень гаммы Фа-минор).
Обратите внимание на то, как мы возвращаемся к Соль, являющейся пятой ступенью аккорда C.
Пример 3
Этот пример можно отнести к фразировкам в стиле цыганского джаза. После того, как последовательность аккордов проходит от C7 к A7, мы играем нисходящее арпеджио (G E C# A G).
Пример 4
Принцип исполнения это пассажа очень похож на свип — все три ноты извлекаются посредством одного нисходящего движения медиатором.
Пример 5
Начало примера активно использует подтяжки на полтона вверх и вниз, характерные для цыганского джаза. Подобный прием довольно активно применялся Лонни в своей игре, да и в целом можно сказать, что он неразрывно связан с американским блюзом и джазом начала ХХ века.
Партия заканчивается фразой использующей пентатонику До-минор.
После того, как каждый из примеров будет отточен, стоит попробовать постепенно объединять их между собой для получения цельной картины. Попробуйте поиграть все примеры друг за другом под соответствующий минус.