Влияние пород древесины на звук классической гитары.
На звук любого вида гитар (акустических особенно) влияет множество факторов — размер инструмента, его форма, крепление пружин, и даже такие, казалось бы, малозначимые вещи, как вес грифа и струнодержателя. Но главное — это дерево.
Все гитары звучат по-разному и одна из главных причин этого явления — разница в сортах дерева, из которого они изготовлены.
Верхняя дека
Начнём с главного: верхней деки. Это часть инструмента — самая влияющая на звук. Есть две стандартные породы дерева, используемые для верхней деки — это ель (spruce) и кедр (cedar). Как правило, ель придает звуку более резкий и звонкий оттенок, а кедр более мягкий и «обволакивающий». В акустических гитарах в основном используют породу ели, именуемую «Sitka spruce». Она растет как в Америке, так и в Европе, и не является редкой породой, поэтому и цены на неё умеренные. Иногда на верхних деках более дорогих инструментов можно увидеть «Engelmann spruce», этот вид еще называют «немецкой елью» или елью Энгельмана. Растет она в основном в Альпах и в Канаде. Она мягче обычной ели и, соответственно, звук у неё не такой резкий. На вид она тоже отличается от обычной ели — имеет белый оттенок, почти молочный цвет. Особо хорошо это видно на более старых инструментах, где sitka становится золотистого цвета, а engelmann — слегка желтоватой.
В очень редких случаях и, как правило, на инструментах стоимостью свыше $3000 можно увидеть ещё один подвид ели — «Adirondack spruce» — «красную ель». Это довольно редкая и дорогая разновидность, обладающая звуком звонким, как sitka, но более глубоким. Когда-то именно эта порода ели считалась стандартом в гитаростроении, но уже много лет подавляющее большинство гитар изготовляются из «sitka spruce». Отсюда вывод — самые популярные виды дерева для передней стенки: ель или кедр. Кедр придаёт звуку более мягкий оттенок, но зато ель более звонкая. Кроме того, ель с годами приобретает более глубокий звук; она как хороший коньяк — чем старше, тем лучше. У кедра это качество практически отсутствует. Но в любом правиле есть исключения — иногда попадаются приятно звучащие и довольно дорогие инструменты, где весь корпус (и верх, и низ, и обечайка) сделаны из красного дерева, или из дерева коа, но это исключения. Подавляющее большинство гитар все же изготавливается с верхней декой из ели или кедра. Особенно кедр популярен в классических гитарах.
Обечайка и нижняя дека
Перейдем к обечайке и нижней деке корпуса. Обычно они делаются из одинаковых материалов. Самые популярные — «Mahogany» (красное дерево/махагон/махагони), «Rosewood» (палисандр) и «Maple» (клён). Не всё, что хорошо для электрогитар, хорошо для «акустики», например ольха и липа практически не используются. Стандартом принято считать красное дерево и палисандр. Все остальные материалы принято сравнивать именно с ними.
Красное дерево придаёт инструменту мягкий «ровный» звук. Звук этот обычно средней глубины и каждая струна хорошо звучит отдельно, то есть красное дерево — прекрасный выбор для тех, кто любит игру «переборами». Также, при использовании систем амплификации (звукоусиления) этот вид дерева даёт прекрасные результаты — особенно, если инструмент не имеет внутреннего звукоснимателя и записывать приходится в обычный микрофон.
Палисандр же обладает более глубоким и «вязким» звуком — это особенно чувствуется на басах. Этот вид дерева хорош для ритмических партий, игры в акустическом оркестре и просто, если вам нравится более глубокий звук. В отличие от красного дерева, струны по отдельности слышны хуже, зато, если резко ударить по всем струнам сразу, получается сложный и объемный звук. Записать в микрофон такие гитары несколько сложнее, но если электроника встроена в гитару, то результаты будут хорошими.
Все остальные виды сравнивают с этими двумя. Например, клён обладает более резким и звонким звуком, чем палисандр, то есть ближе к красному дереву, но он не имеет такой мелодичности и мягкости звука как красное дерево.
Ещё одно довольно известное дерево в гитаростроении — орех. Звук у него довольно звонкий и не очень глубокий, но если сочетать его с кедром, то получаются прекрасные результаты.
Также в последнее время приобретает популярность гавайская коа. Её звук мягкий и достаточно глубокий, но в нем не слышно звонкости. Зато внешне это один из самых красивых видов дерева.
В заключение нужно добавить, что самым «элитным» деревом в акустике считается бразильский палисандр. До 1969-го года практически все использовали его в гитаростроении, но правительство Бразилии запретило его экспорт и теперь за две хорошие сухие досочки для стенок гитары приходится выкладывать до $2000, что мало кому по карману. Поэтому большинство современных гитар сделаны из палисандра, экспортированного из других регионов. Надо заметить, что акустические свойства того или иного дерева меняются в зависимости от того, где это дерево росло. Этот список можно было бы продолжить, но перечислить всё невозможно, а мы рассмотрели практически все основные сорта, встречающиеся в «акустике». Остальное можно назвать скорее исключением, нежели правилом.
Накладка, гриф и бридж (струнодержатель)
Остаются гриф, накладка и струнодержатель. Эти элементы мало влияют на звук. Грифы, в основном, делаются из красного дерева или (чуть реже) из клена. Это твердые и относительно недорогие породы. В классических гитарах ещё часто используют кедр с вклеенной полоской чёрного дерева (эбони). Черное дерево очень твердое и его так же принято использовать для накладок и струнодержателей. Но оно довольно дорогое, поэтому, если у вас не мастеровая гитара, то скорее всего накладка и струнодержатель на ней будут из палисандра. Это тоже неплохо — палисандр помягче чёрного дерева, но вполне пригоден. Остались только декоративные детали, такие как бортики, детали розетки и тому подобное. Чаще всего они пластиковые. На дорогих инструментах встречаются и деревянные, но уж на звук они точно никак не влияют.
Есть мнение, что сорт дерева, из которого сделаны пружины, тоже придаёт оттенок звуку, но гораздо большую роль играет сама форма и размер пружин, а сделаны они обычно из того же материала, что и верхняя дека.
Большинство относительно недорогих акустических гитар сделаны не из цельного дерева, а из ламинированного и, надо отметить, что в последнее время ламинированные гитары становятся все лучшего и лучшего качества. В принципе, главное, чтобы верхняя дека была из «настоящего» дерева, а все остальное уже менее важно. В ламинированных гитарах влияние дерева на звук значительно меньше — прессованные слои дерева не вибрируют так свободно, как цельная деревянная пластинка, поэтому «индивидуальности» у этих инструментов поменьше.
В качестве совета: если вы ищете гитару до $300, то на дерево вообще не обращайте внимания — главное, что нужно рассмотреть — это удобство игры, качество склейки и, конечно, звук!
Еще один немаловажный момент — это расположение волокон. Посмотрите внимательно на любую приличную акустическую гитару — вы увидите, что и передняя, и задняя стенки деки состоят из двух симметричных половинок. Причём не только сама форма, но и расположение волокон обычно симметрично. И сами волокна тоже расположены ровно. Достигается это путём специальной системы нарезки дерева. Считается, что это наилучший способ заставить дерево оптимально вибрировать. Кроме того, нужно обратить внимание на расстояние между волокнами, особенно на передней стенке. Обычно, чем больше расстояние, тем мягче дерево и, соответственно, звук более мягкий и менее звонкий. Считается, что наилучший вариант, это когда расстояние между волокнами — от 1мм до 2мм по всей поверхности. Кроме того, неплохо, когда это расстояние не сильно меняется от центра передней стенки к ее краям. Другими словами — ровные и параллельные волокна дают возможность дереву вибрировать свободно, а, значит, и дарить нам хороший и красивый звук.