Некоторое время назад мы выпустили кавер на песню группы Кино «Мама, мы все тяжело больны». Первая цель, которую мы преследовали этим роликом, продемонстрировать, что многие отечественные песни по своей сути ничем не хуже западной музыки. Проблема здесь в том, что им не хватает более интересных аранжировок. Чтобы нагляднее донести эту мысль, мы выбрали с десяток песен и стали искать параллели: кто бы из зарубежных групп мог спеть тот или иной трек, какая стилистика подошла бы композициям?
Так собралось несколько комбинаций треков, исполнителей и жанров: например, песню «Каскадеры» группы Земляне могли бы успешно и интересно исполнить Lordi, треки популярного нынче Алексеев хорошо бы звучали в репертуаре Poets Of The Fall, а позднему Цою, времен Группы Крови, прекрасно подходит стилистика синтвейва. Собственно, на Цое и остановились для нашего эксперимента.
Вторая цель была проще: показать, что качественные треки можно записать дома на том оборудовании, что вам доступно — здесь помогут всевозможные плагины и библиотеки сэмплов. В конце концов, содержание часто побеждает качество: примеров того, когда сделанные на коленке дрова выходили в топ — масса. Чтобы донести свои идеи до слушателя не нужны дорогие студии, команда продюсеров и авторов — все можно сделать дома.
Конечно, тут мы лукавим — многое зависит от конечных целей: если вы собираетесь звучать из каждого утюга и хотите записать стопроцентный радиохит, то без хорошей студии и команды помощников и руководителей не обойтись. Но опять-таки, наша идея в другом — донести свои идеи до слушателей в максимально возможном качестве, и судя по получившемуся результату, это более чем возможно. По крайней мере звучать все будет вполне достойно.
Сразу оговоримся по самому каверу и нашей идее. Во-первых, мы не профессиональные вокалисты или звукорежиссеры уровня Криса Лорд-Элджи. Мы спродюсировали трек своими силами и сделали все на том оборудовании, что было у нас в наличии.
Собственно, во всем этом безобразии участвовала MIDI-клавиатура Arturia MiniLab mkII, аудиоинтерфейс Audient iD14, микрофон sE Electronics SE2200 и DAW Logic Pro X. Но это все не важно: примерно того же результата можно добиться в любой DAW, на любой платформе, с любой картой и почти любым микрофоном. Было бы желание.
Во-вторых, рассказывать обо всем мы будем максимально просто и даже кондово — идея в том, чтобы вы поняли зачем и что было сделано. Кидаться в нас какашками, говорить о том, что наши методы какие-то тупые кривые и тупые, а также поносить вокально-инструментальные навыки можно в комментариях. Всё равно сути идеи это не изменит — мы собираемся показать, что любой музыкант, горящий желанием высказаться и донести свою идею до публики (пусть и в жанре синтвейв или синти-поп), с любым уровнем оснащения и опыта работы и исполнения, может сесть и сделать трек.
Итак, поехали творить.
ДОПОЛНЯЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
По мере готовности новых видеороликов, мы будем дополнять этот материал как самими видео, так и текстовыми пояснениями и скриншотами. После выхода всех видео, статья примет вид объёмного руководства по продюсированию синтвейва.
Как писать синтвейв: видеоверсия
Обзор проекта, создание кика и снейра
Хай-хэт, эффекты, тома и шина ударных
Сэмплы
кик и снейр Тома, хэт, хлопки, крэш
Проект сделан в Logic Pro X с использованием встроенных в DAW плагинов, а также сторонних разработок. В проекте участвуют несколько групп инструментов: ритм-секция, бас, синтезаторы, электрогитара, звуковые эффекты и вокал. Ритм-секция сделана посредством сэмплирования — мы собрали кастомную драм-машину из разных аудиофайлов. Для баса использовалось два синтезатора (по одному на каждую дорожку), электрогитара записана в линию через аудиоинтерфейс. Секция синтезаторов создана через виртуальные инструменты, вокал записан отдельно. Для звуковых эффектов использовались различные сэмплы.
Подробнее список дорожек по секциям и их контент представлен в таблице ниже:
Ритм-секция
- Kick — сэмплер Sonic Academy Kick 2 с сэмплом бочки
- Snare A — обычный сэмпл
- Snare B — обычный сэмпл
- Toms — сэмплер EXS24 с загруженными сэмплами томов
- HiHat A — сэмплер Native Instruments Kontakt
- HiHat B — сэмплер Native Instruments Kontakt
- Crush — обычный сэмпл
- Clap A — обычный сэмпл
- Clap B — обычный сэмпл
Бас
- Bass A — синтезатор Spectrasonics Trilian (или Omnisphere с установленной библиотекой Trilian)
- Bass B — синтезатор Reveal Sound Spire
Синтезаторы
- Pad Airy — синтезатор u-he Diva
- Pluck Synth — синтезатор u-he Diva
- Lead Bells — синтезатор Reveal Sound Spire
Электрогитара
- GTR — записанная партия электрогитары
Вокал
- VOX — записанный вокал
- TSOY VOX — аудиодорожка, вырезанная из интервью Виктора Цоя
Звуковые эффекты
- Downsweep — обычный сэмпл
- Downlifter — обычный сэмпл
- Uplifter — обычный сэмпл
Сигнал с дорожек отправлялся на различные шины и посылы для последующей обработки. Для сведения применялись встроенные в Logic Pro X плагины, а также инструменты от других разработчиков: Sonalksis, FabFilter, Waves, ValhallaDSP, u-he и других. Полный список использовавшихся плагинов:
Waves
- VEQ3
- REQ 2
- REQ 3
- CLA Guitar
- CLA-76
- Tune Real-Time
- DeEsser
- SSLComp
- H-Reverb
FabFilter
- Pro-Q 2
Plugin Alliance
- SPL Vitalizer
- SPL Bass Ranger
- SPL DrumXchanger
iZotope
- Ozone 8
- Neutron 2
ValhallaDSP
- ValhallaVerb
- ValhallaShimmer
u-he
- Satin
- Runciter
Sonalksis
- Digital Grimebox
- Uber Compressor
Tokyo Dawn Labs
- TDR Nova
- TDR VOS SlickEQ
Goodhertz
- Lohi 3
- Vulf Compressor 3
Для каждой группы инструментов были созданы шины и посылы, собирающие сигнал с них для последующей обработки перед отправкой на мастер-канал. Так отдельные шины получили дорожки басовых синтезаторов, ударных, синтезаторов и вокала. Помимо непосредственной обработки, некоторые посылы предназначались исключительно для реверберации.
Полный список шин:
Drums — общая шина ударных, где собираются сигналы со всех дорожек драм-машины и связанных шин.
Snare Bus — шина, на которой собираются сигналы с двух дорожек снейра. После обработки сигнал отправляется на общую шину Drums.
Snare Reverb — посыл с реверберацией для снейра. Нужна для склейки двух треков снейра в единый сигнал.
Drums Reverb — общая шина с реверберацией для драм-машины. Сигнал с нее отправляется на общую шину Drums.
Bass — шина для пост-обработки басовых синтезаторов. Все сигналы баса собираются здесь и только после этого отправляются на мастер-канал.
Keys — общая шина для синтезаторов и клавишных инструментов. Сигналы всех синтезаторов собираются здесь перед отправкой на мастер-канал.
Pad Reverb — посыл с реверберацией для дорожки пэда Pad Airy.
Lead Reverb — посыл с реверберацией для партии лид-синтезатора Lead Bells.
FX — шина, на которой собираются все звуковые эффекты, используемые в проекте.
Vox — общая шина для вокала, где собирается сигнал со всех вокальных дорожек, других связанных с вокалом шин и посылов.
Reverb Vocal View — посыл с реверберацией для вокала.
Vox Ambience — шина с реверберацией, отвечающая за общий эффект присутствия и пространства вокала в миксе.
Vox Reverb — общая шина реверберации для вокала, используемая после всех остальных шин и посылов. Отвечает за окончательную полировку голоса реверберацией.
Vox FX — шина пост-обработки голоса с iZotope Neutron 2.
На выходе установлен iZotope Ozone 8. Настройки плагина основаны на одном из пресетов в составе Ozone и слегка скорректированы для нужд проекта. В плагине активированы модули эквалайзера, компрессора и максимайзера.