in

Параллельная сатурация

Параллельная сатурация

Учимся применять технику параллельной сатурации во время сведения музыки, или как при помощи шины с сатурацией сделать звучание музыки драйвовее.

Сатурация — один из самых эффективных инструментов для обогащения звучания миксов. Сатурация может сделать звучание ударных сочнее; усилить или утеплить вокал и отдельные музыкальные инструменты; добавить или ослабить динамику звука; сделать саунд разных источников более универсальным. Вариантов использования — превеликое множество.

Несмотря на общую простоту применения, сатурация можно применять более комплексно. К примеру, многие звукорежиссеры и музыканты не догадываются о существовании такой техники, как параллельная сатурация. С ее помощью получается «подогревать» аудиоматериал из разных дорожек одновременно. Отдельные посылы на шину для параллельной сатурации впоследствии смешиваются с другими инструментами микса.

Основной принцип параллельной сатурации заключается в добавлении в микс отдельного канала с сатурацией, в котором сатурированный сигнал дополнительно обработан эквалайзером, компрессором, гейтом, реверберацией, дилэем и другими эффектами, украшающими звук.

Самое интересное в этой технике заключается в уникальных результатах, получаемых от использования такого приема. Начиная создавать собственную цепь эффектов с параллельной сатурацией, музыкант и звукорежиссер никогда не знает, к чему это приведет. Другими словами, даже малейшие изменения в настройках эффектов приводят к непредвиденному результату.

Начало работы

Давайте применим технику параллельной сатурации к чистому и приятно звучащему, но несколько скучному миксу.

Для начала создадим шину для будущей цепочки эффектов, которую впоследствии смешаем с миксом. Это добавит музыке энергии, «склеит» инструменты между собой, сделает звучание объемнее и попросту добавит ему характера.

Цепь эффектов

Цепь эффектов будет состоять из плагинов сатурации, стерео расширителя, усилителя динамики, эквалайзера и дилэя. Если говорить о конкретных плагинах, то в процессе работы будут применяться следующие разработки:

  • Tek’it Audio CrossDr
  • PSP Delay
  • TDR VOS SlickEQ
  • Waves TransX
  • Focusrite Red 2 EQ
  • PreSonus Beat Delay

Конкретные плагины не так важны — вы можете использовать любые аналогичные разработки, к которым привыкли. Как уже отмечалось выше, в технике параллельной сатурации большое значение имеет экспериментирование со звуком, поэтому не бойтесь добавлять другие эффекты или менять состав плагинов.

Источники сигнала для шины

Отправим на шину аудиосигнал с трех разных дорожек: в одной звучит барабанный луп, в другой — хай-хэт, в то время как в третьей — бас. Активируйте настройку PreFader для посыла сигнала дорожек на создаванную шину.

При работе с шинами для параллельной сатурации или компрессии выставляйте уровень громкости шины на определенное значение, а затем старайтесь не изменять его. Вместо этого прибавляйте или убавляйте громкость дорожек, которые были отправлены на шину.

Барабанный луп

Хай-хэт

Бас

Сатурация

В первую очередь настроим сатуратор на свежесозданной шине. Как уже отмечалось выше, в роли сатуратора выступает плагин Tek’it Audio CrossDr.

Выберем понравившийся пресет или настроим сатуратор вручную. В рамках урока остановим свой выбор на пресете 15 Total Warp — просто потому, что нам нравится его звучание. Несмотря на это, стоит немного прибавить уровень входного сигнала, чтобы насыщение звука было более явным.

Насыщение сигнала сатурацией

Дилэй

Следом активируем плагин дилэя. Эффект должен исказить звучание сигнала на шине, вместе с тем сделав его аккуратнее и объемнее.

Плагин PSP Delay эмулирует работу аналоговых устройств, поэтому добиться должного эффекта очень просто — достаточно прибавить гейна, чтобы получить желаемый результат.

Вместе с тем настроим пинг-понг дилэй с очень малым временем работы эффекта. Опустим ручку Dry таким образом, чтобы на выходе звучал только обработанный дилэем сигнал. Звучание частот в районе нижнего низа стало далеко не идеальным, а сигнал шины и вовсе ушел в противофазу.

Проблемы с сигналом после применения дилэя

Эквалайзер и исправление возникших проблем

Исправить неправильное звучание низких частот и появление противофазы можно при помощи эквалайзера TDR VOS SlickEQ.

Включите режим Diff Mode, который обработает только Side-канала аудиосигнала. Повышая значения высокочастотного фильтра, мы избавимся от проблем с басом, занявшим все пространство вокруг других участников микса. Также это позволит устранить противофазу, так как срезание боковых каналов (Side) оставит бас только в центре микса.

Чистка при помощи эквалайзера. В середине записи — короткий отрезок с выключенным эквалайзером.

Возвращение объема


Несмотря на то, что мы исправили проблемы с низкими частотами и противофазой, применение дилэя, эквалайзера и сатурации сделало звучание шины плоским. Вернуть звуку былой объем можно при помощи динамического процессора или Transient Shaper.

Выбирать плагин для конкретных задач стоит в соответствии со сложившейся ситуацией, пытаясь найти ту разработку, которая лучше всего подойдет для решения имеющихся проблем. В нашем случае воспользуемся плагином Waves TransX, начав работу с пресетом Pensado 808. Прибавляйте значение параметра Range до тех пор, пока звук не станет объемнее.

Устранение мутности

Объем вернулся, но вместе с ним звучание стало мутным. Устранить эту проблему можно при помощи эквалайзера.

Активируйте эквалайзер на шине и подрежьте частоты в районе 200 Hz. Следом срежьте особо низкие частоты при помощи high-pass фильтра. Также стоит подчеркнуть частоты в районе 6 kHz.

Произведенные действия сделают звук точнее и аккуратнее, а также устранят нежелательную мутность.

Убираем бока

В конце цепи эффектов можно добавить еще один дилэй, при помощи которого добавить больше драйва и жизни в микс.

Добавим на дорожку плагин PreSonus Beat Delay, поставляемый вместе с немецкой цифровой рабочей станцией. Изменяя положение регуляторов Low Cut и High Cut, мы удалим из микса частоты, выпирающие по бокам.

Уровень громкости посылов

Теперь вернемся к исходным дорожкам и займемся процессом смешивания их сигнала с созданной шиной. В зависимости от того, какие дорожки и в каком количестве отправлены на шину, тембр и характер звучания параллельной сатурации будет меняться.

Попробуйте автоматизировать уровни посылаемых на шину дорожек и уровень самой шины параллельной сатурации, чтобы добиться изменения характера микса в зависимости от контекста композиции. Также при помощи автоматизации можно добавлять на шину другие инструменты, подчеркивая отдельные части аранжировки.

Смешение сигналов

Наконец, пришло время смешать шину параллельной сатурации с остальными участниками трека. Помните, что параллельная сатурация призвана украсить микс, а не полностью заменить его, так что не переборщите с громкостью шины. Звучание шины с параллельной сатурацией не должно выпирать вперед, перебивать другие инструменты.

Для слушателя количество эффекта должно быть заметным, но в то же время едва различимым — никто не должен понять, что звучание дополнительно приукрашено эффектами. Другими словами, если при выключении шины появляется ощущение нехватки в звуке чего-то особенного (того самого «теплого лампового» звука), то паралелльная сатурация смешана в правильной пропорции с остальными инструментами.

Исходный микс

Микс после параллельной сатурации

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии