Александр Огородников и Денис Новиков из московской группы REMARK о новом сингле, взглядах на звукозапись и продвижении собственного творчества.
Московская альтернативная рок-группа REMARK, уверенно пробивающая себе дорогу к сердцам отечественных и зарубежных слушателей, уже успела отметиться выступлениями на одной сцене со Слэшем (Guns ‘N Roses) и Майлзом Кеннеди (Alter Bridge), W.A.S.P, Dope и Томом Кифером из Cinderella.
В активе группы — дебютный одноименный альбом и несколько успешных синглов. Проехав в 2016 году с туром по городам России, REMARK следом отправились в студию для записи нового музыкального материала, который выйдет в виде сингла в апреле 2017. За месяц до презентации сингла в клубе «16 Тонн» SAMESOUND.RU пообщался с Александром Огородниковым и Денисом Новиковым (вокалистом и гитаристом REMARK) о новом материале, взглядах на звукозапись и продвижении собственного творчества.
SAMESOUND.RU: Расскажите о группе. Как появились REMARK?
Денис Новиков: REMARK – это вокалист Александр Огородников, басист Иван Попов, барабанщик Артем Аркелян и я в роли гитариста.
В своем нынешнем виде REMARK сформировался около 1,5-2 лет назад, когда мы выпустили сингл и клип «Wild Run». До выпуска сингла состав коллектива постоянно менялся: кто-то приходил, кто-то уходил, куда-то уезжал. Да, были постоянные репетиции, сочинение материала, но запись «Wild Run» послужила некой отправной точкой.
Александр Огородников: Мы слушали похожую музыку, вкусы переплелись и итогом этого стал REMARK.
11 апреля 2017 года у вас пройдет презентация нового сингла. Как проходила запись?
Александр Огородников: Сингл, как и альбом «REMARK», мы писали со звукорежиссером и, по совместительству, саундпродюсером Андреем Коноплевым. Он очень помог нам при записи первого альбома, подняв уровень нашей музыки.
Денис Новиков: Запись сингла сопровождалась своеобразным «квестом»: мы решили записать гитары и вокал в более домашней обстановке, предварительно прописав на студии ударные. Суть в том, чтобы повторить популярный на Западе ход, когда для записи группы собираются не в подвале, а привозят оборудование в загородный дом, переоборудованный под студию.
Все писалось в ноутбук, но изначальный тракт был аналоговым: группа использовала трушные ламповые усилители и кабинеты Marshall, FORTRESS и Bad Cat. Звук усилителей снимался тремя микрофонами, один из которых записывал комнату и окружение, а два других – сами динамики.
Мы не сторонники большого количества продакшена, отдавая предпочтение хорошо записанным партиям – так проще сводить, да и песни сохраняют живое звучание. Так что цель записи состояла в том, чтобы использовать как можно меньше плагинов и обработок, и выдать честный качественный саунд.
Получается, вы не верите в возможности домашней звукозаписи? Я имею ввиду, группа REMARK считает, что записать дома качественный материал не получится?
Денис Новиков: Представим ситуацию, что группа записала ударные на профессиональной студии, а все остальное сделала в домашних условиях. Это домашняя или студийная запись?
У «самодельной» музыки большое количество слушателей, поэтому не могу сказать, что мы не верим в возможности домашних студий. С развитием современных технологий домашняя и профессиональная звукозапись настолько сильно переплелись, что все зависит только от целей и задач конкретного музыканта.
Я пишу демки дома и не могу сказать, что это звучит отвратительно. Но, на мой взгляд, смысл студии – в дисциплине, в более рабочей атмосфере. Дома тебе приходится «заставлять» себя записывать, плюс есть множество отвлекающих факторов.
[jaw_quote author=»Денис Новиков, REMARK» ]К записи нужно подходить как к проекту. У вас готовы аранжировки, продуманы партии. Остается только записать его.[/jaw_quote][jaw_clear]
А как же время, которое надо оплачивать на профессиональной студии?
Александр Огородников: Не спорю, студия стоит денег. Но лучше не брать ее в аренду на пару часов в неделю и делать все набегу, а выделить целую неделю. При таком варианте сроки не будут поджимать, да и работать проще.
К тому же звукорежиссеры, если принести им полноценный проект альбома или сингла, возьмут оплату не за часы, которые потратят на запись и сведение, а за весь проект. Стоимость проекта обсуждается еще «на берегу», после чего ведется спокойная работа без спешки. Это выгоднее и разумнее.
Некоторые музыканты считают, что оплаченная студия не оставляет места для свободной творческой атмосферы.
Денис Новиков: Мне кажется, что к звукозаписи тоже стоит подходить как к проекту, в котором готовы аранжировки и продуманы партии инструментов, а единственное что остается – это записать материал.
Новые идеи могут мешать записи, появится желание что-нибудь переделать или переписать с самого начала, хотя лучше оставить это на потом, на следующий такой «проект».
Так все-таки, EP или сингл?
Денис Новиков: Сегодня значения «сингл» и «ЕР» размылись – релизы называют, как хотят. Одни группы выпускают EP из двух песен, другие — из пяти совершенно новых песен, хотя это тянет на альбом, в то время как третьи умудряются выпустить сингл на одну композицию, но добавить на релиз еще пять-шесть ремиксов.
Тем не менее, мы решили назвать новый релиз синглом — на нем нет такого количества новых композиций, чтобы именовать релиз ЕP или альбомом. Там будут пара новых композиций в стилистике нашего первого альбома и кавер-версии на известные песни. На наш взгляд, этот сингл – это просто стилистическое развитие музыки REMARK.
Что скажете о музыке в России? Как оцениваете ее?
Денис Новиков: Музыки много, но, как и во всем мире, хорошей музыки намного меньше, чем плохой. Это как с людьми: красивых людей меньше, чем не красивых. Проблема в том, что в России нет порядка: музыканты разрозненны и тусуются в собственных кругах, не выходя за их рамки.
Александр Огородников: В России много музыкантов, но мало тех, кто помогает им, всячески «обслуживает» их творчество. В нашей стране музыканту приходится выступать одновременно в нескольких ролях: звукорежиссера, PR-менеджера, организатора концертов, продюсера собственной музыки.
Денис Новиков: Множество количество музыкантов – это хорошо, но каждый должен заниматься своим делом.
Музыкант умеет сочинять, играть и записывать музыку, и у него не должна болеть голова по поводу продажи собственного творчества, потребности в техническом оснащении, поиске площадок для выступления.
У нас есть музыка, но нет индустрии.
Денис Новиков: Да, совершенно верно. И, к сожалению, из-за этого страдает качество музыки. Музыканты предоставлены сами себе, а тех, кто поможет им в развитии – очень мало.
Получается, музыканты упираются в некий «потолок», не зная, куда двигаться дальше.
[jaw_quote author=»Александр Огородников, REMARK» ]Старайтесь показать свою музыку как можно большему количеству слушателей. Не ждите, когда успех снизойдет на вас.[/jaw_quote][jaw_clear]
В таком случае, как продвигаться новым группам?
Александр Огородников: Одно время можно было найти слушателя через публикацию собственного творчества в социальных сетях, но это длилось не долго. Если в 2017 году просто выкладывать свои песни в «ВКонтакте», то группу вряд ли кто-либо заметит.
Нужен человек, ответственный за продвижение. Это должен быть некий единомышленник, горящий музыкой группы и готовый настойчиво предлагать музыку коллектива всем подряд – промоутерам, менеджерам, редакторам. Если музыка хорошая, то ее обязательно заметят.
Денис Новиков: Поначалу можно заниматься этим самостоятельно, но по мере развития группы стоит передать продвижение кому-то другому, сосредоточившись на концертах, репетициях, сочинении материала.
Продвижение музыки с нуля занимает огромное количество времени, это полноценная работа, которая требует помощника, любящего вашу музыку. И не будет делать это за деньги первое время (смеется).
Александр Огородников: В этом и весь секрет: стараться самостоятельно показать свою музыку как можно большему количеству людей, а не ждать, когда на вас снизойдет успех и вас заметят.
Какие новые отечественные группы вам интересны?
Денис Новиков: Я не очень активно слежу за происходящим на нашей сцене, поэтому не хотел бы выделять кого-то конкретного. Все же мне интереснее зарубежные релизы известных коллективов и исполнителей, которые я слушаю с профессиональной точки зрения.
В любом случае, мне нравится подход нынешней молодежи, занимающейся музыкой – многие начинающие группы выглядят интересно и стильно, а в музыке все-таки сначала «встречают по одежке».
REMARK бывали с концертами в регионах. Есть отличия в слушателях в Москве и в регионах?
Денис Новиков: С музыкой в регионах все в полном порядке: есть местные интересные исполнители и слушатели. Проблема в другом: концерты в регионах проходят реже, поэтому приезд кого-то из Москвы – это уже событие.
Александр Огородников: Слушатели воспринимают тебя внимательнее и приветливее, московские и питерские музыканты вызывают большой интерес со стороны публики.
Какие планы у группы на ближайшее время?
Денис Новиков: Для начала собрать «16 Тонн» 11 апреля. Возможно, осенью выпустим новый сингл и клип на него. Также есть мысли провести несколько акустических концертов.
В остальном, планируем осваивать новые рынки, чаще появляться в медийном пространстве и постараться продвинуть музыку за пределы России.
Где сейчас можно услышать REMARK?
Александр Огородников: Случайно услышать можно на интернет-радиостанциях. На FM-волнах нас пока что нет, но это только пока.
Дайте какой-нибудь совет молодым музыкантам.
Денис Новиков: Я не могу назвать себя суперпрофессионалом, но посоветовал бы больше репетировать, записывать свою музыку и слушать ее со стороны.
Еще посоветовал бы подкопить денег и пойти на хорошую студию с хорошим звукорежиссером. Дома можно учиться сколько угодно, но общение с профессионалами и теми, кто умнее тебя – будет очень полезным.