10 композиций, отражающих карьеру и недюжинный талант легендарного британского музыканта-хамелеона.
В течение нескольких десятилетий кропотливой работы Дэвид Боуи из раза в раз заново открывал себя и свою музыку людям. Неудивительно, что его творчество вдохновляло и продолжает вдохновлять целые поколения музыкантов, остро отреагировавших на уход британской легенды из жизни.
Начав свой творческий путь в 1960-е, молодой Дэйви Джонс потратил несколько добрых лет на то, чтобы стать узнаваемым. Его ранние ритм-н-блюзовые работы со временем эволюционировали в чарующий брит-поп. В эпоху начала освоения космоса образ ритм-н-блюзового Дэйви Джонса трансформировался в поп-фолк-психоделического Дэвида Боуи и продолжал развиваться на протяжении всей жизни музыканта.
Редакция SameSound.ru решила пройтись по всему творчеству мистера Боуи и выбрать 10 самых важных композиций в его карьере: неожиданные творческие повороты, взлеты и падения, музыкальные открытия и переоткрытия, которые характеризуют жизнь и музыку британца.
Space Oddity
https://www.youtube.com/watch?v=cYMCLz5PQVw
Год выпуска: 1969
Альбом: David Bowie
Продюсер: Тони Висконти
В записи участвовали: Рик Уэйкман (клавишные, металлотрон), Тони Висконти (бас-гитара), Терри Кокс (ударные)
Дебютная работа Дэвида Боуи, увидевшая свет в 1967 году, критиковалась за излишнюю странность и эксцентричность, а также явное влияние жанра мюзикла. Аналогичные упреки сыпались и в адрес творчества The Kinks, Pink Floyd и даже The Beatles.
Сейчас сами упреки звучат странно, но одно можно сказать с полной уверенностью: такие композиции, как Love You ‘Till Tuesday посеяли семена для более серьезных работ Дэвида Боуи. Позднее, выпустив второй альбом со своим именем на обложке в 1969 году, карьера Боуи буквально ракетой взмыла ввысь: музыканту удалось уловить романтичные настроения освоения космоса, так активно гуляющие в сознании публики.
Space Oddity, напоминающая психоделичный хиппи-фолк, при помощи космического саунда и звуков стилофона рассказывает меланхоличную историю о Майоре Томе, затерявшемся в космосе и пролетевшем 100 000 миль в поисках нового мира.
Life On Mars
https://www.youtube.com/watch?v=v—IqqusnNQ
Год выпуска: 1971
Альбом: Hunky Dory
Продюсер: Кен Скотт
В записи участвовали: Мик Ронсон (гитара), Тревор Болдер (бас-гитара), Мик Вудманси (ударные)
The Man Who Sold The World, вышедшая в 1970 году, многими считается отправной точкой глэм-рока, но на деле она стала лишь началом перехода Боуи к образу Зигги Стардаста.
Ставший настоящей классикой, альбом 1971 года Hunky Dory открывается песней Changes, заложившей основы невероятных изменений Боуи-музыканта. На том же альбоме вышла легендарная Life On Mars, наполненная сюрреализмом и пародиями на окружающий мир и ставшая одним из главнейших хитов британца.
Ziggy Stardust
Год выпуска: 1972
Альбом: The Rise and Fall of Ziggy Stardust and The Spiders From Mars
Продюсеры: Дэвид Боуи, Кен Скотт
В записи участвовали: Мик Ронсон (гитара), Тревор Болдер (бас-гитара), Мик Вудманси (ударные)
Примерно в это время Боуи становится всенародно любимым музыкантом. Быть может, его образ рок-звезды в контакте с инопланетянами не всем пришелся по вкусу (гитарист Мик Ронсон чуть не ушел из группы, увидев новые сценические наряды), но мысль о том, что рок-музыка может быть точно таким же исполнительским искусством, как и любое другое, была встречена крайне позитивно публикой.
Концептуальный альбом о Зигги Стардасте и его группе Spiders From Mars так же стал настоящей классикой, подарив миру такие известные песни, как Ziggy Stardust, Moonage Daydream, Starman, Soul Love и другие.
The Jean Genie
https://www.youtube.com/watch?v=CGQo6zpVzt8
Год выпуска: 1973
Альбом: Alladin Sane
Продюсеры: Дэвид Боуи, Кен Скотт
В записи участвовали: Мик Ронсон (гитара), Тревор Болдер (бас-гитара), Мик Вудманси (ударные)
Одетый в стиле глэм-рока Алладин Сейн — еще одно альтер-эго Дэвида Боуи, основанное на образе Игги Попа — стал отражением влияния американской культуры на Боуи. Вернувшись из своего тура по Соединенным Штатам, Боуи записал альбом, вдохновленный американской музыкой: обилие ду-вупа и блюзового кача, а также уход в сторону буги-вуги и рок-н-ролла вместо психоделики и брит-попа.
Альбом Alladin Sane, а также последовавший за ним в 1973 году Pin-Ups, это закат эпохи Зигги Стардаста и оригинального состава Spiders From Mars. Так или иначе, композиция Jean Genie считается настоящей жемчужиной глэма.
Young Americans
Год выпуска: 1975
Альбом: Young Americans
Продюсер: Тони Висконти
В записи принимали участие: Дэвид Сэнборн (саксофон), Энди Ньюмарк (бас-гитара)
После театрального и концептуального альбома Diamond Dogs, наполненного отсылками к творчеству Оруэлла, Боуи вновь сменил собственный образ. В 1975 году в свет вышел альбом Young Americans, в записи которого принимали участие настоящие звезды соула и фанка: например, барабанщик Sly & The Family Stone Энди Ньюмарк и молодой Лютер Вандросс.
Сам Боуи описывал Young Americans не иначе, как «пластиковый соул». Такое описание Боуи разъяснял тем, что белый человек не может исполнять настоящий соул. Тем не менее, в середине 1970-х мир получил один из самых танцевальных и качающих альбомов, где в сердце заглавной композиции, давшей название самой пластинке, находился невероятный саксофон Дэвида Сэнборна.
Heroes
https://www.youtube.com/watch?v=Tgcc5V9Hu3g
Год выпуска: 1977
Альбом: Heroes
Продюсеры: Дэвид Боуи, Тони Висконти
В записи принимали участие: Брайан Ино, Роберт Фрипп, Дэннис Дэвис, Джордж Мюррей, Карлос Аломар
Во второй половине 1970-х годов Боуи выпустил так называемую «Берлинскую трилогию»: альбомы Low, Heroes и Lodger, вышедшие в 1976, 1977 и 1979 годах, соответственно. В это же время миру предстал Изможденный Белый Герцог: новый образ одетого с иголочки «пустого» человека, исполняющего романсы с неистовым напряжением и полным отсутствием каких-либо эмоций. Боуи характеризовал персонажа, как «сумасшедшего аристократа», «аморального зомби» и «бесчувственного арийского сверхчеловека», а про себя говорил, что в это время он существовал на «красном перце, кокаине и молоке».
С середины 1970-х годов в творчестве Дэвида Боуи начинается так называемая Берлинская эра, вдохновленная Холодной войной и ее предрассудками, страхами и опасениями. Музыка данного отрезка характеризуется минимализмом, атмосферностью и мрачностью, что стало последствие сотрудничества с Брайаном Ино. Композиция Heroes повествует о влюбленных, встретившихся у Берлинской Стены и является одним из сильнейших треков музыканта.
Ashes To Ashes
Год выпуска: 1980
Альбом: Scary Monsters (And Super Creeps)
Продюсеры: Дэвид Боуи, Тони Висконти
В записи принимали участие: Дэннис Дэвис (ударные), Джордж Мюррей (бас-гитара), Карлос Аломар (гитара)
После умышленно экспериментальной Берлинской Трилогии Боуи вернулся в более коммерческую стезю: новый альбом Scary Monsters (And Super Creeps) оказался невероятно успешным, а критики вываливали тонны положительных отзывов на работу музыканта.
Пересмотр образа Майора Тома, как и композиция Ashes To Ashes, напомнила миру о том, насколько мощной музыкальной силой обладает Боуи. Незабываемое видео, где Боуи предстал в образе ужасного Пьеро, идущего перед бульдозером, подкрепило коммерческий успех альбома, взобравшегося на первые строчки хит-парадов. В это же время музыкальная индустрия вошла в эпоху MTV: все 1980-е годы Боуи будет доминировать на музыкальном Олимпе.
Let’s Dance
https://www.youtube.com/watch?v=N4d7Wp9kKjA
Год выпуска: 1983
Альбом: Let’s Dance
Продюсеры: Дэвид Боуи, Тони Висконти
В записи принимали участие: Нил Роджерс (гитара), Тони Томпсон (ударные), Стиви Рей Вон (гитара)
В 1983 году Боуи вернулся к соулу и ритм-н-блюзу, выпустив самый успешный и одновременно попсовый (в хорошем смысле слова) альбом Let’s Dance. Выход Let’s Dance «зацементировал» Боуи как суперзвезду, а также позволил открыть себя новому поколению слушателей. Все это стало возможным благодаря таким качественным композициям, как China Girl, Modern Love и, конечно же, Let’s Dance. Каждая из них стала невероятно популярной у слушателей и критиков.
Under The God
Год выпуска: 1989
Альбом: Tin Machine
Продюсеры: Тим Палмер
В записи принимали участие: Ривз Гайбрел (гитара), Тони Сейлс (бас-гитара), Хант Сейлс (ударные)
В конце 1980-х казалось, что Боуи сожалеет о невероятном успехе Let’s Dance. В это время британец попытался восстановиться в образе независимой творческой силы в музыке и собрал коллектив Tin Machine.
Уйдя максимально далеко стилистически от своих лучших работ, а также от влияния набирающего силу гранжа, альбомы Tin Machine 1989 и 1991 годов вывели карьеру Боуи в 1990-е годы. Основы, заложенные альбомами Tin Machine, затем скажутся на всем творчестве британца в 1990-е годы: альбомы Black Tie White Noise и Outside выполнены в похожем ключе.
Lazarus
Год выпуска: 2016
Альбом: Blackstar
Продюсеры: Дэвид Боуи, Тони Висконти
В записи принимали участие: Бэн Мондер (гитара), Тим Лифебре (бас-гитара), Марк Джилиана (ударые)
25-й студийный альбом Дэвида Боуи, выпущенный за два дня до смерти, стал лебединой песней музыканта. Спустя более 50 лет с начала музыкальной карьеры, музыкальное видение Боуи осталось ясным и чутким, голос богатым и красивым.
Открывающая альбом Blackstar композиция Lazarus начинается со слов «Look up here, I’m in heaven», которые звучат грустно и оптимистично одновременно. Конечно, Боуи не сможет переродиться подобно Лазарю, но его бессмертие в творчестве остается вне всяких сомнений.