Джордж Уильям Чайлдс, в разное время работавший с LucasArts, LucasFilm, Cakewalk, Propellerhead и MTV, написал для сайта Ask.Audio заметку, в которой рассказал о том, как решить проблему незаконченных проектов. Чайлдс поделился историей о том, как в один день собрал все идеи, демо-записи и заготовки, а затем за неделю успешно закончил их.
Чайлдс победил лень с помощью самоорганизации и правильной постановки целей перед собой. Музыкант сфокусировал внимание на музыкальном содержании песен и их композиции, полностью забыв на некоторое время вопросы аранжировки, звукозаписи и сведения.
SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод материала.
Написание музыки превратилось в полосу препятствий. По мере развития технологий, упрощающих нашу жизнь, мы получили целую кучу отвлекающих факторов — уведомления, звонки, письма, обновления сайтов. Задумайтесь на минуту, как часто вы начинали новую песню, а затем отвлекались из-за очередного сообщения в социальной сети, теряли внимание и оказывались перед телевизором?
Пока у нас не появился Фейсбук и мессенджеры, у меня уходило два дня на то, чтобы закончить песню. Иногда я параллельно работал над несколькими композициями в течение 2-4 дней, обязательно доводя дело до логического конца. Меня ничто не отвлекало, эффективность и трудоспособность были намного выше.
Оправдывать свою лень технологиями неправильно — проблема кроется в нас самих. Мы сами мешаем себе доводить начатое до конца. Тем не менее склонить чашу весов в свою сторону реально. Когда я понял, что сам создаю себе проблемы, у меня появился план исправления ситуации. Я двинулся вперед небольшими шагами и постепенно набирал все больший темп. Проблемы решились очень быстро, стоило только найти правильное решение.
Самоогранизация
Все началось с моего желания доделать проекты, о которых я размышлял месяцами. Как и многие другие люди, решение закончить начатое я принимал несколько раз подряд, но результат всегда был одинаковый — через несколько дней я напрочь забывал о своих делах. В один день мне надоело загораться одной и той же идеей по пятому кругу только для того, чтобы отложить ее в долгий ящик.
Я начал с самоорганизации и создал для себя такие условия, в которых бы все напоминало мне о моем желании. Я рассказал друзьям, что хочу закончить все свои музыкальные проекты и написать альбом за неделю. Не все из них поддержали мою идею, но это было не важно. Так как о моей задумке знало много людей, это мотивировало меня не забыть о своем решении. В конце концов, мне очень не хотелось оправдываться в своей неудаче и слышать от друзей противное «Я же говорил!».
Новая песня каждый день
Получив нужную мотивацию, я двинулся дальше и начал поиски самого эффективного формата работы. Я не стремился сидеть сутками в студии, а искал такое решение, которое сделало бы работу не только эффективной, но и веселой. Все-таки воспринимать музицирование не как работу, а как хобби намного приятнее.
По мере поисков я выяснил, что работаю с максимальной продуктивностью сразу после появления идеи или открытия проекта, а затем происходит спад интереса к песне. Чтобы постоянно поддерживать себя в тонусе, было решено каждый день начинать работу с новой композиции. Я составил простой план работы, которого придерживался в течение всей недели.
Идея заключалась в следующем. В понедельник я начинаю новую песню и работаю над ней весь день. Во вторник я возвращаюсь к песне на полчаса, а затем начинаю новый проект, над которым работаю в течение вторника. В среду в работе находятся уже два проекта, которым я уделяю по 30 минут, после чего снова начинаю новую песню. Каждый новый день добавляет один новый проект, которому нужно уделить время.
Все это напоминает спринтерский бег, когда спортсмен показывает максимум на короткой дистанции. Я перестал бесцельно бродить по проектам, открывая и закрывая их, и стал работать с максимальной отдачей. При этом во время работы над одними песнями обязательно появлялись идеи для других композиций, которые я вписывал в блокнот, чтобы не забыть. Я заметил, что работа небольшими отрезками намного эффективнее тупого кряхтения над одним проектом в течение нескольких часов.
Большей эффективности можно добиться, если совместить короткие отрезки работы со списком задач по каждой песне. Составьте список, где опишите все, что хотели бы сделать. Выполнение пунктов нагляднее отразит результаты работы, повысит уверенность в собственных силах. Уверенность всегда приводит к достижению цели, а достижение цели — к еще большей уверенности.
При этом не исключены случаи, что во время работы над какой-то песней у вас появятся идеи для композиции, над которой вы уже работали полчаса. Не бойтесь и переключайтесь между проектами, чтобы не забыть появившиеся мысли. Главное, не выходить за рамки проектов в течение дня: если в четверг у вас в работе находятся 4 проекта, работайте над ними и не беритесь за новое без особой необходимости.
Содержание, а не звуковое оформление
Сегодня сводить музыку намного проще, чем 30 лет назад — спасибо технологиям и компьютерам. Проблема в том, что иногда музыканты слишком увлекаются вопросами саунд-дизайна и сведения, напрочь забывая о творческом процессе. Какая разница, как звучат ударные или гитары, если главная цель — написать музыку, слова и определиться со структурой песни и аранжировки. Накрутить идеальный баланс вокала в миксе и сочное звучание синтезаторов можно в любое другое время.
Чтобы не стать заложником пресетов, плагинов и ручек, используйте строго определенный набор инструментов при написании песен. Ограничьте себя в количестве инструментов (бас, ударные и клавишные) и добавляйте других участников только в случае острой необходимости.
Когда я слышу «голый скелет» песни, мне проще понять, что можно добавить, чтобы сделать звучание интереснее.
Можно вообще отказаться от всех технологических наворотов и писать песни только с помощью своего музыкального инструмента и вокала. Это может казаться сложной задачей, но трудности закаляют, а любые вызовы двигают нас вперед. Взять минимум и получить максимум — в этом и есть ключ к быстрому и эффективному написанию песен.
Что получилось в итоге?
Спустя неделю я написал 9 новых песен. Для одних основой послужили старые черновики, другие же появились по мере работы. В каждой песне написаны слова и музыка для всех основных частей песни (см. Анатомия аранжировки: типовая структура песни в популярной и электронной музыке).
Мой эксперимент увенчался успехом. Получасовые подходы к проектам требуют больше свободного времени, но оно того стоит: я заметил, что песни писались легче, а идеи приходили быстрее и чаще. Не все композиции готовы на 100%, но это не беда — за прошедшие дни я сделал больше, чем за весь последний год, а доделать начатое по той же методике 30 минут не составит труда.
Прошедшая неделя подтвердила старую поговорку о том, что аппетит приходит во время еды. Нет смысла ждать, когда вас посетит вдохновение, а песня волшебным образом допишется. Двигайтесь вперед небольшими шагами и вскоре заметите, что готовых песен уже хватает на целый альбом. Согласитесь, это лучше чем не двигаться вовсе.