in ,

Гарольд Родес и его наследие

История родес-пиано или как Гарольд Родес навсегда вошел в историю музыки.

Практически каждый хотя бы раз в жизни слышал о Rhodes Piano. Родес-пиано очень интересный инструмент, который может разнообразить практически любую музыку. По мнению многих музыкантов, родес-пиано обладает одним из самых узнаваемых тембров в музыке в течение последних 40 лет.

Но не многие знают, как электромеханическое пианино появилось на свет. История родес-пиано насчитывает уже более 70 лет. Изобретенное в 1942 году американцем Гарольдом Родесом, родес-пиано очень быстро завоевало любовь джазовых музыкантов и тех, кто играл музыку в стиле рок-н-ролл. Несмотря на то, что сегодня в мире существуют сотни различных электромузыкальных инструментов, история родес-пиано не закончена. Электропианино по-прежнему пользуется огромной популярностью у музыкантов и является культовой вещью.

Удивительный и узнаваемый звук инструмента получается благодаря смешанному электромеханическому принципу звукообразования. Идея Гарольда Родеса заключалась в том, чтобы генерировать звук за счет преобразования механической энергии колебаний в электрическую. При нажатии на клавиши молоточек ударял по специальному вибрирующему элементу, похожему на камертон, чьи колебания возбуждали ток в электромагнитном звукоснимателе. Электромагнитный звукосниматель в родес-пиано был построен на тех же принципах, что и в гитарных звукоснимателях. Таким образом получается, что родес-пиано – это смесь челесты и электрогитары. В отечественной литературе родес-пиано часто именуют не иначе, как “электромеханическая челеста”.

История родес-пиано в период Второй Мировой войны

История родес-пиано началась в 1942 году, когда мир сотрясала Вторая Мировая война. Гарольд Родес работал инструктором на авиабазе ВВС США в городе Гринсборо, что в Северной Каролине. По образованию Гарольд был пианистом, но ситуация в мире вынудила его пойти в армию.

В какой-то момент у Родеса появилась интересная идея: сделать портативное акустическое фортепиано. Причем цели для создания такого инструмента ставились не совсем музыкальные. Родес не собирался создавать суперинструмент для музыкантов, он хотел сделать небольшое пианино, которое могло бы выступать в роли моральной поддержки для раненых американских летчиков и развлекать их в госпитале. Используя все, что имелось по рукой, а именно алюминивые трубки от бомбардировщика B-17, Родес сделал прототип музыкального инструмента с 29 клавишами. Прототип в целом напоминал ксилофон, являлся полностью акустическим и получил сложное название – Rhodes Army Air Corps Piano. 

air-corps

Военные оценили изобретение Родеса, который вдохновился успехом своего инструмента. Это привело к основанию фирмы The Rhodes Piano Corporation, которая занималась изготовлением портативных клавишных инструментов.

В 1946 году на всемирно известной выставке NAMM Гарольд Родес представил свое новое изобретение – первое в мире электромеханическое фортепиано Pre-Piano с 38 клавишами, ламповым усилителем, шестидюймовым динамиком и пьезоэлектрическими звукоснимателями. Инструмент был небольшого размера и в деревянном корпусе. Звук Rhodes Pre-Piano был похож на игрушечный и отдавал звуком шарманки.

1948_Rhodes_Pre_Piano_001

Послевоенный период

В течение 1950-х годов фирма Гарольда Родеса выпускала Pre-Piano, которое пользовалось относительным успехом у музыкантов. В скором времени на фирму и ее продукцию обратил внимание Лео Фендер – создатель первой серийной цельнокорпусной электрогитары и владелец собственной фирмы по производству гитар и усилителей.

Фендер купил фирму Родеса и в 1959 году совместными силами на рынок поступила первая серийная модель электромеханического пианино – Fender Rhodes Piano Bass. Совместная разработка состояла из 32 клавиш, звучащих в диапазоне бас-гитары. Инструмент все еще обладал своеобразным игрушечным видом, хоть ему и придавали солидности четыре ножки и педаль. Активное использование модель Piano Bass получила в творчестве группы The Doors.

fender-rhodes-piano-bass-403336

В середине 1960-х годов Лео Фендер продал свою фирму, и все прилегающие к ней, компании CBS. Представители CBS очень высоко оценили потенциал разработок Родеса, что привело к выпуску новой модели пианино Suitcase Piano. Новая модель обаладала клавиатурой с 73 полноразмерными клавишами. Стоит отметить, что когда люди говорят о родес-пиано, то речь заходит именно о Suitcase Piano с ее уникальным звуком.

readytoplay

Новая модель обладала акустической системой и усилителем, находящимся прямо под клавиатурой. Использование усилителя придало звуку теплоту и густоту, а некоторые модели были оснащены регуляторами высоких и низких, и даже полноценным регулятором тремоло, что давало еще больший простор в возможностях звучания этого инструмента. Ранние образцы оснащались молоточками с фетровыми наконечниками, какие применяются в роялях, но в скором времени наконечники стали производить из неопрена.

CBS нащупала настоящую золотую жилу и буквально через год выпустила еще две модели – Celeste и Student Piano. Модель Celesta имела 48 клавиш, а Student Piano предназначалась для музыкальных школ, имела встроенный метроном, но не оснащалась тремоло-системой.

f64591f21572d8f2be46083ad803ad3a

Расцвет популярности родес-пиано в 1970-е

1970 год стал настоящим переломным моментом в истории родес-пиано. Производителем было решено убрать акустическую систему из нижней части инструмента, а клавиатуру расположить на четырех металлических ножках. Это привело к тому, что масса инструмента снизилась практически в два раза и сделала более удобной транспортировку электропианино. Обновленная версия инструмента получила название The Stage Piano Mark I и имела клавиатуру из 88 клавиш, что расширяло ее возможности. Именно в это время родес-пиано начинает приобретать невероятную популярность у музыкантов. Чик Кореа, Стиви Уандер и многие другие музыканты активно используют родес-пиано в своей музыке.

fender-rhodes-mark-i-stage-73-382692

На протяжении всех 1970-х годов в конструкцию The Stage Piano Mark I вносятся множественные изменения. В итоге в свет была выпущена вторая модель – The Stage Piano Mark II. Инструмент получил резиновые наконечники на молоточках, плоскую крышку для клавиатуры, а также был выпущен в версии с 54 клавишами, которая называлась Rhodes 54.

RhodesJan08

Родес-пиано в 1980-е

К началу 1980-х годов в мире музыке начал набирать популярность цифровой звук. Это сказалось на будущей истории родес-пиано. Так, новая модель инструмента – The Stage Piano Mark III EK-10 совмещала принципы работы предыдущих моделей с принципами электронной обработки звука синтезаторами. Теперь музыканты могли полноценно управлять электронным звучанием инструмента, смешивать электронное звучание с классическим звуком родес-пиано. Можно сказать, что Mark III был двухголосым синтезатором: первый голос являлся обычным электронным звуком, второй – звуком с “привкусом” медных духовых.

Несмотря на популярность инструмента у музыкантов, производство родес-пиано было решено закрыть. Причиной тому стала повальная увлеченность синтезаторами, которые давали больший простор для поиска нужного звука. В 1984 года была выпущена последняя модель родес-пиано – The Stage Piano Mark V, которая, как говорил сам Гарольд Родес, стала квинтэссенцией всех технологических наработок компании за все время ее существования. Серьезные изменения коснулись механической части, что придало звуку больший колокольный окрас. Корпус был сделан из пластмассы, ножки заменены на складывающуюся стойку. Три экземпляра были оснащены MIDI-выходом. Один из них использовал Чик Кореа во время записи альбома Elektric Band.

Fender-Rhodes-1984-Mark-V-Stage-73-3

Компанию Гарольда Родеса в середине 1980-х годов купила японская фирма Roland. Японцы выпустили две новые модели – Mark 60 и Mark 80, которые не имели с классическим родес-пиано ничего общего ввиду исключительно электронного устройства. По факту, родес-пиано из самодостаточного инструмента стараниями японцев превратилось в обычный синтезатор с имитацией классического звука родес-пиано.

Такова история этого популярного инструмента. А для тех, кто никогда не слышал чистого звука этого инструмента, или хочет еще раз услышать его – несколько аккордовых последовательностей.

Последовательность в низком регистре

Последовательность в высоком регистре

Рифф без использования педали

Рифф с использованием педали

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии