Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
Чуть ли не единственный дистрибьютор, который не принадлежит никому, кроме основателя компании — ни один процент акций ONErpm не принадлежит ни Spotify, ни Sony, ни Believe Digital или кому-либо ещё. Несмотря на то, что ONErpm находится в американском Нэшвилле, фокус сервиса приходится на Латинскую Америку. Руководитель ONErpm вообще заявляет, что Бразилия давно стала второй страной во всём мире по потреблению контента, поэтому они всеми силами смотрят на рынок латинской музыки.
Сервис отходит от работы с DIY-музыкантами — 95% клиентов ONErpm являются подписантами лейблов или те, кого они подписали сами. Тем не менее в России пока что модель работы сервиса отличается — процент доморощенных музыкантов намного больше, чем в остальных зонах присутствия. Так или иначе, но по мере укрепления позиций в России ONErpm движется в сторону более привычной схемы работы.
Для своих клиентов сервис предлагает шесть разных многоканальных сетей распространения контента (англ. Multi-Channel Networks, MCN) с общей аудиторией порядка 5,5 млн пользователей в месяц. Благодаря этому ONErpm поддерживает собственную партнёрскую программу для музыкантов. Более того, платформа курирует собственные плейлисты на Spotify, закидывая туда популярных исполнителей-клиентов. Премиум-клиенты сервиса также получают собственного менеджера, который разрабатывает стратегию релиза, маркетинговый план и другие фишки, помогающие в продвижении музыки.
Что касается роялти, то ONErpm собирает механические роялти с релизов, а также сотрудничает с Merlin. Как и в случае с Symphonic Distribution, исполнители могут рассчитывать на более высокие выплаты за свои релизы. В дополнение к этому клиентам дают авансы. К примеру, артист может увидеть «живые деньги» ещё до начала работы полноценной работы с ONErpm, а также посмотреть траты маркетингового бюджета на свой контент. К сожалению, такая фишка работает только для подписанных артистов, DIY-музыканты остаются без таких удобств.
Разместить музыку можно на всех ведущих международных площадках, а также в локальных сервисах. Для России присутствует поддержка UMA: разместить своё творчество в VK Music, BOOM и Одноклассниках не составит труда. Дополнительно треки можно закинуть в раздел музыки TikTok и в каталог рингтонов Apple App Store. К сожалению, последняя возможность платная даже для премиум-клиентов.
Официально срок публикации релизов в ONErpm составляет два дня, однако по мере роста популярности сроки сдвинулись — сейчас среднее время на публикацию релиза составляет около недели. Неделя, конечно, не два дня, но даже так сроки можно назвать оптимальными, если грамотно планировать релиз. В любом случае, сервис доставляет музыку на площадки быстрее, чем те же CDbaby и Tunecore.
В целом проблем с публикацией быть не должно, если соблюдать не только правила самого сервиса, но и правила самих площадок, на которые отправляется релиз. Тем не менее при отклонении релиза по какой-либо причине срок выпуска сдвигается ещё на неделю: очередь публикации «живая», повторно отправленная музыка попадает в конец списка.
Плюсы ONErpm
- Мощно шарят в Латинской Америке и их музыкальном рынке
- Русскоязычная поддержка, стабильно отвечающая в течение двух рабочих дней
- Собственные плейлисты в Spotify, которые сервис активно курирует
- Маркетинговая поддержка релизов в плейлистах
- Собственный менеджер, разрабатывающий стратегию продвижения релиза и маркетинговый план (только для премиум-клиентов)
- Разделение выплат, авансы
- Поддержка UMA
- Сбор механических роялти
- Встроенные инструменты маркетинга (Pre-Save, SmartLinks)
- Доставка в TikTok и раздел ринготов Apple
Минусы ONErpm
- Комиссия 15% для DIY-музыкантов (для премиум-клиентов комиссия растёт сообразно количеству задач, решаемых OneRPM в рамках договора)
- Нет партнёра-паблишера для сбора авторских роялти
- Срок доставки музыки на площадки составляет около недели, поэтому публикацию релиза лучше планировать заранее
- При отклонении релиза по каким-либо причинам придётся ждать ещё неделю — очередь публикации «живая», исправить ошибки и сразу же разместиться не выйдет
- Момент, который нужно учесть: помимо правил самого сервиса, релизы должны обязательно соответствовать требованиям площадок — релиз могут отклонить на «принимающей» стороне