Создатель драм-машины Roland TR-909 Ацуши Хошиай рассказал, с помощью чего были созданы звуки оригинального электронного инструмента. Рассказ инженера приводит издание Attack Magazine.
Издание Attack Magazine пообщалось с Ацуши Хошиайем и расспросило его о работе над драм-машиной Roland TR-909. Инженер, устроившийся на работу в Roland в 1982 году и работающий там по сей день, выступал в роли одного из руководителей разработки TR-909, за что команда даже дала ему прозвище «Мистер 909» (англ. Mr. 909).
Инструмент создавался на технологической основе TR-808, отличаясь от «старшей сестры» набором звуков и возможностей. Разрабатывая новое устройство, Roland стремилась сыграть на хайпе вокруг цифровых сэмплов — TR-909 строилась на основе записанных и обработанных звуков реальных ударных и перкуссионных инструментов. Стараниями команды машина получила характерные хрустящие хлопки и насыщенный низкими частотами кик, что пришлось по нраву продюсерам хип-хопа и популярной музыки.
Несмотря на идею с сэмплами реальных инструментов, большая часть звуков представляла собой сгенерированные посредством аналогового синтеза сигналы, близкие к звучанию настоящих ударных. Единственными реальными сэмплами в библиотеке TR-909 были звуки хай-хэта и тарелок, отличавшиеся резким хрустящим звучанием. Созданием библиотеки сэмплов руководил Ацуши Хошиай, который не только определял итоговое звучание инструмента, но и создал несколько звуков для него самостоятельно.
В интервью Attack Magazine Хошиай рассказывает, что для создания звука «железа» на драм-машине использовал элементы собственной ударной установки. В частности, инженер принёс в офис «самые любимые тарелки и хэт» из тех, что были в его коллекции.
Звук хэта Roland TR-909 представляет собой сэмплы разнородного хай-хэта, собранного Хошиайем дома из двух других тарелок: сверху используется тарелка 14″ Paiste Sound Edge, а снизу — 14″ Zidljian A New Beat. В свою очередь, краш и райд драм-машины записаны с помощью крэша 18″ Paiste Thin Crash: удары по верхней части тарелки стали райдом TR-909, а по краю — крэшем.
По словам создателя, запись «железа» прошла быстро — Ацуши принёс тарелки в офис и записал их микрофоном Sony C-38, подключённым напрямую в катушечный магнитофон. При этом сэмпл, который слышат пользователи, не проходил какой-либо обработки: команда разработки не стала изменять звучание тарелок, отказавшись даже от эквалайзера и компрессора.
Примерно в 1990-м году я услышал какую-то популярную музыку, созданную с помощью TR-909. Ну, знаете, вот это «унц-унц» с киком… и подумал, что кто-то нашёл новый способ использовать [звуки драм-машины].
Ацуши Хошиай, создатель Roland TR-909
Хошиай отмечает, что разнородный хай-хэт и крэш до сих пор входят в состав его ударной установки: так, например, инженер использует «железо» на репетициях своей джаз-группы. Буду поклонником джаза, Ацуши отмечает, что «не слушает музыку, в которой TR-909 используется постоянно».
Драм-машины Roland: краткий экскурс в историю винтажной классики
- Напомним, что ранее создатель Korg MS-20 рассказал, что век электронных инструментов не долог и объяснил, почему винтажные синтезаторы популярны до сих пор.