Споры об оборудовании всегда актуальны в среде музыкантов: процессор или педали, лампы или транзистор, реальный инструмент или плагин. Рассуждения и жаркие дискуссии не утихают не на минуту. Тем не менее для людей не связанных с музыкой актуален другой вопрос: «Что лучше: пианино или синтезатор?». Особенно сильно он волнует родителей, собравшихся отдать ребёнка в музыкальную школу.
Ответить на вопрос не так просто, как кажется: у пианино и синтезатора хватает плюсов и минусов применительно к нашим бытовым реалиям. Эта статья расскажет, какие достоинства и недостатки присутствуют у обоих инструментов, а также поможет ответить на популярный вопрос, что же всё-таки лучше — пианино или синтезатор?
В чём разница?
Далекие от мира музыки люди представляют пианино и синтезатор как две совершенно противоположные вещи: пианино — «живой» механический инструмент, синтезатор — пластиковая электронная имитация пианино. Тем не менее понятия несколько шире, чем принято считать.
Фортепиано — клавишный инструмент, клавиши которого связаны с молоточками внутри корпуса. Обшитые войлоком молоточки бьют по натянутым струнам, что и создаёт звук. Корпус изготавливается из дерева.
Фортепиано встречается в двух видах:
- Пианино (итал. pianino, дословно: маленькое фортепиано) — струнно-клавишный инструмент с ударным (молоточковым) способом извлечения звука. Пианино созданы специально для использования в небольших посещениях. Пианино представляет собой уменьшенную копию рояля, при этом струны и механика внутри корпуса натянуты не горизонтально, а вертикально.
- Рояль (фр. royal, королевский) — основной вид фортепиано, в котором струны, дека и все механизмы расположены горизонтально. В отличие от пианино, звучание рояля более выразительно, насыщенно и богато.
Сравнивая пианино или синтезатор люди часто не знают, что синтезатор — очень общее название электронного (не обязательно клавишного) музыкального инструмента. Внутри синтезаторов нет никакой механики, всё построено вокруг микросхем и программного обеспечения, позволяющего инструменту звучать.
Классификация синтезаторов очень широка, разделить устройства можно по способам генерации звука, используемым технологиям и ещё десятку признаков. Выделять все типы нет смысла (их реально много), рассмотрим только те, которые встречаются чаще всего (разделение условное):
- Цифровые синтезаторы — внутри таких инструментов находятся процессоры и схемы, способные генерировать звуки различных инструментов (не только пианино). Одни модели оснащаются встроенными динамиками, другие нужно подключать к динамикам. В обоих случаях инструменту нужен источник питания: батарейки, электросеть или порт компьютера.
- Цифровые пианино — гибрид акустического фортепиано и электронного синтезатора. Клавиатуры таких инструментов практически идентичны по ощущениям клавиатурам реальных роялей или пианино. Все эти молоточковые механизмы, эффекты послекасания и взвешенность клавиш обеспечивают ощущения аналогичные тем, которые вы получите при игре на акустическом инструменте. По функциям могут цифровые пианино объединяют базовые возможности синтезатора и MIDI-контроллера.
- MIDI-клавиатуры — специальный MIDI-контроллер, который представляет собой клавиатуру фортепиано. Внутри устройства находится специальная плата и электронный блок, преобразующий нажатия клавиш в поток MIDI-команд. Сама по себе MIDI-клавиатура не воспроизводит звук — для работы нужно подключение к компьютеру и установленные библиотеки сэмплов и виртуальные инструменты.
К синтезаторам можно отнести ещё с десяток устройств, при этом в классическом понимании под синтезатором все же подразумевается устройство, оснащённое различными платами, схемами и модулями, которые генерируют и обрабатывают звук — что-то в духе Moog Modular или Minimoog. И всё же у далёких от всех этих осцилляторов, фильтров и модулей людей сложился стереотип о том, что синтезатор — пластиковая поделка, которая издаёт какие-то звуки, отдалённо напоминающие реальные инструменты.
Корень такого суждения — огромная распространённость и доступность бюджетных синтезаторов и так называемых «самоиграек» (аккомпанирующих клавишных инструментов) — синтезаторов и клавишных инструментов с встроенной функцией аккомпанемента. Обычно при слове синтезатор люди представляют сидящего за дешевыми клавишами дядьку, исполняющего шансон в кабаке — именно благодаря им сформировалось пренебрежительное отношение к таким устройствам. Тем не менее «самоиграйка» — не приговор, в этой категории хватает отличных инструментов с высоким качеством звука, суперкачественной клавиатурой и полезными дополнительными возможностями.
Все эти определения позволяют выявить самые очевидные плюсы и минусы выбора пианино или синтезатора. В отличие от синтезатора пианино не требует дополнительных заморочек: никаких подключений к компьютеру, множества настроек, поиска программного обеспечения — купил, поставил и играй. С другой стороны, если места дома мало, а инструмент нужен, то лучше синтезатора или цифрового пианино вы ничего не найдёте (речь про хорошие инструменты с качественной клавиатурой и звучанием). Главное быть готовым к тому, что скорее всего придётся докупить стойку для установки и педаль экспрессии, чтобы максимально приблизиться к настоящему пианино или роялю.
Пианино или синтезатор: в чём отличия
Представим распространённую ситуацию: вы или ваш ребёнок загорелись желанием играть на клавишах. Сразу же появляется куча дополнительных вводных: одним хочется просто освоить пару мелодий и песен, вторым становится интересно создание музыки, у третьих появляется желание поступить в консерваторию и стать профессиональным музыкантом. Желание и цели разнятся, что порождает новые вопросы: куда пойти учиться и какой инструмент покупать — пианино или синтезатор.
Конечная цель должна быть определяющим фактором при выборе инструмента. Только после этого нужно смотреть на вопросы бытового характера — всё-таки проблема свободного места всегда остаётся одной из самых острых. Компактность — основной плюс синтезаторов: за счёт меньшего числа октав и клавиш, а также пластикового корпуса синтезаторы легче и меньше в размерах. Найти им место в квартире довольно просто — после занятий их можно убрать в шкаф или поставить у стены (с цифровыми фортепиано так вряд ли прокатит, но они все равно занимают намного меньше места в сравнении с обычными пианино).
Может показаться, что выбор «Синтезатор или пианино» очевиден, так как первые удобнее по всем параметрам, но не всё так просто. Меньшее количество клавиш и октав может стать ключевым недостатком — вы не сможете сыграть некоторые произведения, а у ребёнка не получится отработать пройденный в музыкальной школе материал. Проблема решается цифровыми пианино или синтезаторами с клавиатурами на 76 и 88 клавиш (например, Casio WK-6600, этот синтезатор можете посмотреть здесь), но их стоимость значительно дороже.
Переход на пианино после длительных отношений с синтезатором часто вызывает у музыкантов дискомфорт. Справедлив и обратный эффект — после пианино синтезатор ощущается несколько странно, клавиши чувствуются иначе, а контролировать динамику нот не так удобно.
Следующий важный момент: пианино — механический инструмент. При нажатии клавиш молоточек ударяет по струне, пианино издаёт звук. Сила нажатия напрямую влияет на громкость игры и динамику. Клавиши пианино изготавливаются по строгим стандартам, их размер всегда одинаковый (белые клавиши — 23×145 мм, чёрные — 9×85 мм), а сопротивление нажатию строго регламентировано. Этот момент может стать ключевым в выборе: в музыкальной школе ученики занимаются на акустических инструментах, а немалая часть учебной программы посвящена работе с динамикой. Скилл «Чувствовать клавиши» архиважен — пальцы должны выработать некий баланс, благодаря которому нажатия не будут слишком сильными или слабыми.
В большинстве синтезаторов клавиши кардинально отличаются от клавиш пианино. Обычно производители устанавливают клавиши меньшего размера, оставляя полноразмерные более дорогим моделям, имитация молоточкового механизма и чувствительность к силе нажатия также остаётся недоступной для бюджетных устройств. Например, клавиши Roland оснащается простейшей клавиатурой без каких-либо изысков, в то время как дорогой Roland BK-3 чувствительны к силе нажатия, но жмутся легко и совершенно не так, как клавиши более дорогого синтезатора Roland FA-06, оснащённого молоточковым механизмом (просто сравните модели разных синтезаторов).
СЭМПЛЫ
Сэмпл (от англ. sample — пример) представляет собой оцифрованный или искусственно созданный при помощи компьютерных программ звук живого инструмента. В случае с синтезаторами и цифровыми пианино сэмплы закладываются в память устройства. Во время нажатия клавиш инструмент воспроизводит заранее записанные звуки, объединяя их между собой в аккорды по заранее заданным алгоритмам.
Меняется и сам принцип работы клавиатуры, которая нужна не для создания новых звуков, а для запуска воспроизведения сэмплов. К тому же для комфортной игры синтезаторы зачастую оснащаются системой настройки чувствительности кнопок — можно отрегулировать инструмент так, что вне зависимости от силы нажатия все звуки зазвучат на одной громкости.
Наконец, пианино очень наглядный инструмент. Кому-то это покажется глупым, но в любой момент можно открыть крышку и посмотреть или показать ребёнку как молоточки бьют по струнам и как именно получается музыка. Такая возможность станет дополнительным фактором повышения интереса к музыке. Да, эффект краткосрочный, но если мы говорим о детях, то в вопросе обучения заинтересованность ребёнка важна не меньше хорошего педагога.
Разобравшись с бытовыми вопросами, поговорим о звуке. В цифровых пианино и простых синтезаторах звук уже сформирован программой или заботливо записан производителя. Благодаря этому вы можете выбирать разные тембры и менять инструменты нажатием одной кнопки. В ваших руках целый оркестр — рояли, скрипки, духовые, гитары, ударные и десятки других инструментов. Встроенный автоаккомпанемент (тот самый, которым прославились дядьки в кабаках) позволит играть и импровизировать вместе с другими инструментами, а функция записи даст возможность записать сыгранное или придуманное, если в вас проснётся жажда творить (не факт, но исключать такое нельзя).
Рояль или пианино всегда звучит одинаково, но компенсирует этот момент более богатым, глубоким и красивым звуком. По мнению педагогов и ценителей всего настоящего, каждый звук пианино имеет собственную индивидуальную окраску и тембр, зависящие от силы и скорости нажатия. Такое богатство недоступно электронным инструментам, многим цифровым пианино или синтезаторам (даже дорогим).
ИСТОРИЯ О ПРАВДОПОДОБНОСТИ ЗВУЧАНИЯ СИНТЕЗАТОРОВ
Известный американский изобретатель и основатель одного из самых топовых брендов клавишных инструментов Kurzweil Рэймонд Курцвейл в 1984 году продемонстрировал на выставке NAMM 1984 свой взгляд на электронные пианино. Мероприятие собрало 500 экспертов — музыкантов, звукорежиссёров, инженеров и простых слушателей. Эти люди должны были сравнить звучание реального рояля фирмы Steinway и цифрового пианино Kurzweil.
Прослушивание велось вслепую, собравшиеся не видели исполнителей и инструменты, а только слышали их звучание. По итогам мероприятия ни один из присутствующих не смог со стопроцентной точностью отличить, когда звучал реальный рояль, а когда цифровое пианино. Вот вам и разговоры про правдоподобность.
Также нужно учесть, что уход за инструментами кардинально различается. Синтезаторы не нуждаются в каком-либо специальном уходе в отличие от фортепиано. Любой деревянный инструмент требует определённой влажности воздуха в помещении и температурного режима, его нельзя ставить рядом с батареями отопления, хранить в слишком сухих или влажных условиях. Неправильное хранение и содержание ухудшает звуковые характеристики инструмента. К тому же пианино требуют периодической настройки, синтезатор же полностью лишён этого недостатка — он всегда в строю.
Напоследок стоит обсудить вопрос цены. Пианино стоит дорого — стоимость более-менее нормального инструмента может начинаться от 150 000 рублей. Цифровые пианино стоят дешевле, но и тут не всё так просто: хорошие цифровые клавиши (с полноразмерной клавиатурой и всеми имитациями механизмов) не бывают дешёвыми, поэтому стоит быть готовым к тому, что придётся расстаться как минимум с 50 000 рублей. Синтезатор станет самым выгодным приобретением — купить сносные клавиши можно от 15 000 рублей. К тому же никто не отменял вторичный рынок — там всегда можно найти что-то достойное за умеренные деньги.
Так что же лучше?
Однозначно сказать, что же всё-таки лучше — пианино или синтезатор, нельзя. Каждый инструмент обладает собственными плюсами и минусами, характерными особенностями. Профессиональные музыканты обычно владеют и тем, и другим, и пользуются пианино или синтезатором в зависимости от задач. Точно так же рекомендуем поступать и мы — выбирать между двумя инструментами нужно исходя из того, что вы собираетесь делать.
Критерий | Акустическое пианино (рояль) | Синтезатор (цифровое пианино) |
---|---|---|
Обучение | Лучше подходит для обучения в музыкальной школе | Больше подходит для хобби |
Размеры | Занимает много места | Компактные |
Клавиатура | Стандартный размер | Размер и количество клавиш отличается в зависимости от модели |
Ощущения | Реальные ощущения: плавный ход клавиш, полная отзывчивость | Ощущение нажатия кнопок (для бюджетных моделей) |
Звучание | Богатое, насыщенное и естественное, без возможности выбора тембра | Очень близкое к настоящему инструменту + возможность выбора различных звуков и тембров |
Громкость | Большой запас громкости и динамики (думайте о соседях) | Громкость управляется вручную, можно играть в наушниках |
Уход и хранение | Высокая требовательность к уходу | Не требует дополнительного ухода, просто не забывайте протирать пыль |
Покупка на вторичном рынке | При покупке на вторичном рынке легко оценить состояние | При покупке сложно выявить брак или другие недостатки |
Дополнительные расходы | Не требует дополнительных расходов | Могут понадобиться стойка, пюпитр, различный софт, коммутация |
Если же решить никак не получается, то рассуждайте так: если музыка всего лишь хобби, клавиши вы изучаете для общего развития и не преследуете каких-то наполеоновских целей — берите синтезатор, если же собираетесь профессионально овладеть инструментом — смотрите в сторону качественных цифровых пианино или акустических инструментов. К тому же не забывайте, что вы всегда можете перейти с пианино на синтезатор и обратно. В общем, ориентируйтесь на потребности и бюджет, и помните: главное — желание заниматься музыкой, а не то, насколько у вас крутой и дорогой инструмент. Как говорится, в умелых руках…