На первый взгляд, Focusrite Clarett+ 8Pre ничем не отличается от предыдущего поколения аудиоинтерфейсов серии без приставки «+». Однако внешность, как это обычно и бывает, обманчива: изменения скрыты внутри корпуса и направлены на повышение качества передачи сигнала. О том, чем отличаются предыдущее и нынешнее поколение интерфейсов, и стоит ли обновляться — в нашем обзоре флагманского Focusrite Clarett+ 8Pre.
Линейка аудиоинтерфейсов Focusrite чётко поделена на два сегмента: более доступную серию Scarlett и более дорогую серию Clarett+. Отличия в позиционировании довольно просты: Scarlett создана для домашних продюсеров и тех, кто ищет доступное качественное звучание, в то время как Clarett+ предназначена для профессиональной (или близкой к ней) работы.
В сентябре 2021 года Focusrite объявила о выпуске новых моделей аудиоинтерфейсов серии Clarett+ — Clarett+ 2Pre, Clarett+ 4Pre и Clarett+ 8Pre. Внешне новинки неотличимы от предыдущего поколения и, как и обычные «кларетты», построены по формуле «необходимый минимум каналов + высококлассные преампы + профессиональное качество записи + лучшая в своём классе схема питания».
Однако за внешним сходством скрываются внутренние отличия. Текущее поколение предлагает новые аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, новые микрофонные предусилители Clarett+ и улучшенную схему питания.
Изменение компонентов позволило компании заметно нарастить показатели динамического диапазона и коэффициента гармонических искажений на входах и выходах. Если верить производителю, доработки также сделали интерфейсы более привлекательными для покупателей в сравнении с предыдущей ревизией.
Focusrite Clarett | Focusrite Clarett+ | |
---|---|---|
Динамический диапазон на аналоговых входах (средние показатели гейна) | 118 дБ | 118 дБ |
Коэффициент гармонических искажений + шум (THD+N) на аналоговых входах | < -107 дБ | -110 дБ |
Динамический диапазон на линейных выходах | 118 дБ | 124 дБ |
Коэффициент гармонических искажений + шум (THD+N) на линейных выходах | -103 дБ | -106 дБ |
Динамический диапазон на выходах на наушники | 115 дБ | 118 дБ |
Коэффициент гармонических искажений + шум (THD+N) на выходах на наушники | -101 дБ | -104 дБ |
Новые Clarett+ перешли на разъёмы USB-C, а также пополнились богатым набором комплектного софта, значительно расширяющим возможности обработки сигнала в студии. Наконец, по заявлениям производителя, линейка полностью совместима с новейшими операционными системами Windows и macOS, а также чипами Apple Silicon.
Отличия между сериями на бумаге небольшие, но тем интереснее узнать, как обстоят дела на практике. Особенно, когда в руки попадает флагманский Focusrite Clarett+ 8Pre — аудиоинтерфейс для тех, кто хочет выйти за рамки одного-двух каналов, качественно улучшить звучание записанного материала или собрать гибкую и производительную студию звукозаписи.
Focusrite Clarett+ 8Pre | |
---|---|
Общие сведения | |
Тип | Студийный рэковый аудиоинтерфейс |
Количество входов и выходов | 18 входов 20 выходов |
Максимальная частота дискретизации | 192 кГц |
Максимальная разрядность | 24 бит |
Микрофонные предусилители | 8 |
Управление усилением | 8 регуляторов |
Индикация уровня звукового сигнала | 6-сегментный LED |
Входы и выходы | |
Микрофонные/инструментальные/линейные/Hi-Z входы | 8 (комбинированный XLR/TRS) |
Выходы для подключения мониторов | 2 (TRS, балансный) |
Линейные выходы | 8 |
Выходы для подключения наушников | 2 (TRS, балансный) |
MIDI I/O | 2 |
Подключение к компьютеру | USB-C (USB 2.0) |
Фантомное питание | ✔ |
Технические характеристики | |
Частотный диапазон | 20 — 35 000 Гц |
Диапазон усиления | 57 дБ |
Динамический диапазон | 110,5 дБ, амплитудно-взвешенный |
Эквивалентный уровень шума | −129 дБ |
Входное сопротивление | 6,2 кОм (без режима AIR) 2,2 кОм (в режиме AIR) |
Максимальный уровень входного сигнала | +18,5 дБ отн. ур |
Цифровое преобразование | |
Частота дискретизации | 44,1 — 192 кГц |
Разрядность | до 24 бит |
Задержка | < 1 мс при 48 кГц (вход-выход) |
Прочее | |
Поддерживаемые ОС | macOS 10.13 / 10.14 / 10.15 Windows 10 / 11 |
Габариты (Д×Ш×В) | 29,1 × 48,2 × 4,3 см |
Вес | 4,07 кг |
Стоимость | |
Рекомендованная стоимость | $999 |
Средняя стоимость по данным Яндекс.Маркет (на момент написания обзора) | 107 380 рублей |
Внешний вид и комплект поставки
Интерфейс поставляется в прямоугольной коробке серого цвета. На верхней стороне упаковки нанесено изображение фронтальной панели устройства, на нижней — задней.
Оформление минималистичное: кроме логотипов производителя и названия модели, на коробке нет дополнительной информации об устройстве.
Комплект вполне стандартный:
- Аудиоинтерфейс;
- Кабель питания;
- Кабель USB-C/USB-C;
- Кабель USB-A/USB-C;
- Комплект из четырёх прорезиненных ножек;
- Руководство, инструкция и документация.
В поставку также включён богатый набор плагинов Hitmaker Expansion, стоимость которого превышает 1300 € (при отдельной покупке каждого плагина).
В состав Hitmaker Expansion входят:
- DAW Ableton Live Lite;
- DAW Pro Tools;
- Подписка на Splice (3 месяца);
- Antares Auto-Tune Access;
- Relab LX480 Essentials;
- Softube Marshall Silver Jubilee 2555;
- XLN Audio Addictive Keys;
- XLN Audio Addictive Drums 2 Studio Rock;
- Brainworx bx_oberhausen;
- Brainworx bx_console Fosucrite SC;
- Focusrite Red 2 Plug-in Suite;
- Focusrite Red 3 Plug-in Suite;
- Brainworx bx_masterdesk.
Аудиоинтерфейс выполнен в формате 1U, что позволяет установить его в рэковую стойку. Размеры устройства составляют (Д×Ш×В) — 29,1 × 48,2 × 4,3 см. Вес — примерно 4 кг.
Корпус интерфейса выполнен из металла, окрашен в чёрный цвет. Фронтальная панель устройства металлическая, окрашена в красный цвет. Спереди также расположены «уши» для крепления к стандартной 19-дюймовой рэковой стойке.
Передняя сторона практически полностью отведена под элементы управления. Большую часть панели занимают поворотные регуляторы уровня сигнала на входах. Регуляторы металлические, небольшие. Вращение точное, аккуратное, хотя ход несколько тугой — для поворота требуется некоторое усилие.
На фронтальной панели также расположены кнопка включения устройства, кнопки активации фантомного питания на каналах 1-4 и 5-8. Недалеко от них — мониторинговый дисплей, регулятор микса и клавиши DIM и MUTE. Последние управляют сигналом на выходах: DIM понижает уровень на 18 дБ, MUTE — полностью отключает выходы. По умолчанию, кнопки работают с двумя первыми выходами, но могут быть перенастроены для работы с остальными разъёмами.
Мониторинговый дисплей сообщает информацию о состоянии сигнала на входах и выходах. Экран предлагает 10 шестисегментных шкал, подсвечивающихся зелёным, жёлтым или красным. Первые восемь шкал отображают уровень на восьми входах интерфейса, оставшиеся два — говорят о сигнале на двух основных выходах.
Среди других элементов мониторинга — LED-индикаторы режима AIR и инструментального режима работы входов, огни работы MIDI, USB-подключения и статуса синхронизации.
На задней стороне интерфейса расположены входы и выходы для подключения оборудования и инструментов. Так здесь расположены шесть комбинированных микрофонных/линейных входа, набор из восьми линейных выходов, два основных выхода на мониторы. Рядом с ними — оптический вход и выход на разъёме TOSLINK, работающий как ADAT и S/PDIF.
Сзади также размещены разъём USB-C для подключения интерфейса к компьютеру, вход и выход для MIDI-устройств и вход/выход SDPIF на RCA-сокетах. В самом конце панели располагается разъём для сетевого кабеля — для питания карты требуется от 100 до 240 В напряжения.
К сборке претензий нет — ничего не люфтит и не болтается. Детали идеально подогнаны друг к другу, интерфейс ощущается монолитно и надёжно.
Тестирование Focusrite Clarett+ 8Pre в RMAA
Линейка Clarett+ получила новые двухканальные кодеки аналого-цифрового преобразования Cirrus Logic CS5381, обещающие динамический диапазон 120 дБ и коэффициент гармонических искажений −110 дБ. Выбор чипов вполне очевиден: относительно новые микросхемы часто используются в аудиоинтерфейсах профессионального уровня и флагманских записывающих устройствах разных компаний.
В секции цифро-аналогового преобразования Clarett+ 8Pre полагается на чипы Cirrus Logic CS43198. По словам производителя чипов, ЦАП гарантируют динамический диапазон в 124 дБА и коэффициент гармонических искажений в районе −109 дБ.
Микрофонные предусилители построены на чипах THAT 1583. Эквивалентный уровень шума составляет −129 дБ, а также хороший запас усиления при минимальных искажениях.
В остальном внутреннее устройство осталось прежним. Интерфейс работает на двух чипах XMOS: один используется для передачи информации через USB, второй — для обработки данных с каналов. Использование XMOS оправдано — хорошо зарекомендовавшие себя чипы используются в десятках аудиоинтерфейсов на рынке (например, в том же SSL 2+, побывавшем у нас на обзоре ранее).
Утилита RightMark Audio Analyzer сообщает об интерфейсе следующие данные:
Device: Focusrite USB ASIO Features: Input channels: 18 Output channels: 20 Input latency: 282 Output latency: 282 Min buffer size: 16 Max buffer size: 1024 Preferred buffer size: 128 Granularity: 16 ASIOOutputReady - not supported Sample rate: 8000 Hz - not supported 11025 Hz - not supported 16000 Hz - not supported 22050 Hz - not supported 32000 Hz - not supported 44100 Hz - supported 48000 Hz - supported 88200 Hz - supported 96000 Hz - supported 176400 Hz - supported 192000 Hz - supported 352800 Hz - not supported 384000 Hz - not supported Input channels: channel: 0 (Input 1) - Int32LSB channel: 1 (Input 2) - Int32LSB channel: 2 (Input 3) - Int32LSB channel: 3 (Input 4) - Int32LSB channel: 4 (Input 5) - Int32LSB channel: 5 (Input 6) - Int32LSB channel: 6 (Input 7) - Int32LSB channel: 7 (Input 8) - Int32LSB channel: 8 (SPDIF 1) - Int32LSB channel: 9 (SPDIF 2) - Int32LSB channel: 10 (ADAT 1) - Int32LSB channel: 11 (ADAT 2) - Int32LSB channel: 12 (ADAT 3) - Int32LSB channel: 13 (ADAT 4) - Int32LSB channel: 14 (ADAT 5) - Int32LSB channel: 15 (ADAT 6) - Int32LSB channel: 16 (ADAT 7) - Int32LSB channel: 17 (ADAT 8) - Int32LSB Output channels: channel: 0 (Output 1) - Int32LSB channel: 1 (Output 2) - Int32LSB channel: 2 (Output 3) - Int32LSB channel: 3 (Output 4) - Int32LSB channel: 4 (Output 5) - Int32LSB channel: 5 (Output 6) - Int32LSB channel: 6 (Output 7) - Int32LSB channel: 7 (Output 8) - Int32LSB channel: 8 (Output 9) - Int32LSB channel: 9 (Output 10) - Int32LSB channel: 10 (Output 11) - Int32LSB channel: 11 (Output 12) - Int32LSB channel: 12 (Output 13) - Int32LSB channel: 13 (Output 14) - Int32LSB channel: 14 (Output 15) - Int32LSB channel: 15 (Output 16) - Int32LSB channel: 16 (Output 17) - Int32LSB channel: 17 (Output 18) - Int32LSB channel: 18 (Output 19) - Int32LSB channel: 19 (Output 20) - Int32LSB
Отчет о тестировании Focusrite Clarett+ 8Pre в RightMark Audio Analyzer
Тестируемое устройство | Focusrite Clarett+ 8PRE ASIO Driver |
---|---|
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.5 |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -1.4 дБ / -1.4 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Общие результаты
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0.01, -0.03 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -115.5 | Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 115.5 | Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00058 | Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -88.0 | Хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00059 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -88.9 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00567 | Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Частотная характеристика
Левый | Правый | |
---|---|---|
От 20 Гц до 20 кГц, дБ | -0.07, +0.01 | -0.05, +0.02 |
От 40 Гц до 15 кГц, дБ | -0.03, +0.01 | -0.01, +0.02 |
Уровень шума
Левый | Правый | |
---|---|---|
Мощность RMS, дБ | -114.2 | -114.2 |
Мощность RMS, дБ (А) | -115.5 | -115.5 |
Пиковый уровень, дБ | -85.0 | -84.5 |
Смещение DC, % | +0.0 | +0.0 |
Динамический диапазон
Левый | Правый | |
---|---|---|
Динамический диапазон, дБ | +114.5 | +114.5 |
Динамический диапазон, дБ (А) | +115.7 | +115.7 |
Смещение DC, % | -0.00 | -0.00 |
Гармонические искажения + шум (-3 дБ)
Левый | Правый | |
---|---|---|
Гармонические искажения, % | 0.00059 | 0.00059 |
Гармонические искажения + шум , % | 0.00456 | 0.00451 |
Гармонические искажения + шум (A-взвеш.), % | 0.00396 | 0.00398 |
Интермодуляционные искажения
Левый | Правый | |
---|---|---|
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00570 | 0.00573 |
Интермодуляционные искажения + шум (A-взвеш.), % | 0.00479 | 0.00483 |
Взаимопроникновение стереоканалов
Левый | Правый | |
---|---|---|
Проникновение на 100 Гц, дБ | -93 | -95 |
Проникновение на 1000 Гц, дБ | -88 | -88 |
Проникновение на 10 000 Гц, дБ | -81 | -81 |
Интермодуляционные искажения (переменная частота)
Левый | Правый | |
---|---|---|
Интермодуляционные искажения + шум на 5000 Гц | 0.00573 | 0.00568 |
Интермодуляционные искажения + шум на 10000 Гц | 0.00579 | 0.00571 |
Интермодуляционные искажения + шум на 15000 Гц | 0.00575 | 0.00562 |
Focusrite Clarett+ 8Pre в работе
Интерфейс подключается одним из двух кабелей — USB-C/USB-C или USB-A/USB-C. Порт интерфейса работает по стандарту USB 2.0, которого, по словам Focusrite, более, чем достаточно. В подтверждение своих слов компания отмечает, что возможностей второй версии стандарта хватает для одновременной передачи данных с 18 каналов.
Для начала работы требуется установка пакета драйверов, вместе с которым также устанавливаются утилита базовых настроек Focusrite Device Settings и центр управления Focusrite Control. Работа с картой возможна и без установки драйверов, однако в таком случае большинство возможностей коммутации недоступны.
Несмотря на простоту, начало работы с картой сопровождалось проблемами с драйверами. Так, например, на редакционном компьютере на процессоре AMD Ryzen 3600, работающим под управлением Windows 10 21H2, после установки пакета программ и драйверов интерфейс приводил к синему экрану смерти. Система запускалась, но при открытии DAW или того же RMAA выпадала в BSOD, ссылаясь на проблемы с файлом FocusriteUSB.sys.
При этом на втором компьютере с процессором Intel, подобной проблемы не было. После часа поисков на форумах (похожих ошибок хватает — раз, два, три) и сравнения установленных программ на двух машинах проблема решилась через удаление ASIO4ALL. После этого система перестала вываливаться в BSOD при работе со звуком.
Стоит отметить, что удаление ASIO4ALL не выглядит универсальным решением проблемы. Изучение форумов показывает, что удаление помогает далеко не всем: одним пришлось полностью переустанавливать систему и подключать карту к чистой ОС, другим — писать в поддержку Focusrite и устанавливать бета-версию драйверов, третьим — вычищать из системы устаревшие MIDI-драйвера.
В общем, какой-либо связи BSOD с конфигурацией компьютера нет, поэтому неизвестно, столкнётесь ли вы с подобной проблемой. К слову, в macOS после установки драйверов и программного обеспечения проблем с Clarett+ 8Pre в нашем случае не было.
По умолчанию, интерфейс работает с частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 24 бит. Согласно Focusrite Device Settings, из коробки размер буфера составляет 512 сэмплов. Минимальный размер буфера составляет 16 сэмплов, максимальный — 1024 сэмпла. Частота дискретизации — от 44,1 до 192 кГц.
Интерфейс может работать в обычном и безопасном режиме. Последний увеличивает размер буфера и задержек, но гарантирует повышенную стабильность работы интерфейса. Согласно информации Device Settings, активация безопасного режима увеличивает задержку на 1 миллисекунду.
Размер буфера | Задержка без безопасного режима (48 кГц) | Задержка с безопасным режимом (48 кГц) |
---|---|---|
16 | 4,5 мс | 5,5 мс |
32 | 5,2 мс | 6,2 мс |
48 | 5,9 мс | 6,9 мс |
64 | 7,5 мс | 8,5 мс |
96 | 8,9 мс | 9,9 мс |
128 | 11,2 мс | 12,2 мс |
160 | 13,5 мс | 14,5 мс |
192 | 14,9 мс | 15,9 мс |
256 | 19,5 мс | 20,5 мс |
512 | 35,2 мс | 36,2 мс |
1024 | 67,5 мс | 68,5 мс |
При переключении режимов, изменении буфера и частоты дискретизации интерфейс отключается на доли секунды. Переключение настроек сопровождается характерными щелчками внутри устройства. Пугаться этого не нужно: щелчки — не минус устройства, а всего лишь особенность работы интерфейса.
Для управления интерфейсом в системе устанавливается программная оболочка Focusrite Control, отчасти повторяющая функциональность панели Device Settings. С помощью Focusrite Control можно изменять частоту дискретизации и размер буфера устройства, коммутировать сигналы внутри интерфейса, управлять работой входов и выходов.
Так, например, в приложении можно перевести входные каналы в инструментальный или линейный режим работы и активировать функцию AIR, не нажимая кнопок на фронтальной панели устройства.
Здесь же можно гибко управлять настройками вывода звука. Для каждого выхода можно активировать стереорежим работы, включить функцию DIM или полностью отключить сигнал на них.
В приложении предусмотрено несколько пресетов коммутации выходов: Direct Routing, System Playback, Analogue + Digital, Standalone Preamp и другие. С их помощью активируются схемы маршрутизации для разных сценариев — например, реампинга или лупбэка.
Пользователи могут сохранить собственные настройки в виде снэпшотов для быстрого вызова параметров в дальнейшем. Количество пользовательских предустановок не ограничено: схема коммутации сохраняется в виде файла, их число ограничено только доступным объёмом памяти компьютера.
Управлять интерфейсом можно со смартфона или планшета. Мобильный Focusrite Control существует в версии для iOS и повторяет функциональность десктопного приложения.
Входы карты оснащаются микрофонными предусилителями Clarett+ с большим запасом хедрума. Преампы звучат вполне характерно для продуктов Focusrite — сигнал передаётся чисто, с выраженной высокочастотной яркостью, с малым количеством шума и искажений.
Предусилители совмещены с аналоговой схемой AIR, изменяющей цепочку прохождения сигнала и имитирующей работу преампов ISA 110 в студийных консолях Focusrite. Активация режима понижает импеданс на входах с 6,2 кОм до 2,2 кОм и меняет характер сигнала: звук становится более ясным, с выраженным эффектом присутствия в верхнечастотном диапазоне (см. аудиотесты ниже и снимки спектра в галерее в конце обзора).
Преампы обеспечивают до 57 дБ усиления, чего вполне достаточно для большинства инструментов и источников звука. Clarett+ 8Pre справляется с прожорливым до гейна Shure SM7B, хотя для этого нужно выкрутить гейн на максимум. К слову сигнал в таком случае заметно прибавляет в шуме и приближается к границе хедрума.
- Focusrite Clarett+ 8Pre Test BASS AIR OFF 0:25
- Focusrite Clarett+ 8Pre Test BASS AIR ON 0:25
- Focusrite Clarett+ 8Pre Test GTR AIR OFF 0:25
- Focusrite Clarett+ 8Pre Test GTR AIR ON 0:25
- Focusrite Clarett+ 8Pre Test SM7B AIR OFF 0:12
- Focusrite Clarett+ 8Pre Test SM7B AIR ON 0:12
По умолчанию пользователям доступны восемь каналов, однако их количество можно расширить через ADAT, доведя общее число каналов до 18 штук. Работа с входом расширения ничем не отличается от других аудиоинтерфейсов: подключаем дополнительный интерфейс, получаем ещё 10 каналов. Как всегда просто и удобно.
Несмотря на богатство разнообразных выходов и широкие возможности вывода звука на различные устройства, модели не хватает ряда базовых и мелких удобств. Так, например, на фронтальной панели доступен регулятор громкости на основном выходе, но нет кнопок для перевода микса в моно или переключения между двумя парами мониторов.
Единственное слабое место Clarett+ 8Pre — выходы на наушники и соответствующий усилитель. Выходы работают, относительно успешно справляются с 250-омными Beyerdynamic DT 990 Pro, но само звучание… обычное. По звуку усилитель ничем не отличается от усилителя на выходах в более доступной линейке интерфейсов Focusrite Scarlett и карт других производителей в диапазоне до $400. Так или иначе, со своей основной задачей выходы справляются.
Заключение
Focusrite Clarett+ 8Pre — качественное решение для небольших и средних полупрофессиональных и профессиональных студий. Модель готова к работе в любых сценариях, может быть легко интегрирована в существующие студийные сетапы и, что немаловажно, обладает отличными возможностями расширения.
Focusrite создали топовое решение по всем параметрам, а особенно — по соотношению цены и качества. В долгосрочной перспективе Clarett+ 8Pre выглядит как прекрасная инвестиция без каких-либо компромиссов: за $1000 покупатели получают высочайшее качество звука, маршрутизационную гибкость, богатый комплект плагинов и готовность к работе с любыми сигналами.
Однако всё это справедливо только в том случае, если вы готовы мириться с небольшими, но откровенно «детскими» болячками. Покупая устройство за $1000, обидно видеть проблемы с BSOD из-за несовместимостм драйверов с другими компонентами системы и огрехи в эргономике (да-да, речь всё про те же суммирования микса в моно и A/B-переключение пар мониторов). Будем надеяться, что к следующему поколению компания исправит эти недочёты.
Стоит ли обновляться владельцем Clarett предыдущего поколения? Нам кажется, что нет. Обычные «кларетты» звучат не хуже, а режим AIR и большой комплект плагинов впридачу не выглядят, как вещи, ради которых стоит сменить и так хорошо работающее оборудовании. В то же время для тех, кто только подбирает интерфейс для студии, выбор в пользу нового поколения с плюсом в названии очевиден.
Что понравилось
- Великолепное соотношение цены, качества и производительности.
- Высокое качество записи.
- Наличие схемы AIR, изменяющей характеристику сигнала — фактически, каждый вход можно воспринимать как два разных устройства записи с собственным характером звучания.
- Фантомное питание на всех входах.
- Богатые возможности расширения.
- Удобство управления через приложение Focusrite Control и система пресетов маршрутизации сигнала.
Что не понравилось
- Только два выделенных мониторных выхода.
- Отсутствие кнопок переключения миксов между мониторами.
- Отсутствие кнопки для суммирования сигналов в моно.
- Проблемы с драйверами и BSOD в среде Windows.
- Малые отличия в сравнении с предыдущим поколением Clarett — обновляться с прошлой версии нет смысла.