Пандемия коронавируса и вызванные ей запреты на перемещения сказались абсолютно на всех отраслях. Музыка и концертная деятельность не стали исключением — запрет на массовые мероприятия буквально снёс всю индустрию, оставив многих музыкантов и промоутеров без заработка. Александр Агри, основатель концертного агентства Forest Booking, привозившего в Россию Dance With The Dead, Perturbator, Carpenter Brut и других исполнителей, в своём Телеграм-канале «Агроном» рассказал, как коронавирус повлиял на концертную индустрию.
Среди читателей этого поста будут специалисты из самых разных областей — IT, ритейл, транспорт, финансы, логистика, туризм, инженерное дело, фотография и ещё куча всего. Каждая работает по-своему, имеет особенности и узкие места. Из-за общего падения спроса на всё, рано или поздно, экономический спад может дойти и до вас. Пока этого не произошло я попытаюсь объяснить, насколько неожиданно и разрушающе всё выглядит на примере области, механизм которой мы все можем понять — спорта.
Например, вы занимаетесь спортом — ходите в зал раз в неделю, иногда бегаете, зимой катаетесь на сноуборде. Сегодня вы приходите домой, открываете новости, а там какой-нибудь условный мэр, министр или любая другая говорящая голова из правительства говорит: «С 20:00 завтрашнего дня весь спорт в России запрещён». На следующий день все спортзалы, бассейны, горнолыжные курорты, аквапарки, батуты, столики для пинг-понга и роллердромы в стране закрываются. Вы идёте на спортплощадку во дворе, чтобы хотя бы поподтягиваться, но она опечатана, а за нарушение — штраф. Идёте гулять с ребёнком в парк, вас тормозит мент — бегать тоже спорт. Вы спрашиваете: «А что же тогда делать?». Он отвечает: «Гражданин, отжимайтесь дома».
Через пару недель, когда проходит шок, начинается эффект домино. Все магазины спортивной одежды и инвентаря закрываются — их продажи упали на 90%. За ними просаживаются транспортные компании, следом — производители. Подрядчики, которые должны были работать на Чемпионатах России по Всему На Свете или на Олимпийских Играх, поняли, что остались без основных клиентов. Это могут быть строители, декораторы, художники, производители одежды, специальности, на первый взгляд вообще не связанные со спортом. До бизнеса доходит, что это не шутка, запрет не исчезнет в ближайшее время. Он берёт в руки калькулятор и начинает считать. Подавляющее большинство понимает, что не может держать сотрудников и вхолостую платить им зарплату в надежде на лучший исход — это убьёт компании. Начинаются увольнения. Многие понимают, что не выживут без сотрудников, проще закрыться.
Какой будет ваша первая реакция на такую новость? Наверное что-то в духе: «Дед, ты что, совсем рехнулся? Забыл принять таблетки?». Это кажется диким, иррациональным, беспрецедентным. Такого никогда не происходило и не может произойти со спортом. Однако это произошло, но в другой области, с которой тоже знакомы все, но не так хорошо понимают её внутреннее устройство — с культурой.
Как коронавирус повлиял на концертную индустрию
Запрет на проведение массовых мероприятий снёс всю индустрию, ведь культура не живёт без зрителя. Как будто в нашу комнату закинули гранату и подпёрли дверь. Конечно, запрет затронул вообще все мероприятия, но в этом посте я коснусь только того, в чём понимаю — концертов. Здесь досталось абсолютно всем.
Туры всех артистов в Европе и России были отменены. Организованы они были по-разному. В первую очередь, конечно же, пострадали артисты, которые вложились в покупку оборудования, найм персонала, оплатили часть авиабилетов, вхолостую напечатали мерч. Многие были вынуждены за конские бабки экстренно вернуться домой, чтобы успеть проскочить до закрытия родных границ.
НЕ ВИНОВАТ НИКТО
Любопытная история произошла с одной сладж-метал группой из Штатов, которая должна была отыграть в СНГ. Они прилетели в Киев, с которого начинался тур, промоутеры встретили их и заселили в отель. Вечером в Америке (глубокой ночью по киевскому времени) Дональд Трамп объявил, что границы США закрываются через двое суток. О том, что это ограничение не касается американских граждан, возвращающихся на родину, он упомянуть забыл.
Когда на следующий день (день концерта) промоутеры пришли к отелю забирать группу на саундчек, они обнаружили пустые комнаты и письмо от менеджера с извинениями: артисты запаниковали и, не разбирая сумок, улетели домой той же ночью. Ситуация, в которой не виноват никто, но а****и [удивились] все.
Но основной минус для артистов (и вообще всех игроков индустрии) не в прямых потерях, когда купил авиабилет, который сгорел, а в недополученной прибыли. Её часто отодвигают в сторону, но это именно те деньги, которые позволяют планировать будущее проекта, платить зарплаты и прочее. Артист уже потратил на тур $10 000, планировал гонорарами получить $100 000, но вместо плюса в $90 000 он оказывается в минусе на $100 000. В качестве примера можно привести австралийских хардкорщиков Deez Nuts, которые прямо написали, что в********ь [влетели] настолько, что без поддержки фэнов попросту не смогут продолжать и прекратят своё существование.
Следом за артистами легли промоутеры: если концерта нет, то и денег с билетов тоже. Многие траты, совершённые на этапе подготовки, невозвратны — виза, перелёты, рекламные бюджеты и много чего ещё. Сколько потеряли коллеги, везущие ААА-артистов со стадионными турами, даже думать не хочется, в дрожь бросает.
Площадки опустели. По пункту форс-мажора (а пандемия это он и есть) в договоре какую-то часть предоплат придётся вернуть, какую-то перенести на потом. Но по факту сейчас все площадки закрылись, ведь даже если поставить вместо концерта корпоратив или модный показ — всё равно массовое мероприятие, нельзя. Средняя площадка в Москве стоит 120 000 рублей, за средний концерт с бара прилетает, допустим, 300 000 рублей. Можете сесть и посчитать, сколько убытков в виде недополученной прибыли набежит за месяц простоя. А за два? И это при том, что собственник здания точно не отменит аренду, а орава персонала никуда не денется. Сразу вспомнятся все, кто не устроен по ТК, начнутся сокращения.
Правительство РФ бьёт себя пяткой в грудь, обещая принять все меры, вплоть до компенсации убытков транспортных и туристических компаний. Концерты, понятное дело, для всех дело десятое, (хотя мне непонятно, почему туризм вдруг лучше культуры), да мы и не особо надеялись. Народ пишет петиции, чтобы добиться хотя бы самой простой меры — налоговых каникул (следим за сюжетом). Чтобы вкратце понять отношение государств к проблемам малого бизнеса, рекомендую к прочтению пост от коллег из SILA SVETA с офисами в России и США, там всё как на ладони.
Концертная индустрия пребывает в контузии, и самое страшное не в том, что дяди в пиджаках забрали у нас игрушки. Некоторые меры вполне оправданы, но абсолютно непонятно, когда и чем это всё закончится.
Представьте, что вы занимались каким-то делом много лет (программированием, маркетингом, без разницы), но в течение недели это дело перестаёт существовать вместе со всеми смежными областями. Весь опыт некуда применить. Тут страшны не сами финансовые потери, а понимание насколько иллюзорно то, кто ты такой. Не желаю никому испытать это чувство, не думал, что когда-нибудь увижу настоящего «чёрного лебедя» так близко.
Как это выглядело изнутри
Моя ситуация похожа на то, что из-за горизонта мне в лицо медленно летел кирпич, а я всё всматривался и всматривался вдаль, гадая, кирпич это или нет. Осознание «да, всё-таки кирпич…» пришло в голову за доли секунды до того, как он со всей дури треснул мне по лицу.
Весь 2019 год я потратил на укрепление связей с Китаем — считаю его многообещающим направлением уже на среднесрочной перспективе. Нашли партнёров, заключили договоры, я слетал на тестовый проект в Шанхай, мы пожали руки, наметили планы на будущее. В начале января 2020-го начали появляться новости про вирус в Ухани, в рабочих чатах в WeChat началось нездоровое копошение. Но я только смеялся над его названием.
Потом Ухань закрыли. Потом отменился первый китайский проект. Потом второй. Перестала приходить даже электронная почта. Когда первые случаи заражения начали фиксировать в Европе, я перестал смеяться. Почти каждое утро начиналось с того, что я открывал ноутбук и читал имейлы, что или какой-то из наших проектов замораживается на неопределённое время, или знакомый артист отменяет тур. И даже после первых заражённых в России я просто сидел до последнего, не веря, что всё схлопнется.
Короче, я видел ситуацию и возможные последствия с самого начала, но ничего не сделал — просто не понимал, на что смотрю. Да и сделать было ничего нельзя, это абсолютный форс-мажор. По счастливой случайности я настолько зажевался и устал на проектах осенью 2019-го, что не успел нормально забукать весну 2020-го, из-за чего ребята в Forest Booking даже смотрели на меня косо.
Сейчас этот «косяк» стал божественным спасением. Если вы когда-нибудь видели видос, как мужик застревает на железнодорожном переезде, в последнюю секунду выпрыгивает из машины, а поезд на огромной скорости сносит его корыто, этот мужик — Forest Booking. Кирпич влетел в нас дважды, так как мы работаем только с зарубежными артистами: сначала врезало запретом мероприятий, потом ещё и отменой международного авиасообщения. Но сознание мы не потеряли.
Как в ситуации с коронавирусом помочь артистам?
1. Стримить. Все стриминговые площадки рассчитываются с правообладателями плоской фиксой за каждый стрим. Например, Spotify платит $0,0032 за каждое прослушивание трека, Apple Music — $0,0056. Независимые артисты получат эти деньги напрямую, без вычета лейбла. Можете поставить телефон на беззвучный, подключиться к вайфаю и всю ночь гонять на повторе какой-нибудь альбом.
2. Покупать цифровые релизы и заказывать мерч. Как правило, деньги идут ребятам напрямую. Самый крупный сервис по цифровым продажам Bandcamp недавно назначил специальный день, отменив собственную комиссию — все деньги с продаж шли напрямую артистам. Это крутой пиар-ход для площадки и реальная помощь исполнителям.
3. Донатить. Если артист оказался в трудной ситуации, то скорее всего разместит информацию об этом в социальных сетях. Помочь им можно донатами, покупкой мерча, напечатанного специально для тура, со скидками (футболки с датами тура всегда плохо продаются, когда тур окончен/отменён). К сожалению, вся ситуация с вирусом активизировала армию лодырей, кричащих на фейсбуках и просящих купить их посредственные перделки. Тут стоит быть внимательнее: помогай, но проверяй, ну вы поняли.
Как помочь промоутерам?
Не сдавать купленные билеты. Деньги от билета замораживаются на стороне билетного оператора, их можно вывести после следующего успешного концерта.
Если ваш артист отменился без переноса даты, а вам предлагают сходить на любого другого по старому билету — соглашайтесь. Так промоутер сможет сохранить хотя бы часть средств и продолжить свою деятельность. По факту так вы вкладываетесь в будущие интересные привозы, о которых ещё не знаете.
Однако, прежде чем бросаться грудью на амбразуру и помогать всем подряд, помните: экономическая ударная волна, возможно, ещё не дошла до вашего поля деятельности, каким бы оно ни было. А когда дойдёт, вы должны быть финансово к ней готовы.
Слушайте музыку, берегите себя, поддерживайте друг друга и любимых артистов. Надеюсь, увидимся на любых концертах в самое ближайшее время! Ну и подписывайтесь на мой Телеграм-канал, конечно же.