Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер написали подробный гайд по сервисам цифровой дистрибуции музыки. За основу своего исследования авторы канала взяли пост из блога американского музыканта Ари Херстенда Ari’s Take, который изучил все крупные сервисы цифровой дистрибуции музыки.
Рузке Продюсер дополнили пост Ари собственным опытом и адаптировали его обзор под российские реалии. На выходе получился, пожалуй, самый полный и честный обзор подобных сервисов, который даёт исчерпывающий ответ на вопрос, как, через кого и на каких условиях можно выложить свою музыку в iTunes, Google Play, Spotify, ВКонтакте и другие площадки. Подписывайтесь на канал Рузке Продюсер в Телеграме — там много полезных материалов для тех, кто продвигает себя сам.
Компании по цифровой дистрибуции постепенно превращаются для DIY-музыкантов в универсальные сервисы по сбору роялти. Сервисы дистрибьюции музыки нужны вам, если вы хотите опубликовать свое творчество в iTunes/Apple Music, Spotify, Amazon, Google Play, Deezer, Napster, ВКонтакте. Они не только выложат вашу музыку, но и соберут все роялти от прослушивания мелодии и песни во всем мире — вам не придётся переживать по поводу декларирования доходов и сбора денег. Часть из ниже перечисленных компаний подобралась к такому сценарию довольно близко. Тем не менее ещё никто не смог реализовать дистрибуцию музыки максимально простым и удобным способом.
Перед тем, как рассматривать сервисы цифровой дистрибуции музыки, отметим несколько важных моментов. Во-первых, пользоваться сразу несколькими дистрибьюторами можно, однако вы не можете отправить один и тот же релиз на одни и те же площадки через разные сервисы. Нет смысла отправлять релиз во все магазины через CD Baby и DistroKid одновременно, так как такой ход приведёт к банальному задвоению релиза на всех площадках. Вывод простой: для каждого релиза в каком-то определённом магазине нужно выбрать свой сервис.
Советовать какого-то одного дистрибьютора нет смысла. Каждый релиз, каждый артист и каждая история публикации уникальны.
Во-вторых, сервисы не получают прав на музыку. Это не музыкальные лейблы. Даже если дистрибьютор предлагает вам какие-либо «услуги лейбла» вы сохраняете 100% прав на свою музыку. Комиссия, которую удерживают сервисы, — не более, чем оплата их услуг по публикации и сбору средств. Расчёты идут строго с итоговой выручки от продаж музыки.
AWAL находится под покровительством паблишера Kobalt, что немедленно добавляет ему воображаемых очков в наших глазах. Kobalt — это самая далеко смотрящая (и могущественная) паблишинговая компания в мире. Как компания, которая выстроила философию в духе «цифровые технологии — в первую очередь», Kobalt хвалится тем, что платит в два раза быстрее (и находит больше денег — иногда аж на 30%), чем другие крупные паблишинговые компании. У неё более прозрачная политика в сравнении с любым другим крупным паблишером.
В отличие от других крупных компаний в сфере паблишинга, Kobalt не владеет копирайтом ни на одного из авторов музыки и исполнителей.
Kobalt купила AWAL в 2012 году с единственной целью: интегрировать свой подход к дистрибуции с технологиями сервиса. Благодаря приобретению Kobalt предложили своим топовым артистам не только дистрибуцию музыки, но и услуги лейбла. Получилось удобно для всех: Kobalt занимается сбором роялти за паблишинг вместо авторов песен, AWAL собирает роялти за сами песни вместо исполнителей.
AWAL обещает, что поможет с внедрением музыки в любые плейлисты Spotify, но так это или нет — вопрос открытый. Автор оригинального текста, Ари составил список из 20 официальных плейлистов Spotify, которым подходят композиции его группы, и отправил этот список в AWAL. Несмотря на это, песни не попали ни в один из собранных списков, а большего всего откликов пришло из созданных пользователями плейлистов. Получается, что сервис предлагает питчинг админов официальных плейлистов Spotify, но не из гарантирует этого — кажется, что они на это просто не способны.
Конечно, большинство других дистрибьюторов вообще не предлагает подобных услуг. Тем не менее, работоспособность этой фичи не доказана, а отдавать 15% от выручки сервису только за «пост-аналитику продаж» как-то тяжеловато. Спору нет: аналитика хороша, приложение очень удобно и интуитивно понятно, с простым обзором результатов продвижения. Но вместе с тем отображение отчётов в браузере ничем не отличается от аналитики TuneCore, Stem или CD Baby. Поэтому я с трудом могу понять, за что нужно платить 15%, когда они не могут предложить больше, чем другие сервисы.
ПИТЧИНГ
Питчинг админов — это презентация вашего проекта администратору того или иного ресурса (плейлиста Spotify, паблика ВКонтакте, блога на HypeMachine) с целью уговорить его вас разместить.
В более широком смысле питчинг, как подсказывает Википедия, — устная или визуальная презентация проекта с целью нахождения инвесторов.
AWAL также заявляет, что умеет «подливать масла в огонь» с точки зрения персональной поддержки исполнителей. Конечно, начинающим ловить здесь особо нечего, но если вы стали набирать популярность, то сервис может предложить вам маркетинговую помощь (деньги на PR, эфиры на радио) и питчинг админов плейлистов. Если вы становитесь популярным автором песен, то появляется шанс сотрудничества с самой Kobalt и внутренним сервисом синхронизации композиций (с ТВ, рекламой, фильмами и видеоиграми).
Стоит отметить, что в портфолио AWAL присутствуют достаточно респектабельные артисты. К примеру, Lauv, который поднялся до ТОП-40 в чартах (хотя это произошло по той причине, что поезд его популярности уже набирал ход).
Плюсы AWAL
- Нет взносов.
- Отчеты по аналитике, демографии слушателей и актуальным трендам.
- Приложение по базовой аналитике Spotify, Apple Music, YouTube.
- Персональное внимание для перспективных артистов.
- Возможности по синхронизационному лицензированию (для нашумевших артистов).
- Возможность по продвижению в плейлисты (также для уже нашумевших артистов).
- Возможность дистрибуции на физических носителях.
- Включение в раздел «Музыка» в сторис Instagram.
Минусы AWAL
- Комиссия 15%.
- Клиентская поддержка. Многие клиенты сервиса жалуются, что поддержка работает жутко медленно, получить ответ от них очень сложно. Ситуация меняется для приоритетных исполнителей, но ждать многого в плане прямого саппорта не стоит.
- Нет разделения выплат.
- Нужно пройти проверку, чтобы использовать AWAL.
- Высокий выходной порог ($45).
- Нельзя увидеть все плейлисты, в которые вы попали.
- Нет паблишинг-партнёра, чтобы помочь со сбором авторских роялти (для этого нужно «подписаться» с Kobalt).
- Сложно отправить релиз на дистрибуцию меньше чем за месяц. Такая фича доступна только приоритетным клиентам, в то время как все остальные сталкиваются с задержками в релизе.