Мы окружены рифмами и рифмованными строчками — место поэтов в современном мире заняли авторы песен. По мнению литературного критика Дэвида Каплана, деятельность авторов-песенников привела к тому, что мы живём в эпоху рифм, которые застревают у нас в голове вместе с популярными треками. В качестве подтверждения слов Каплана можно вспомнить Боба Дилана, который в 2016 году получил Нобелевскую премию по литературе за свои стихи.
Написать текст к песне нелегко — рифмы получаются идиотскими, в строчках не хватает смысла. Тем не менее не стоит думать, что лирика ограничена рифмами. Автор журнала Flypaper, Шарлотта Йейтс, дает три совета для тех, кто хочет узнать, как придумать текст для песни. По мнению Шарлотты, эти рекомендации помогут сдвинуть сочинение лирики с мертвой точки и облегчат написание текстов. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод заметки.
Меняй схемы
Те, кто хотят понять, как написать текст для песни, зачастую забывают, что строки песен обычно пишутся по определённым паттернам, которые называют схемой рифм. Строки, чьи последние слова рифмуются друг с другом, обозначают буквами: первая строка — A, вторая — B и т.д. Если строка не рифмуется, ее обозначают X.
Вот несколько распространённых шаблонов (чем-то напоминает структурные шаблоны песен, используемые в аранжировке):
- AABB — смежная рифма, куплетный слог, в котором каждые две строки рифмуются между собой;
- ABAB — перекрестный слог, противопоставление, в котором строки рифмуются между собой через одну;
- AAAA — монорифма, каждая строка рифмуется с предыдущей и всеми остальными;
- ABBA — кольцевая рифма, в рамках четверостишия между собой рифмуются первая и последняя строка, а также вторая и третья.
Помимо этого, в песнях часто встречаются схемы XAXA, AXXA и AAXA.
Для тех, кто ищет ответ на вопрос как написать текст для песни, но не имеет в этом достаточно опыта, полезно записывать используемые схемы и придумывать слова, держа их перед собой. Скорее всего это будут стандартные схемы, приведённые выше, но на их основе вы можете придумать более интересные варианты. Если вы часто пишете четверостишия, попробуйте выйти из зоны комфорта и увеличить количество строк до шести. Если в четверостишиях рифмуются все строки, то возможно стоит добавить хотя бы одну не рифмующуюся строчку. К примеру, так сделала Джони Митчелл в песне «Both Sides Now», заменив паттерн AAAA на AAAX:
Rows and floes of angel hair
And ice cream castles in the air
And feather canyons everywhere
I’ve looked at clouds that way
Рифма не обязана стоять в конце каждой строки — её можно вставить в середине. Некоторые авторы удлиняют строки текста, чтобы внести интересный для слушателя дисбаланс в ритм. К примеру, так сделала Адель в «Hello»:
Hello from the outside (A)
At least I can say that I’ve tried (A)
To tell you I’m sorry for breaking your heart (B)
But it don’t matter; it clearly doesn’t tear you apart (B) anymore
Нет ничего идеального
Там, где лирика музыкального театра является такой же частью сюжета, как и сценарий, современная песенная классика часто предпочитает аутентичность и разговорный реализм вместо использования так называемых «идеальных» рифм. Современные авторы стремятся сделать лирику простой и естественной, поэтому используйте весь доступный вам спектр рифм и лексикон. Не надо воспринимать все буквально: речь идет не о том, чтобы все ваши рифмы были идеальными, а о том, чтобы вы не боялись использовать любые, даже самые простые рифмы, если это оправдано.
Спектр рифм условно можно разделить на 5 видов:
- Идеальные рифмы — слова заканчиваются на одинаковые гласные или согласные: любовь — морковь, fat — cat;
- Точные — согласные или гласные в словах совпадают, отчего рифмы и слова звучат очень похоже: дышит — слышит, white — ride;
- Приблизительные, неточные — буквенных совпадений нет или они не точные, слова больше похожи по своему звучанию, а не написанию: навстречу — сеча, way — paid;
- Ассонансы — любые согласные в слове, совпадающие по звуку гласные: blow — throat;
- Консонансы — любые гласные в слове, совпадающие по звуку согласные: hand — end;
На самом деле видов рифм намного больше, но в большинстве текстов авторы прибегают к использованию именно этих разновидностей (подробнее о видах рифм можно прочитать здесь).
Зная все виды рифм, вам будет проще писать тексты и рифмовать строки без потери смысла. К тому же, вы сможете акцентировать внимание слушателей на определённых моментах. Хорошим примером использования разных видов рифм и расстановки акцентов служит песня Chainsmokers «Closer»:
So baby pull me closer
In the backseat of your Rover
That I know you can’t afford
Bite that tattoo on your shoulder
Pull the sheets right off the corner
Of the mattress that you stole
From your roommate back in Boulder
We ain’t ever getting older
Полагайтесь на звучание
Не обращайте внимания на то, как рифмы выглядят на бумаге — написать текст для песни, преследуя только красоту буквенных сочетаний не выйдет. Играйте словами вслух, перебирайте сочетающиеся слова и фразы, запоминайте понравившийся результат. Если рифма отлично звучит, обязательно используйте ее.
Имея на руках пачку отлично звучащих рифм, вам будет проще написать лирику к следующей песне. Достаточно собрать воедино найденные рифмы, расставить их по строкам и вложить в это смысл, чтобы получить достойный и запоминающийся текст.
В качестве примера, вспомните текст Оскара Хаммерстайна II к песне «Oh, What a Beautiful Morning». Строка «The corn is as hight as an elephant’s eye» отлично легла в лирику и запомнилась миллионам слушателей. Хитрость в том, что эта строка не была придумана Хаммерстайном — идиома о кукурузе на высоте уровня глаз слона существовала задолго до появления самой песни, Хаммерстайн просто оценил рифму и нашел ей отличное применение.
Другой яркий пример того, как рифмы отстойно выглядят на бумаге, но отлично ложатся на музыку — легендарная «Smells Like Teen Spirit»:
A mulatto
An albino
A mosquito
My libido
В этих строках не так много смысла, но в контексте песни они звучат превосходно. При этом Кобейн не выдумал их специально, а просто собрал воедино несколько слов из журнала, который читал во время написания текста.