Интервалы в музыке — мера определения соотношения между двумя звуками разной высоты. Несмотря на то, что интервалы можно представить в виде математической (соотношение двух чисел) или акустической (центы) величины, музыкальная теория пошла простым путем, рассчитав музыкальные интервалы на основе звукоряда, в котором главная роль отведена количеству тонов и полутонов между двумя нотами.
Каждый интервал характеризуется собственным звучанием: одни звуки, извлеченные одновременно, в интервале звучат приятно и легко (см. приму, квинту или октаву), в то время как другие — режут слух (см. малую или большую секунду); одни интервалы отличаются «веселым» характером звучания, вторые — грустным.
Интервал всегда состоит из двух звуков, при этом нижний звук называют основанием интервала, а верхний звук — вершиной интервала.
Интервалы в музыке
- Прима
- Малая секунда
- Большая секунда
- Малая терция
- Большая терция
- Чистая кварта
- Увеличенная кварта или уменьшенная квинта
- Чистая квинта
- Малая секста
- Большая секста
- Малая септима
- Большая септима
- Чистая октава
- Малая нона
- Большая нона
- Малая децима
- Большая децима
- Чистая ундецима
- Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима
- Чистая дуодецима
- Малая терцдецима
- Большая терцдецима
- Малая квартдецима
- Большая квартдецима
- Чистая квинтдецима
Классификация и виды интервалов
Классифицировать и упорядочить интервалы можно по нескольким признакам:
- Особенностям «взятия»;
- Общему количеству ступеней в интервале;
- Качеству интервала;
- Особенностям состава.
Виды музыкальных интервалов по особенностям «взятия»
По методу «взятия» различают два вида интервалов:
- Гармонические интервалы, также называемые вертикальные, в которых звуки извлекаются одновременно;
- Мелодические интервалы или горизонтальные интервалы, звуки которых звучат последовательно.
Виды музыкальных интервалов на основе количества ступеней
Классификация интервалов по количеству ступеней отталкивается от цифрового обозначения, связанного с каждым интервалом:
Количество ступеней в интервале (цифровое обозначение) | Название интервала на русском | Название интервала на английском |
---|---|---|
1 | Прима | Unison |
2 | Секунда | Second |
3 | Терция | Third |
4 | Кварта | Fourth |
5 | Квинта | Fifth |
6 | Секста | Sixth |
7 | Септима | Seventh |
8 | Октава | Octave |
9 | Нона | Ninth |
10 | Децима | Tenth |
11 | Ундецима | Eleventh |
12 | Дуодецима | Twelfth |
13 | Терцдецима | Thirteenth |
14 | Квартдецима | Fourteenth |
15 | Квинтдецима | Fifteenth |
Виды музыкальных интервалов на основе их качественных характеристик
Качественные виды интервалов вносят уточнения в количественные определения. Именно для уточнения качественных характеристик интервала в название добавляют слова «увеличенный», «уменьшенный», «большой», «малый», «дважды увеличенный», «дважды уменьшенный» и «чистый».
Увеличенный интервал — это интервал, повышенный на полутон, уменьшенный — пониженный на полутон. Дважды увеличенные и уменьшенные интервалы повышаются и понижаются на целый тон.
Название интервала | Английское обозначение | Краткая запись | Количество полутонов | Увеличенные или уменьшенные интервалы, равные исходному интервалу | Краткая запись увеличенного или уменьшенного интервала |
---|---|---|---|---|---|
Чистая прима | Unison | ч. 1 | 0 | Уменьшенная секунда | ум. 2 |
Малая секунда | Minor Second | м. 2 | 1 | Увеличенная прима | ув. 1 |
Большая секунда | Major Second | б. 2 | 2 | Уменьшенная терция | ум. 3 |
Малая терция | Minor Third | м. 3 | 3 | Увеличенная секунда | ув. 2 |
Большая терция | Major Third | б. 3 | 4 | Уменьшенная кварта | ум. 4 |
Чистая кварта | Perfect Fourth | ч. 4 | 5 | Увеличенная терция | ув. 3 |
Увеличенная кварта или уменьшенная квинта | Augmented Fourth / Diminished Fifth | ув. 4 / ум. 5 | 6 | ||
Чистая квинта | Perfect Fifth | ч. 5 | 7 | Уменьшенная секста | ум. 6 |
Малая секста | Minor Sixth | м. 6 | 8 | Увеличенная квинта | ув. 5 |
Большая секста | Major Sixth | б. 6 | 9 | Уменьшенная септима | ум. 7 |
Малая септима | Minor Seventh | м. 7 | 10 | Увеличенная секста | ув. 6 |
Большая септима | Major Seventh | б. 7 | 11 | Уменьшенная октава | ум. 8 |
Чистая октава | Octave | ч. 8 | 12 | Увеличенная септима | ув. 7 |
Малая нона | Minor Ninth | м. 9 | 13 | Увеличенная октава | ув. 8 |
Большая нона | Major Ninth | б. 9 | 14 | Уменьшенная децима | ум. 10 |
Малая децима | Minor Tenth | м. 10 | 15 | Увеличенная нона | ув. 9 |
Большая децима | Major Tenth | б. 10 | 16 | Уменьшенная ундецима | ум. 11 |
Чистая ундецима | Perfect Eleventh | ч. 11 | 17 | Увеличенная децима | ув. 10 |
Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима | Augmented Eleventh / Diminished Twelfth | ув. 11 / ум. 12 | 18 | ||
Чистая дуодецима | Perfect Twelfth | ч. 12 | 19 | Уменьшенная терцдецима | ум. 13 |
Малая терцдецима | Minor Thirteenth | м. 13 | 20 | Увеличенная дуодецима | ув. 12 |
Большая терцдецима | Major Thirteenth | б. 13 | 21 | Уменьшенная квартдецима | ум. 14 |
Малая квартдецима | Minor Fourteenth | м. 14 | 22 | Увеличенная терцдецима | ув. 13 |
Большая квартдецима | Major Fourteenth | б. 14 | 23 | Уменьшенная квинтдецима | ум. 15 |
Чистая квинтдецима | Perfect Fifteenth | ч. 15 | 24 | Увеличенная квартдецима | ув. 14 |
Виды музыкальных интервалов по особенностям составления
Если же посмотреть на особенности составления, то здесь можно выделить четыре основных вида интервалов:
- Простые;
- Составные;
- Микроинтервалы;
- Особые интервалы.
Важно отметить, что строить интервалы можно в обе стороны (как вверх, так и вниз) и от любой ноты — качество и количество промежуточных ступеней (тонов и полутонов) останется неизменным. Так, 5 ступеней вверх от ноты До приведут к образованию квинту с вершиной на ноте Соль, а 5 ступеней вниз образуют квинту с основанием на ноте Фа.
Простые интервалы
Простые интервалы существуют в пределах одной октавы, а их названиями служат порядковые числительные на латыни. Само по себе название интервала отражает количество ступеней между двумя звуками.
Прима
Прима (англ. Unison) образуется при помощи двух одинаковых звуков, и именно от этой особенности происходит английское название интервала — унисон. Значение слова «Унисон» совпадает со смыслом примы — одновременное звучание двух или более звуков одинаковой высоты.
Так как взять две одинаковых ноты на клавиатуре пианино не представляется возможным, прима обычно отображается двумя последовательными извлечениями звука. Единственный вариант взять одинаковые звуки — использовать два инструмента.
Тем не менее, такое положение вещей не относится к большинству струнных инструментов (гитара, скрипка, виолончель), чей гриф позволяет взять два идентичных звука на разных струнах.
Малая секунда
Второй интервал в музыке — малая секунда (англ. minor second). В основе интервала — два звука, отличающиеся по высоте всего на полтона (вверх или вниз). Малая секунда обозначается буквенно-цифровым сочетанием «м. 2».
Большая секунда
Большая секунда (англ. major second) — интервал, звуки которого отличаются на целый тон. В музыкальной теории большая секунда обозначается «б. 2».
Малая терция
Следующий интервал — малая терция, обозначаемая «м. 3». Малая терция — нижний интервал минорного трезвучия, который в некоторых случаях может заменять минорный аккорд, не изменяя звуковых характеристик.
Большая терция
Большая терция — интервал в три ступени, обозначаемый «б. 3». В отличие от малой, большая терция — нижний интервал мажорного трезвучия. В некоторых случаях, большая терция может заменять мажорный аккорд.
Чистая кварта
Название кварты происходит от латинского слова «quarta» (лат. «четыре» или «четвертый»). В средние века в музыкальной теории звук кварты описывался как четвертый голос от тенора (лат. quarta vox), если вести счет по ступеням звукоряда вверх или вниз. В те времена тенор считался главным и чистым голосом, фундаментом многоголосной музыки.
В современной элементарной теории музыки принято различать несколько видов кварты — чистая, увеличенная и уменьшенная. С точки зрения практического использования, под термином кварта подразумевается чистая кварта, обозначаемая «ч. 4». Из наименования интервала понятно количество ступеней между основанием и вершиной кварты — 4 ступени.
Увеличенная кварта или уменьшенная квинта
Увеличенная кварта (обозначается «ув. 4») равна уменьшенной квинте («ум. 5»). Увеличенная кварта считается важным интервалом в теории музыки — на него опирается вся система мажорно-минорных ладов.
[jaw_panel_box panel_title=»Голос скептика» message_style=»info» ] — А где же здесь тритон?[/jaw_panel_box][jaw_clear]
Голос скептика: «А где же здесь тритон?»У тех, кто хотя бы поверхностно знаком с интервалами и теорией музыки, возникнет закономерный вопрос: «Почему пропустили тритон?». Если посмотреть внимательнее, то он на месте, где и должен быть.
Тритон — интервал, звуки которого отдалены друг от друга тремя тонами (вверх или вниз). Фактически, тритон — другое название увеличенной кварты или уменьшенной квинты. Чистая кварта состоит из 2,5 тонов (5 полутонов), а чистая квинта из 3,5 тонов (7 полутонов). Увеличение кварты на полутон приведет к образованию увеличенной кварты или тритона, равно как уменьшение квинты на полутон приведет к образованию уменьшенной квинты или тритона.
Как ни крути, расстояние равно трем полным тонам.
Чистая квинта
Квинта — интервал, разница между основанием и вершиной которого составляет пять ступеней. Обозначается «ч. 5».
Малая секста
Секста — интервал в шесть ступеней или четыре тона, обозначающийся «м. 6».
Большая секста
Как и в случае с малой, расстояние между нотами в большой сексте составляет четыре тона. В отличие от малой сексты, между звуками большой сексты располагаются четыре с половиной тоной. В музыкальной теории записывается при помощи буквенно-цифрового обозначения «б. 6».
Малая септима
Септима — седьмой музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной которого составляет семь ступеней. Между звуками малой септимы располагаются пять тонов, а сам интервал обозначается как «м. 7».
Большая септима
Главное отличие большой септимы от малой заключается в количество звуков между нотами: между основанием и вершиной располагаются пять с половиной тонов (пять тонов + один полутон). Большая септима обозначается как «б. 7».
Октава
Октава — восьмой и последний простой музыкальный интервал, расстояние участниками которого равно восьми ступеням. На слух октава воспринимается как устойчивый музыкальный интервал. Несмотря на то, что основание и вершина интервала очень похожи друг на друга, ноты отчетливо различаются по высоте.
В Древней Греции октаву называли «διὰ πασῶν», что буквально переводится как «через все струны». Свое современное название октава получила в средние века: музыканты использовали слово octavus (восьмая) наряду со словом diapason (диапазон).
В музыкальной теории октава записывается обозначением «ч. 8».
Составные интервалы
Составные интервалы получаются за счет сложения двух простых интервалов. Любые составные интервалы по объему превышают октаву.
Малая нона
Нона — условно девятый интервал, расстояние между звуками которого составляет девять ступеней. Для упрощения запоминания нону рассматривают как секунду через октаву. Исходя из этого, нона, как и секунда, делится на большую и малую, а значит интервал можно рассмотреть как малую секунду через октаву.
Малая нона обозначается как «м. 9».
Большая нона
Большую нону (обозначается «б. 9») может рассматриваться как большая секунда через октаву (б. 2 + ч. 8).
Малая децима
Интервал в музыке, чья ширина составляет десять ступеней, называется децима. Децима, как и другие составные интервалы превышает размером октаву.
С точки зрения состава, малая децима (обозначается «м. 10») представляет собой малую терцию через октаву (октава плюс малая терция), а между основанием и вершиной интервала располагаются пятнадцать полутонов.
Большая децима
Большая децима («б. 10») — это большая терция через октаву. Между звуками интервала находятся шестнадцать полутонов.
Чистая ундецима
Музыкальный интервал шириной в 11 ступеней называется ундецима и обозначается как «ч. 11». Рассмотрение ундецимы в качестве составного интервала позволяет обозначить ее как октаву через кварту. Чистая ундецима состоит из семнадцати полутонов.
С точки зрения гармонии ундецима соответствует кварте, обладая теми же свойствами и особенностями. В джазовой теории музыки ундециму определяют как пятую терцию после основного тона.
Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима
Увеличенная ундецима (обозначается «ув. 11») равна уменьшенной дуодециме («ум. 12»). Интервалы идентичны по своим качествам увеличенной кварте и уменьшенной квинте, представляя собой сумму из октавы и увеличенной кварты, и октавы и уменьшенной квинты соответственно.
Чистая дуодецима
Двенадцатый музыкальный интервал, шириной в 12 ступеней, называется дуодецима (обозначается «ч. 12»). Дуодецима состоит из октавы и квинты, а в средние века ее называли «diapason cum diapente», что означает «октава с квинтой».
Знаменитый русский композитор Сергей Рахманинов брал чистую дуодециму на клавиатуре фортепиано мизинцем и большим пальцем одной руки.
Малая терцдецима
Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 ступеней, называется терцдецимой. Терцдецима представляет собой комбинацию октавы и сексты. Как и секста, терцдецима бывает малой и большой.
В малую терцдециму входят 20 полутонов, а интервал обозначается как «м. 13».
Большая терцдецима
Большая терцдецима состоит из октавы и большой сексты или из 21 полутона. Большая терцдецима записывается буквенно-цифровым обозначением «б. 13».
Малая квартдецима
Квартдецима — четырнадцатый музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной в которой составляет 14 ступеней. Состоит из октавы и септимы, ввиду чего может быть как малой, так и большой.
Малая квартдецима состоит из 11 тонов (22 полутонов) и обозначается как «м. 14».
Большая квартдецима
Большая квартдецима («б. 14») состоит из чистой октавы и большой септимы. В составе интервала 23 полутона.
Чистая квинтдецима
Чистая квинтдецима («ч. 15») — составной интервал, в который входят две октавы. Между основанием и вершиной квантдецимы располагаются 15 ступеней (12 тонов, 24 полутона). Иногда квартдециму обозначают цифрой 16 (две октавы).