Учимся использовать проходящие звуки для обогащения аккордов и внесения разнообразия в стандартные аккордовые последовательности.
Отправной точкой любой композиции, как правило, становится последовательность аккордов, понравившаяся музыканту. Так как далеко не все знакомы с принципами построения аккордов на клавиатуре фортепиано, музыканты боятся ошибок в построении трезвучий. Вместо того, чтобы задуматься о составе аккорда и звуках, которые в него можно добавить, неопытные музыканты ставят во главу угла только правильное звучание аккордов.
Внести разнообразие в музыку можно при помощи проходящих звуков, обогащающих звучание трезвучия.
Проходящие звуки (неаккордовые звуки) — это ноты, не входящие в состав аккорда. В отличие от задержаний, появляющихся на сильных долях такта, проходящие звуки обычно добавляются на слабых долях между двумя аккордами. Проходящий звук может быть равен по длительности предыдущему звуку в аккорде или быть короче него.
Сделать звучание записанной партии фортепиано (если речь идет о MIDI-дорожке) интереснее можно в любой момент: достаточно воспользоваться инструментом «Ножницы» для укорачивания уже имеющихся нот, а затем прописать новые звуки в партии.
Базовая последовательность аккордов
Представим, что у нас есть простая последовательность аккордов C, E, D, записанная при помощи MIDI-клавиатуры. Прогрессия не отличается оригинальностью — аккорды монотонно и плавно движутся то вверх, то вниз.
В самой партии нет ничего плохого: аккорды гармонически сочетаются между собой, да и ошибок в их составе не видно. Тем не менее, в музыке нет ни малейшего намека на мелодию, а саму гармонию нельзя назвать богатой или необычной. Все стандартно.
Инструмент «Ножницы»
Активируйте инструмент «Ножницы» («Scissors») в окне редактора MIDI-событий и «порежьте» верхнюю часть последовательности аккордов. Обрезка создаст пустое пространство между нотами, которое мы наполним проходящими звуками для украшения гармонии.
Проходящие звуки добавят в последовательность обогащенные аккорды, состоящие из основных нот трезвучия и дополнительных нот, не входящих в состав аккорда.
Дополнение басовой линии
Добавление проходящих звуков в линию баса произведем аналогичным способом: обрежем ноты басовой линии и заполним образовавшуюся пустоту двумя дополнительными звуками.
Обратите внимание, что получившиеся переходы довольно просты: движение звуков происходит через тон или полтона.