Как сделать музыку интереснее при помощи родственных аккордов

Вносим разнообразие в распространенные последовательности аккордов за счет общих звуков двух тональностей.

Чувствуете, что застопорились в собственном творчестве из-за постоянного использования одних и тех же аккордовых последовательностей? Не беда! Дело можно исправить за счет использования родственных аккордов, которые без лишнего труда разнообразят любую музыку.

Что такое родственные аккорды? Если не вдаваться в подробности, то это аккорды, которые входят в две (или более) тональности одновременно. Этот изящный вариант модуляции, используемый композиторами с незапамятных времен.

Базовая прогрессия аккордов

Возьмем типичную последовательность аккордов. Начнем с До мажора, спустимся к Ля минору, затем пойдем еще ниже к Фа мажору и плавно вернемся к До мажору.

Такую последовательность аккордов мы слышали уже сотни раз, поэтому нет ничего удивительного, что она вызывает скуку. Тем не менее каждый из аккордов этой последовательности имеет в своем составе ноту До: для первого аккорда она является основным тоном, в Ля миноре нота До — это третья ступень, а в Фа мажоре звук До выступает в роли пятой ступени.

Наличие ноты До позволяет значительно расширить возможности обыгрывания звуков последовательности.

Шаг 1

Заменим второй аккорд на Ля-бемоль мажор. В этот аккорд войдут следующие звуки: Ля-бемоль, До, Ми-бемоль. Так как в нашем трезвучии присутствует нота До, мы можем использовать ее в качестве общего звука.

Несмотря на тянучесть звука и появившуюся необычность звучания, новый аккорд не выглядит чуждым в этой последовательности.

Шаг 2

На третьей позиции находится аккорд Фа мажор, который мы не будем заменять. Несмотря на это можно добавить некоторой мрачности гармонии за счет смены мажора на минор.

Фа минор имеет две общие ноты с предыдущими аккордами: До и Ля-бемоль. Фактически, Фа-минорное трезвучие получается за счет использования звуков До и Ля-бемоль из предыдущих двух аккордов и добавления к ним ноты Фа наверху.

Такое решение добавляет прогрессии богатства.

Шаг 3

Четвертый аккорд слишком торопится вернуться к До мажору. Чтобы сделать звучание последовательности аккордов интереснее, мы можем преобразовать имеющееся трезвучие таким образом, чтобы оно больше удивляло слушателя.

Заменим До мажор на минорное трезвучие с Ми-бемоль в басу — это избавит от имеющегося тяготения к возврату в До мажор. Так как До минор можно условно назвать вариацией аккорда До, новое трезвучие позволяет использовать звук До в качестве общей ноты.

Украшение аранжировки

Хорошим подспорьем может стать использование в аранжировке (естественно, в другом инструменте) партии с основным звуком. Чтобы сделать общую картину чуть ярче, попробуйте добавить электрогитару, вибрафон, клавесин или подобные контрастирующие инструменты, чья партия будет состоять из одной ноты, сыгранной в октаву.

Такое подкрепление сгладит некоторую «необычность» в движении аккордов и «склеит» гармонию в единое целое.

Струнные с вибрафоном:

Струнные с вибрафоном, гитарой, клавесином и битом:

Вместо заключения

Родственные аккорды придают последовательности другое настроение по сравнению с оригиналом. Частично это связано с использованием минорных аккордов, а частично с более разнообразным подходом к формированию трезвучий.

Кстати говоря, сегодня мы активно пользовались тем, что именуется тональностями первой степени родства. В принципе, этот термин близок к понятию родственных аккордов. Дело в том, что некоторые трезвучия звучат настолько неоднозначно, что являются участниками двух тональностей одновременно.

Exit mobile version