10 классических музыкальных терминов, которые нужно знать

Рассказываем, что такое энгармонизм, концерт, фуга, педальный тон и скордатура.

Популярные классические музыкальные термины, что такое фуга, что такое кастрато, что такое скордатура, что такое энгармонизм

Музыкальная теория — вещь непростая, в которой существует огромное количество собственных терминов и обозначений. Тем, кто хочет успешно поддерживать беседу в любых музыкальных кругах (все-таки, никогда не знаешь, в компании каких музыкантов окажешься), SAMESOUND приводит 10 популярных классических терминов и рассказывает, что они означают.

Тритон

Тритон.

Музыкальный интервал, равный трем целым тонам. В XVIII веке по отношению к тритону применялось метафорическое обозначение, как «дьявол в музыке».

По легенде, отец Моцарта считал звучание тритона настолько диссонансным, что намеревался полностью отказаться от любого применения этого интервала в своем творчестве. Несмотря на это, в наши дни тритон часто используется в музыке: услышать его можно, например, в «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна.

Восходящий тритон:

Нисходящий тритон:

Каденция

Каденция.

Последовательность аккордов, завершающая музыкальную фразу с сильным ощущением разрешения. Самый типовой пример каденции можно найти в популярной музыке — последовательность аккордов I-IV-V7-I является крайне популярной.

Обманная каденция

Обманная каденция.

Последовательность аккордов, завершающая музыкальную фразу с сильным ощущением разрешенности, но не являющаяся таковой. Опять-таки, в популярной музыке последовательность аккордов I-IV-V7-VI (минор) является типичным примером обманной каденции.

Фуга

Пример фуги.

Вы наверняка слышали такое понятие, как «Контрапункт» (от лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более голосов в музыке.

Фуга является самой сложной формой контрапункта. В простейшей однотемной фуге используется несколько голосов, каждый из которых повторяет заданную музыкальную тему.

Вся фуга строится на какой-то одной музыкальной теме: сначала проигрывается основная мелодия, затем появляется второй голос, вторящий мелодии, следом третий голос и т.д. Классические фуги обычно имеют от трех до шести голосов.

Пример фуги (Хорошо темперированный клавир И.С.Баха — Прелюдия и фуга № 2 до минор):

Педальный тон

Педальный тон.

Последовательность аккордов без смены основной ноты (тона). Для наглядности стоит посмотреть на изображение выше: все аккорды имеют в басу ноту До.

Концерт (Concerto)

Страница транскрипции для Bb-кларнета знаменитого концерта Моцарта для английского рожка с оркестром. Вместо оркестра выступает фортепиано.

В классической музыкальной теории слово «Концерт» имеет мало общего с увеселительными мероприятиями, на которые собирается публика, рукоплещущая исполнителю.

Концерт можно обозначить, как музыкальное произведение, написанное для солиста или солистов, исполняющих музыку под аккомпанемент оркестра. Концерты могут варьироваться по своей сложности, но при любом раскладе исполнение концерта требует определенного уровня мастерства от солиста.

Апподжиатура

Пример апподжиатуры. Нота Ре должна играться перед сильной долей.

Апподжиатура — украшение или неприготовленное задержание, диссонирующее по отношению к основному аккорду. Бывают длинные и короткие апподжиатуры: в длинной нота-украшение (нота-задержание) приходится на сильную долю такта, в короткой — на слабую). Также короткие апподжиатуры называют аккачатурой или форшлагом (в русском языке).

Короткий или длинный задержанный затактовый звук перед сильной или слабой долей — это апподжиатура.

Алеаторика

Также известная как «случайная музыка», алеаторика зародилась в XX-XXI веке и представляет собой метод композиции, допускающий случайные отношения между элементами музыкального произведения, а также неопределенность и случайную последовательность этих самых элементов при сочинении или исполнении музыки.

Музыкант вправе сам выбирать, какие ноты и интервалы ему играть, несмотря на то, что написано в нотах. К примеру, я даю флейтисту ноты, в которых прописаны «рамки дозволенного», а он сам решает, как исполнять тот или иной момент. Иногда алеаторика может допускать полную импровизацию музыканта.

Что это дает? Это позволяет придать каждому исполнению одного и того же музыкального произведения уникальности.

Энгармонизм

Пример энгармонизма.

Совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов и тональностей. Зачастую, энгармонизм появляется из-за использования разных музыкальных инструментов.

Скордатура

Скордатуру сопровождать картинкой нет смысла, так как данный термин обозначает практику перестройки музыкального инструмента (ниже или выше) для облегчения исполнения музыкального произведения, а также для изменения тембра, высоты, диапазона и других схожих характеристик музыкального инструмента.

Простейшим примером скордатуры можно привести строй гитары Пола Маккартни в «Yesterday»: Пол хотел исполнять песню в тональности Соль-мажор, т.к. в ней было больше открытых аккордов нежели в Фа-мажоре, но Соль-мажор была слишком высокой тональностью для пения. Дабы выйти из ситуации, Маккартни перестроил инструмент так, чтобы ему было комфортно и петь, и играть.

Отчасти, использование каподастра можно считать примером скордатуры.

Бонус: Кастрато

В музыке итальянским словом «Castrato» обозначали высокие голоса исполнителей вокальных партий. Обычно певцы с таким видом голоса в детстве подвергались кастрации, что приводило к возможности петь высоким женоподобным голосом.

Exit mobile version