Что нужно делать, чтобы стать музыкантом уровня Маркуса Миллера? Сложный вопрос — вам понадобится огромное количество упорства, недюжий талант, ежедневные занятия, капелька успеха. Конечно, вряд ли кто-то из нас станет таким крутым бас-гитаристом, как Маркус Миллер.
Маркус считается одним из величайших бас-гитаристов из ныне живущих на нашей планете. Помимо этого он — известный продюсер, аранжировщик, мультиинструменталист и музыкант. Он работал с огромным количеством музыкантов: Майлс Дэвис, Лютер Вандрос, Арета Франклин, Jay-Z, Майкл Джексон, Мэрайа Кэри, Фрэнк Синатра, Элтон Джон, Билли Айдол, Брайан Ферри, Диззи Гиллеспи. Список можно продолжать бесконечно, но одно можно сказать точно: каждый из вышеперечисленных музыкантов остался доволен сотрудничеством с Миллером.
Для начинающих музыкантов Маркус Миллер дал пять советов, которые помогут добиться большего на своем музыкальном пути.
1. Играй с другими музыкантами
«Знаете, сейчас на сцене появляется новое поколение бас-гитаристов, которых я называю «диванными игроками» — они играют сами с собой дома, да еще и на шестиструнном басу. Да, эти ребята могут играть на бас-гитаре, исполнять мелодии и аккомпанемент, но они больше напоминают обычных гитаристов, которые очень много играют в одиночку.
Все это классно, но я бы советовал таким ребятам чаще выбираться из своей зоны комфорта. Игра с другими людьми — точно такой же процесс образования и повышения своих навыков. Как отточить ритмическую составляющую своей игры, если не вместе с живым барабанщиком? Уметь работать в коллективе других музыкантов — крайне важный аспект для всех, кто посвятил себя музыке.
Я слышал такое мнение, что новое поколение бас-гитаристов, о котором я говорю, умеет играть, но не знает, как сделать музыку кайфовой. Да, эти парни и девушки знают, как сыграть красиво, умеют исполнять разные интересные штуки (с точки зрения техники), но они забывают о главном — музыка должна вызывать эмоции!
В общем, я советую бас-гитаристам пойти поиграть с другими музыкантами. Причем делать это каждый раз, как только появляется такая возможность. В наши дни стало тяжелее найти кого-то, с кем можно помузицировать живьем, но стоит постараться провести поиски. Интернет — не панацея.
Я помню, как ходил в школу со своим другом — Омаром Хакимом. У нас была небольшая группа в те дни. Парень, который ее основал, был старше и опытнее нас: он показывал нам как играть, именно играть, кайфовую и драйвовую музыку. Он показывал нам какие-то грувы, мы повторяли их, а он просил играть в таком ключе дальше. Этот парень мог уйти, но через час возвращался, а мы должны были также кайфно играть те грувы, что он показал. Мы не были музыкантами, мы были его учениками и это был крайне полезный для нас опыт. Таким путем мы начинали чувствовать музыку, ловили ее настроение и могли передавать его окружающим».
2. Следи за своим звуком
«Звуку стоит уделять огромное внимание. Нужно чувствовать инструмент, знать все о том, как сменить его звучание. Разная музыка требует разного звука. Допустим, вы играете какую-то соло-партию — звучание бас-гитары должно быть насыщено средними и высокими частотами, чтобы все было отчетливо слышно.
А вот во время игры в коллективе, когда роль бас-гитары состоит в поддержке остальных инструментов, лучше забыть о средних и высоких частотах. Гитары играют в тех же диапазонах, так что не надо мешать им. В такой ситуации стоит уделить внимание низу, такому плотному и сочному низу, который ждут от бас-гитары все окружающие.
Опять же, надо понимать, что и зачем делается. Не стоит выкручивать все ручки на максимум. Всего должно быть в меру, но при этом нужно учитывать и диапазоны других инструментов.»
3. Думай не только о своем инструменте
«Я — продюсер. Во время записи треков мы записываем по четыре дубля каждого инструмента, а потом выбираем из них самый лучший и клевый. Я частенько спрашиваю музыкантов, какой дубль понравился им больше, сравниваю мнения людей со своим.
Обычно бывает так, что гитарист говорит, что ему нравится второй дубль, а я знаю, что он так скажет — он реально классно сыграл во втором дубле. Я спрашиваю клавишника, о его лучшем дубле, и жду, что он выберет четвертый дубль — ведь я знаю, что именно в четвертом дубле он сыграл просто отменно.
Но бывают случаи, когда музыканты говорят что-то в духе: «Я думаю, дубль №1 мог бы быть лучшим», «Мне кажется, номер три неплох…». Когда люди говорят так, то это означает, что они не сыграли своего лучшего дубля в эти четыре раза.
Я уважаю людей, которые сосредоточены на своей игре, изучают какие-то новые штуки, которые потом смогут применить в музыке. Но не стоит зацикливаться на своем инструменте — этим особенно грешат начинающие музыканты. Нужно уметь слушать музыку со всех ее сторон, понимать другие инструменты хотя бы на уровне эмоций.
Можно вообще ничего не понимать в том, как играть на клавишных, но слышать, где они звучат очень клево, а где их звучание — отстой. В общем, слушайте музыку, слушайте других музыкантов и, самое главное, не мешайте другим инструментам своей игрой.»
4. Бас-гитаристы, которыми мы восхищаемся, играли на одной гитаре
«Когда я думаю о музыкантах, реально оказавших влияние на меня, то понимаю, что они использовали один инструмент на всех своих записях. Джако Пасториус всегда играл на Fender Jazz Bass 1962, Стэнли Кларк использовал Alembic, Виктор Вутен играл на Fodera, Джеймс Джеймерсон использовал Fender Precision.
У них не было пять бас-гитар, они не делали умный вид и не говорили, что вот эту композицию я буду играть на таком-то басу. Они были крепко связаны со своим инструментом, их характерный саунд определили и инструменты, которые использовались. Это верно и для меня — я играю на Fender Jazz Bass с того самого дня, когда мама купила его мне в 1977 году. Забавно, но у меня в коллекции около 35 бас-гитар, но на концертах я использую только одну гитару.
В общем, стоит учитывать аспект инструмента. Конечно, это не аксиома, ведь музыка остается музыкой и бывают случаи, когда необходимо воспользоваться другой гитарой. Я стараюсь минимизировать такие моменты и играть на своем Jazz Bass большую часть собственных треков. Короче говоря, совет таков — найдите свой саунд и будьте верны инструменту.»
5. Заботьтесь о себе
«Я не употребляю алкоголь и не курю. Да, конечно, поиск вдохновения может стать для меня несколько затруднительной задачей, но я не вижу в этом проблемы. В те моменты, когда кто-то выходит на перекур — я могу сделать больше, чем он. То есть, у меня всегда есть на 5-10 минут больше для творчества, чем у них.
Вообще, стоит заботиться о своем здоровье. Особенно, если часто гастролируешь. Я прекрасно понимаю, что после каждого концерта есть огромное множество людей, желающий пообщаться с тобой, пропустить по стаканчику чего-либо, но я стараюсь ограничиваться недолгим общением.
Опасность алкоголя (для музыканта) в том, что никто не станет останавливать тебя, никто не сможет уберечь тебя от проблем с ним. Подумай сам, ведь концерты могут быть ежедневно — так и спиться недолго. Никто не похлопает тебя по плечу за твою зависимость от спиртного.
Мне кажется, что крайне важно, чтобы люди, видя твою фотографию со вчерашнего концерта, говорили: «О да, этот парень отлично выглядит! У него есть стержень, дисциплина». Для меня это важно.»