Анатомия аранжировки: типовая структура песни в популярной и электронной музыке

Изучаем из чего состоит типовая композиция в популярной и электронной музыке: структура песни, смысловая нагрузка частей и разбор примеров.

Структура песни

Превращение музыкальных идей в законченное произведение — один из самых больших вызовов, с которым сталкиваются музыканты. Понять, когда набор идей и нот становится готовой композицией бывает трудно не только начинающим, но и матерым профессионалам. Редакция SAMESOUND.RU разбирается, как выглядит структура песни в популярной и электронной музыке. Мы нарочно пока не будем говорить о составе инструментов, стилизации и прочих аранжировочных моментах, уделив основное внимание тому, как строится типовая песня.


Собранные воедино идеи композитора — не более, чем каркас композиции. Основная работа ещё впереди: песне нужна аранжировка, которая проведет слушателя через все задумки автора, сделает композицию единым полотном. Чем комфортнее и интереснее путь через идеи автора, тем охотнее слушатель нажмет на кнопку повтора.

Аранжировка — это карта песни. Обычно эта карта состоит из нескольких типовых решений и маршрутов, которые композиторы и аранжировщики используют очень часто. В этом нет и доли презрения: структура песни и формулы, по которым создаются композиции, обкатаны на множестве хитов, а менять их никто не собирается.

Типовая структура песни в популярной музыке

Чтобы понять типовую структуру композиции, нужно разобраться из каких частей обычно состоит песня. В большинстве случаев, таких частей восемь:

  1. Вступление/интро;
  2. Куплет;
  3. Прехорус/бридж;
  4. Припев;
  5. Постхорус/тэг;
  6. Проигрыш
  7. Брейк;
  8. Концовка/оутро.

Одни части песни могут не входить в аранжировку, другие — повторяться несколько раз, хотя все зависит от смысловой нагрузки, которую они несут, и желаний композитора.

Обычно каждая часть песни в аранжировке состоит из 8-16 тактов, хотя не редки случаи, когда длина отрезка составляет 4, 12 или 32 такта. Количество тактов напрямую зависит от музыкальной идеи, которую вы реализуете в конкретной песне.

Вступление/интро (Intro)

Небольшое введение в песню. Эта часть — первая, которая доносится до ушей слушателей. Задача вступления — подготовить слушателя к остальным частям композиции, а также логично подвести аранжировку к первому куплету.

Зачастую от того, насколько хорошо и интересно сделано интро, зависит общее восприятие песни: если вступление цепляет человека с первых аккоржов, то вероятность того, что он дослушает песню возрастает многократно.

Если вы не играете прогрессив-рок или математический метал, не утомляйте слушателя длинными вступлениями.

С точки зрения содержания, само вступление может быть любым, все зависит от фантазии автора. Его можно сделать из одного-двух элементов основного трека (мелодия и ударные, бас и клавишные) или в аналогичном припеву виде (интро полностью повторяет все составляющие припева). Длительность вступления также зависит от желания композитора, но обычно интро укладывается в 2, 4 или 8 тактов.

Куплет (Verse)

Главная смысловая часть любой песни. Именно здесь располагается весь текст и общий информационный посыл композиции. Помимо донесения основной мысли, в задачи куплета входит подготовка слушателя к последующим частям песни.

В отличие от припева и бриджа, слова этой части песни обычно являются уникальными для каждого куплета. Строго следовать этому правилу необязательно: в мире найдутся десятки и сотни отличных песен с очень простыми куплетами.

Пример структуры песни и аранжировки. Композиция состоит из вступления, двух куплетов, четырех припевов, соло или инструментального проигрыша и концовки. Песня укладывается в 3 минуты 30 секунд.

Прехорус/Бридж (Pre-Chorus/Bridge)

Бридж (от англ. Bridge — мост), или, как его называются в США, прехорус (от англ. Pre-Chorus — предприпев) — связующее звено между куплетом и припевом. Так как припев является самой яркой частью песни, в аранжировку добавляют бридж, который ослабляет контраст между куплетом и припевом.

Если гармония куплета и припева строится на одних и тех же аккордах, бридж может внести разнообразие в общую канву композиции за счет измененной последовательности аккордов. С точки зрения слушателя, прехорус делает композицию интереснее.

Припев (Chorus/Refrain)

Припев — одна из кульминационных частей композиции. Эта часть должна легко запоминаться, но не надоедать — композиции хватит 2-4 припевов, отличающихся своей длиной. Так как припев самая повторяемая часть любого трека, она содержит в себе главные лирические и музыкальные идеи. Именно здесь находится главный информационный посыл композиции, а также музыкальный хук, цепляющий слушателя.

Не надо злоупотреблять припевом. Мы же не очередной хит российской эстрады пишем, верно?

Обычно первое появление припева состоит из 8 тактов (одиночный припев), а второе появление — из 16 тактов (двойное повторение припева с небольшими неявными изменениями). Последний припев песни, появляющийся в конце композиции, может состоять из 16-32 тактов. По своему опыту скажем, что чем меньше припевов в конце песни, тем лучше.

Постхорус/Тег (Post-Chorus/Tag)

Не редки случаи, когда последняя строчка припева выходит за рамки отведенных ей композитором тактов. Такое положение вещей может стать проблемой, если текст следующей части песни (например, куплета) начинается с затакта.

Чтобы слова не накладывались друг на друга, композиторы и аранжировщики вставляют 2-4 такта, которые позволяют вокалисту немного передохнуть перед продолжением песни, а также делают музыкальное повествование более гладким.

Постхорус аналогичен прехорусу и может быть любым: в виде припева или вступления с простым напевом бэк-вокалистов, в виде инструментального проигрыша или наигрывания основной мелодии песни в немного измененном виде. Здесь все зависит от фантазии аранжировщика и композитора, а также музыкальной составляющей песни.

ЧТО ТАКОЕ ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА?

Когда мы говорим о популярной музыке, многие музыканты думают, что речь идет только о поп-музыке, но такое суждение ошибочно. Определения «Популярная музыка» и «Поп-музыка» не синонимы, и относятся к совершенно разным стилистическим направлениям. Термин «Поп-музыка» используется для определения конкретного жанра — «поп».

Что же касается термина «Популярная музыка», то сюда относится огромное количество самых разнообразных музыкальных стилей, не имеющих никакого отношения к поп-музыке: рок, фьюжн, ритм-н-блюз, индастриал, диско, рок-н-ролл, регги, ню-метал, альтернатива и т.д. Таким образом, популярная музыка — это музыка разнообразной стилистики, ориентированная на широкого слушателя.

Проигрыш (Middle 8)

На Западе проигрыш ближе к концу песни называют Middle 8, что дословно можно перевести как «средняя восьмерка». Тем не менее, некоторые музыканты называют Middle 8 бриджем. Обычно эта часть отведена под инструментальную составляющую: в Middle 8 чаще всего встречается соло или какой-либо проигрыш с измененными партиями и мелодиями.

Смысловая нагрузка этой части — достигнуть кульминации композиции перед появлением последнего припева или брейка. На протяжении песни динамика и энергетика композиции постоянно нарастает, достигая своего апогея именно в проигрыше.

Как это понятно из английского названия, по своей длине проигрыш обычно составляет 8 тактов, хотя иногда встречаются и более длинные варианты.

Брейк (Break)

Временами после проигрыша появляется еще одна небольшая вставка, именуемая брейком (от англ. Break — обрыв, обвал, пауза). Смысл брейка в том, чтобы дать слушателю небольшую передышку. Согласитесь, слушать песню, в которой постоянно что-то происходит, может быть утомительно.

Необходимость в брейке и проигрыше зависит от контекста. Если в песне присутствует соло, то возможно есть смысл в спокойном брейке. В то же самое время, никто не запрещает после соло сделать еще один инструментальный или вокальный проигрыш, а то и вовсе перейти в куплет.

Зачастую брейк отличается минимализмом и обычно строится на тех же аккордах и мелодии, что и припев. Иногда брейк представляет собой небольшой и спокойный прехорус перед последним припевом. Средняя длина брейка — от 4 до 16 тактов.

Концовка/оутро (Outro)

Финальная часть песни. Может совпадать с вступлением или быть его полной противоположностью, представлять собой несколько повторений припева с постепенным снижением громкости (затухание, Fade Out) или быть совершенно уникальным и не похожим на другие части песни.

Не увлекайтесь концовкой: постоянное ожидание завершения не ведет ни к чему хорошему. Слишком затянутый выход наверняка приведёт к тому, что слушатель задумается: «Да когда же она кончится? Сколько можно?».

Какой будет концовка песни, зависит от остальных ее компонентов. В особо активных композициях есть смысл уйти в тишину через повторение припевов, в балладах можно взять несколько других аккордов — решать это только самому композитору.

Итоговая структура песни в популярной музыке

Песню можно представить в виде графика. Движение музыки, усиление напряжения и динамики идет по параболе — то вверх, то вниз.

Если представить любую композицию в виде графика, то самым точным отображением станет парабола. На протяжении всей песни музыка набирает обороты, достигает кульминации, а затем плавно выходит на концовку.

Часть песниВозможная длина
Вступление2-8 тактов
Куплет8-32 такта
Прехорус/бридж2-16 тактов
Припев8-16 тактов
Постхорус/Тэг2-4 такта
Проигрыш8 тактов (иногда 16)
Брейк4-16 тактов
Концовка2-4 такта

Не делайте все части будущего хита длиной 32 такта — у каждого элемента композиции своя длина, которой стоит придерживаться. Каждая композиция требует индивидуального подхода, поэтому не перегружайте аранжировку и не пытайтесь впихнуть в нее все части, которые только могут быть.

Типовая структура песни в электронной музыке

В отличие от популярной музыки, типичные электронные треки состоят из несколько иных частей. Дело в том, что на аранжировку электронной музыки не в последнюю очередь влияет радио: песни должны вписываться в формат профильных радиостанций, в котором нет места миксам бесконечной длины.

Вместе с тем, аранжировка танцевальных и электронных треков должна быть такой, чтобы под нее было комфортно танцевать. Длинные секции нужно сменять короткими отрезками для передышки танцующих. Обычно танцевальная композиция состоит из семи типовых частей:

  1. Вступительный бит;
  2. Брейкдаун;
  3. Билд-ап;
  4. Дроп;
  5. Средний брейк;
  6. Второй дроп;
  7. Заключительный бит.

Хорошим примером типичной электронной, танцевальной или клубной музыки выступает композиция «United We Dance» коллектива Vicetone.

Вступительный бит (Beat Intro)

Шестнадцать и более тактов, состоящих из ударных или перкуссии. Отличительные черты вступления в электронной музыке — минимум используемых инструментов, преобладание бита и постепенное неторопливое появление основной мелодии.

Основная задача вступительного бита в том, чтобы диджей смог правильно и аккуратно смиксовать новый трек с предыдущим.

Брейкдаун (Breakdown)

В брейкдауне композиция обращается к своим основным элементам. Часто в этом моменте ударные отсутствуют вовсе, уступая больше пространства для остальных музыкальных составляющих аранжировки.

В типовом брейкдауне обычно наигрывается основная мелодическая линия электронной композиции. Мелодия постепенно обрастает дополнительными инструментами, что создает плотность саунда. Количество тактов может быть любым — 16, 32 и более.

Билд-ап (Build-Up)

Билд-ап готовит слушателей к припеву и является аналогом прехоруса в популярной музыке. В этой секции постепенно нарастает напряжение за счет ускоренных барабанных вставок и райзов — синтезаторных звуков, которые плавно набирают громкость и высоту, и выглядят ярче всех остальных элементов аранжировки.

Дроп (Drop)

Эквивалент припева в популярной музыке. Дропы призваны произвести максимальное впечатление на слушателя мощными грувами, качающим басом, сочным битом и синтезаторным хуком (главной музыкальной темой всего трека).

Средний брейк (Middle Break)

Средняя часть композиции. Содержит в себе уникальные музыкальные элементы и находки, но не выходит за рамки общей мелодики композиции. Эта часть любят использовать для плавного подведения слушателя к еще одному билд-апу, чья длина вдвое меньше первого.

Средний брейк обычно выглядит как вариация на тему первого брейкдауна или дропа, хотя не редки случаи, когда средний брейк звучит совершенно отлично от остальных частей песни.

Планирование аранжировки и структуры композиции. Трек начнется с припева, будет содержать два разных куплета, соло или проигрыш и несколько тэгов (проигрышей после припева).

Второй дроп (Second Drop)

Второй дроп часто схож по структуре, энергетике и содержанию с первым, но содержит ряд изменений, которые придают композиции разнообразия. Отличия обычно содержатся в несколько измененном хуке, басовой линии или бите.

Заключительный бит (Outro Beat)

Как и вступительный бит, концовка помогает диджею смиксовать заканчивающийся трек со следующей композицией в сете. По этой причине заключительный бит — очень длинная часть любого танцевального хита.

Итоговая структура песни в электронной музыке

Чтобы вписаться в радиоформат, оригинальные 5-10-минутые версии клубных треков редактируются, чтобы их длина не превышала 3-4 минут. Из-за этого сокращению подвергаются все части композиции, чтобы в результате получился трек, по структуре похожий на обычную поп-песню.

Часть песниВозможная длина
Вступительный битот 16 тактов
Брейкдаун16-32 такта
Билд-ап8-16 тактов
Дроп16 тактов
Средний брейк16-32 такта
Второй дроп16-32 такта
Заключительный битот 16 тактов

Формы ABA, AABA, AAA и ABABCB

При планировании песни композиторы и аранжировщики часто приводят структуру композиции к одной из четырех распространенных форм — ABA, AABA, AAA и ABABCB.

Форма ABA — самая популярная форма построения аранжировки. Когда мы говорим, что песня построена по стандартной схеме «куплет-припев-куплет», то речь идет именно о форме ABA. Обязательный признак этой формы — наличие двух одинаковых частей (секция А) и одной контрастирующей части (секция B). Контраст секции B вносится разными методами: через смену гармонии и тональности, изменения ритма или настроения музыки. Секциями A и B могут выступать разные части одной песни — куплеты, припевы, проигрыши, соло.

Если представить структуру песни по форме ABA, то она может выглядеть одним из следующих образов:

Куплет 1 (A);
Припев (B);
Куплет 2 (A).
Припев 1 (A);
Проигрыш (B);
Припев 2 (A).
Припев 2 (А);
Брейк (B);
Припев 3 (A).
Куплет 1 (А);
Прехорус (В);
Куплет 2 (А).

Яркий пример использования формы ABA — джазовая классика «I Got Rhythm» Джорджа Гершвина. Секции A играются в Си-бемоль, на один такт приходится по два аккорда, а сами секции звучат энергично. Секция B меняет тональность, один аккорд приходится на два такта, а музыка становится менее динамичной.

https://www.youtube.com/watch?v=uPRiM5JvYx8

Форма AABA является развитием схемы ABA. В этом случае секция A повторяется дважды, затем идет движение к контрастной секции B с последующим возвратом к секции A. По этой схеме композиция может выглядеть так:

Куплет 1 (A);
Куплет 2 (A);
Припев (B);
Куплет 3 (A).
Припев 1 (A);
Припев 2 (A);
Проигрыш (B);
Припев 3 (A).
Припев 2 (А);
Припев 3 (А);
Брейк (B);
Припев 3 (A).
Куплет 1 (А);
Куплет 2 (А);
Прехорус (В);
Куплет 3 (А).

Несмотря на то, что форма AABA использует в начале две одинаковые секции A, это не означает, что они должны совпадать. Композиторы и аранжировщики вносят небольшие изменения в гармонию или состав инструментов по ходу секции, чтобы сделать звучание интереснее. В некоторых случаях изменениям подвергается мелодия или отдельные ее части. Также не редки случаи, когда формы ABA и AABA комбинируются между собой.

Форма AAA предполагает использование трех одинаковых частей (куплетов или припевов) с небольшими гармоническими или мелодическими отличиями. Что же касается формы ABABCB, то здесь композитор решает сначала использовать стандартную схему «куплет-припев-куплет-припев», которая затем разбавляется проигрышем, соло или брейком (секция C), а затем возвращается к припеву.

ПРИМЕРЫ КОМПОЗИЦИЙ С РАЗНЫМИ СХЕМАМИ ПОСТРОЕНИЯ

Форма ABA: The Rolling Stones — Honky Tonk Woman, Pete Seeger — Turn! Turn! Turn!, AC/DC — Back in Black, The Eagles — Hotel California.
Форма AABA: Billy Joel — Just the Way You Are, The Beatles — Yesterday, Crystal Gayle — Don’t It Make My Brown Eyes Blue.
Форма AAA: Bob Dylan — The Times They Are Changin’, The Animals — The House of the Rising Sun, Gordon Lightfoot — The Wreck of the Edmund Fitzgerald.
Форма ABABCB: ZZ Top — Sharp Dressed Man, The Beatles — Ticket to Ride, Tina Turner — What’s Love Got to Do with It?

Структура песни The Beatles — Back in the U.S.S.R.

Знаменитая битловская «Back in the U.S.S.R.» была написана как дань уважения хиту Чака Берри «Back in the USA». Написанная в 1968 году, песня и по сей день звучит современно.

Обложка сингла The Beatles «Back in the U.S.S.R.«

Песня написана в период правления премьер-министра Гарольда Вильсона, который объявил по всему Соединенному Королевству новую политическую компанию «I’m backing Britain» («Я поддерживаю Британию»). Агитационными плакатами с этим лозунгом завесили все улицы Великобритании. Пол Маккартни посчитал, что строчка «I’m backing (back in) the U.S.S.R.» — хороший ответ на политические идеи, царящие в английском обществе того времени. Жители Великобритании оценили юмор Маккартни, а вот для граждан США шутка оказалась непонятной.

Композиция написана Полом Маккартни в соавторстве с Джоном Ленноном и стала открывающим треком битловского безымянного двухдискового альбома 1968 года, который также известен как «The White Album».

Одной из отличительных черт композиции является типичная для поп- и рок-музыки аранжировка песни. Тональность — До минор, темп — 120 ударов в минуту, музыкальный размер — 4/4.

Так как на YouTube наблюдаются проблемы с песнями The Beatles, мы вставили видео с живым исполнением композиции Полом Маккартни в Москве в 2002 году. Тем не менее, в тексте пойдет речь о студийной записи композиции.

0:00. Вступление

Песня начинается со звука садящегося самолета, а также 4-тактового вступления на аккорде Е7. После 4 тактов, на сильную долю звучит аккорд А, который приводит нас в куплет композиции.

0:15. Куплет 1

По ходу того, как Пол Маккартни рассказывает историю бессонной ночи и полета из Майами, композиция набирает обороты. Куплет состоит из 8 тактов: два 4-тактовых квадрата на аккордах A, D, C, D.

0:28. Припев 1

Припев песни состоит из шести тактов, что довольно необычно. Первые три такта построены на аккордах куплета (A, C, D) и именно здесь находится вокальный хук с фразой «Back in the USSR!».

Последние три такта плавно приводят слушателя во второй куплет, который по структуре и гармонии идентичен первому.

0:52. Припев 2

После второго куплета песня приходит во второй припев, так же повторяющий структуру и гармонию первого припева. Здесь мы слышим тот же вокальный хук и основной гитарный рифф.

Несмотря на это, второй припев отличается длиной. При внимательном прослушивании становится заметно, что его длина составляет 7,5 тактов: 7 тактов на 4/4 и 1 такт на 2/4.

1:04. Постхорус и брейк

На отметке 01:04 песня переходит в постхорус (тэг), представляющий собой совершенно новую секцию композиции. Эта часть построена на бэк-вокале в духе The Beach Boys и аккордовой последовательности D, A, D, Bm7, E7, D7, A, A.

Вся часть состоит из десяти тактов: восемь тактов самого постхоруса и два такта брейка на аккордах A и E, который предваряет появление гитарного соло.

1:21. Гитарное соло

Партия соло-гитары вторит вокальной мелодии и поддерживается аккордами из куплетов песни. Часть идентична припевам и куплетам: 8 тактов куплета плавно перетекают в шеститактовый припев и еще один 10-тактовый постхорус.

2:01. Куплет 3

Последний куплет идентичен двум предыдущим. Среди отличий: появление партии лид-гитары, обыгрывающей аккорд A. Третий куплет плавно переходит в еще один шеститактовый припев.

2:25. Концовка

Концовка «Back in the U.S.S.R» строится на блюзовом риффе на аккорде А и бэк-вокальной партии с постоянным повторением напева «Woo-ooo-oo». Последняя часть состоит из 6 тактов и повторяется до того момента, когда на временной отметке 2:40 появляется еще один звук садящегося самолета.

Итоговая структура песни The Beatles — Back in the U.S.S.R.

Часть песниДлина
Вступление4 такта
Куплет 18 тактов
Припев 16 тактов
Куплет 28 тактов
Припев 27,5 тактов
Постхорус8 тактов
Брейк2 такта
Гитарное соло24 такта
Куплет 38 тактов
Припев 36 тактов
Концовка6 тактов

Структура песни 2Pac feat. Dr. Dre — California Love

Доктор Дре — один из самых талантливых музыкальных продюсеров современности. Именно его талант и подход к аранжировке и музыке в целом сделали в свое время из обычного хип-хоп квинтета N.W.A. кумиров миллионов. Пример N.W.A. доказал, что черная музыка может быть коммерчески успешной у всех слоев населения.

Музыканты работавшие со знаменитым продюсером отмечают, что Дре — перфекционист, который не выпустит песню, пока не будет на 100% уверен в ее качестве. Работа над композицией может затягиваться на долгие месяцы или даже годы, но конечный результат того стоит — слушатели и исполнитель получают уверенный хит.

Несмотря на все, знаменитый трек «California Love» был написан Дре в 1995 году всего за несколько недель. Изначально песня готовилась к сольному альбому Дре «The Chronic II: A New World Odor (Poppa’s Got A Brand New Funk)», но по ряду причин так и не была записана.

Обложка дебютного альбома 2Pac «All Eyez On Me«

Одновременно с работой над сольным альбомом, в 1995 году на свободу после тюремного заключения выходит Тупак Шакур — близкий друг Дре, чей дебютный альбом частично продюсировался Доктором Дре. Желая порадовать друга и отметить его освобождение, Дре смахнул пыль с залежавшегося минуса и вместе с Роджером Трутменом начал работу над треком, который в скором времени станет легендарной «California Love».

Релиз песни состоялся в октябре 1995 года на первом альбоме 2Pac «All Eyez on Me», а сингл продержался около двух недель на вершинах всех американских хит-парадов. Впоследствии трек номинировался на несколько премий Грэмми и стал одной из лучших записей в стиле G-Funk.

Основой композиции послужил переработанный клавишный семпл из малоизвестной песни Джо Кокера «Woman To Woman». Песня написана в тональности Си-бемоль мажор (единственный аккорд в композиции), размер — 4/4, темп — 92 удара в минуту.

0:00. Вступление

Песня начинается с вокального напева Роджера Трутмена «California Love» через толкбокс. На отметке 0:03 появляется бит, а следующие четыре такта мы слышим ударные, бас, клавишные и духовую секцию, наигрывающие основную музыкальную тему песни.

Начиная с этих четырех тактов, на протяжении всей песни клавишная тема остается неизменной, а в аранжировке то появляются, то пропадают те или иные музыкальные инструменты.

0:13. Припев 1

Духовая секция уходит после четырех тактов вступления, уступая место обработанному вокалу. Вокал пропевает слова припева в течение следующих 12 тактов.

Одной из самых запоминающихся музыкальных находок в припеве являются мерцающие синтезаторы, звучащие в начале каждого такта. Синтезаторы играют основной аккорд трека (Си-бемоль мажор) и тем самым подчеркивают общую тональность песни. Припев плавно движется к куплету, чье начало обозначается восходящим движением духовых.

0:45. Куплет 1

Длительность первого куплета — 16 тактов. Все это время Доктор Дре читает свой текст.

В аранжировку добавляется свист, но первые восемь тактов не отличаются от вступления. Вторые восемь тактов дополняются новыми партиями синтезатора, а также вокальным напевом.

1:27. Припев 2

Второй припев идентичен первому, хотя и содержит ряд отличий. Так, здесь появляются дополнительные ответные вокальные фразы и женский бэк-вокал. Переход к следующей части композиции, как и в прошлый раз, обозначается духовыми инструментами.

1:58. Проигрыш/бридж

Вместо ожидаемого куплета, после припева начинается проигрыш (после слов «Shake, shake it, baby»). Здесь также присутствует клавишный рифф и бит, которые дополняются звуком грома в каждом такте. Весь проигрыш занимает восемь тактов.

2:19. Куплет 2

Второй куплет полностью повторяет первый: тот же состав инструментов, та же длительность. Разница заключается только в том, что текст второго куплета исполняет 2Pac.

3:01. Припев 3

Третий припев совпадает с двумя предыдущими. Припев плавно переходит в еще один проигрыш, который идентичен тому, что звучал после второго припева.

3:54. Концовка

Начиная с временной отметки 3:54 песня движется к своему завершению. Постепенно звучание инструментов становится тише, а аранжировка менее насыщенной.

Концовка представляет собой 20-тактовый луп, состоящий из элементов куплета и припева, а также постоянного повторения главной строчки песни.

Итоговая структура песни 2Pac feat. Dr. Dre — California Love

Часть песниДлина
ВступлениеЗатакт + 4 такта
Припев 112 тактов
Куплет 116 тактов
Припев 212 тактов
Проигрыш 18 тактов
Куплет 216 тактов
Припев 312 такта
Проигрыш 28 такта
Концовка20 тактов

Аранжировка песни выполнена таким образом, что отделить ее части друг от друга сложно: звучание песни монолитно и немного монотонно. У слушателя создается ощущение полного отсутствия разграничения по структуре.

Также «California Love» отличается перетасованной структурой песни. Вместо привычной схемы «Вступление-куплет-припев-куплет-припев» здесь используется схема «Вступление-припев-куплет-припев-проигрыш».

Структура песни Martin Garrix — Animals

Композиция Мартина Гаррикса «Animals» вышла в 2014 году, став настоящим хитом — песня надолго поселилась на первых строчках мировых хит-парадов. Несмотря на это, сама композиция отличается типовой аранжировкой: основной упор здесь сделан на грубый бит на 4/4 и запоминающийся перкуссионный рифф, приводящий в движение любой танцпол.

Песня написана в тональности Фа-минор, темп — 128 ударов в минуту.

На YouTube сложно найти оригинальный микс композиции длительностью 5:04. По этой причине к материалу прикреплен видеоклип с радиоверсией песни. Не удивляйтесь, что тайминги не совпадают. Если кто-то обладает ссылкой на полную версию композиции — просим поделиться ей в комментариях.

0:00. Вступительный бит

Первые 16 тактов «Animals» отличаются минимализмом — мы слышим только бочку и райд, напоминающие метроном. Вместе с ритмом также играет арпеджированный синтезатор, чей звук сильно обработан реверберацией. Сила и мощь синтезатора постепенно нарастают, постепенно приводя слушателя к следующей части композиции.

0:30. Басовое вступление

Низко звучащий бас опирается на ритмичные удары бочки (кика), арпеджированный синтезатор отходит на второй план. В миксе появляется еще один синтезатор, чье звучание постепенно нарастает. Ближе к концу басового вступления слышится инвертированный удар по тарелке.

1:00. Мини-брейк

Четырехтактовый брейк выступает в роли перевалочного пункта — микс берет небольшую паузу, в аранжировке практически ничего не происходит. Мы слышим тиканье часов, постепенно угасающий бас и удар по тарелке из конца басового вступления. Аранжировка готовит слушателей к появлению основной мелодической линии.

1:08. Брейкдаун 1

Брейкдаун сделан таким образом, что постепенно уплотняет звучание «Animals». Тикающие часы выступают в роли метронома, на передний план выходит основная мелодия трека. Дополнительно в миксе появляются и другие звуки, усиливающие напряжение.

Обратите внимание, как тиканье часов постепенно превращается в перкуссионную партию.

После восьми тактов мягкого звучания мелодии в дело вступает агрессивный синтезатор, повторяющий основную тему композиции мощными аккордами. Синтезаторы подкрепляются акцентирующими ударами снэйра и хлопками на каждую долю такта.

1:37. Билд-ап

Восьмитактовый билд-ап выводит напряжение композиции на максимальные значения. Учащающиеся удары снэйра, синтезаторный рифф и всплески лазерных звуков логично подводят нас к итоговому такту с вокальным сэмплом.

1:53. Дроп 1

Первый дроп предлагает интересное решение: вместо использования основной мелодической линии, Гаррикс вводит новый рифф, поддерживаемый мощнейшим битом и отсылками к основной мелодии.

2:30. Брейкдаун 2

После еще одного четырехтактового мини-брейка в микс возвращается синтезатор, исполняющий главную тему композиции. Как и в прошлый раз, брейкдаун приходит к еще одному билд-апу.

3:15. Дроп 2

Второй дроп является полной копией первого, но его длительность больше на 16 тактов. После первых восьми тактов в миксе снова появляется вокальный сэмпл и вкрапления синтезаторных аккордов.

3:58. Концовка

После однотактовой вставки с тикающими часами, аранжировка возвращается к элементам из вступления «Animals». По мере приближения к своему завершению, звучание композиции становится мягче и тоньше. В последние мгновения трека арпеджированный синтезатор резко выходит на первый план, что создает необходимый контраст между вступлением и концовкой.

Итоговая структура песни Martin Garrix — Animals

Часть песниДлина
Вступительный битЗатакт + 4 такта
Басовое вступление12 тактов
Мини-брейк 14 такта
Брейкдаун 112 тактов
Билд-ап 18 тактов
Дроп 116 тактов
Мини-брейк 24 такта
Брейкдаун 28 такта
Билд-ап 28 тактов
Дроп 232 такта
Концовка32 такта

Структура песни The Chemical Brothers — Go

«Go» — первый сингл восьмого студийного альбома The Chemical Brothers «Born In The Echoes». Отличная аранжировка, совмещающая элементы популярной и электронной музыки, сочный вокал Q-Tip (настоящее имя — Камаль ибн Джон Фарид) и яркие мелодии превратили песню в один из сильнейших хитов 2015 года. Дополнительной популярности песне придал видеоклип, снятый французом Мишелем Гондри.

Песня написана в тональности Ре минор, темп — 120 ударов в минуту, размер — 4/4.

0:00. Вступление

Песня начинается с мощного бита, дополненного перкуссией и свипами аналогового синтезатора. Спустя восемь тактов к аранжировке добавляется монотонная басовая линия, которая еще восемь тактов играет ноту Ре шестнадцатыми длительностями. Каждый четвертый такт баса содержит ход Си-бемоль, Соль, Ля-бемоль.

В самом конце вступления в песне появляется голос Q-Tip, проговаривающий фразу «Can’t think. Can’t sleep. Can’t breathe».

0:32. Куплет 1

Ритм вступления сохраняется на протяжении всего куплета. Вокальная партия вторит басовой линии, а затем дополняется синтезатором, подчеркивающим концовки каждой фразы баса и вокала.

На протяжении 16 тактов куплета аранжировка постепенно наращивает напряжение, приводя слушателя к припеву.

1:04. Припев 1 и постхорус

Припев начинается с напева на сильную долю, который подчеркивается ярким синтезаторным хуком. Длительность самого припева — 8 тактов.

В конце припева The Chemical Brothers использовали прием, аналогичный тому, что мы видели в битловской «Back in the U.S.S.R.» — использование короткого постхоруса с повторением последней строчки припева («We’re only here to make you…»).

Выкрик «Go!» дает начало следующей секции песни — трехтактовому постхорусу, плавно ведущему нас к следующему куплету. Таким образом, в сумме припев составляет 11 тактов.

1:26. Куплет 2

Следующие 27 тактов полностью идентичны первой половине композиции. Второй куплет повторяет структуру первого, затем плавно переходит во второй припев и оканчивается коротким постхорусом.

2:20. Проигрыш

Очередной выкрик «Go!» после второго постхоруса приводит нас в новую часть композиции — проигрыш. Длительность проигрыша — восемь тактов.

Первые четыре такта повторяют вступление. Во второй половине проигрыша в аранжировку возвращается басовая линия, но теперь ее звучание на октаву выше.

2:44. Билд-ап

В середине песни появляются структурные элементы из электронной музыки. Восьмитактовый билд-ап строится на монотонном басу, повторении слов первого куплета и нарастающих синтезаторов.

3:00. Дроп

В дропе напряжение музыки спадает. С музыкальной точки зрения, перед слушателями появляется еще один инструментальный куплет длительностью 8 тактов. Разница заключается только в отсутствии вокала.

3:16. Концовка

Песня завершается еще одним припевом и трехтактовым постхорусом: те же инструменты, те же мелодические линии и ходы.

Итоговая структура песни The Chemical Brothers — Go

Часть песниДлина
Вступление 18 тактов
Вступление 28 тактов
Куплет 116 тактов
Припев 18 тактов
Постхорус 13 тактов
Куплет 216 тактов
Припев 28 такта
Постхорус 23 такта
Проигрыш8 тактов
Билд-ап8 тактов
Дроп
(инструментальный куплет)
8 тактов
Концовка
(припев + постхорус)
11 тактов

Заключение

Популярные и электронные песни строятся по определенным правилам, которые делают звучание композиций привычным для слушателя. Эти правила применяются уже не одно десятилетие, а ломать то, что и так работает — дело неблагодарное и даже глупое.

Типовая аранжировка — это не всегда вред для песни, ведь иногда простота и предсказуемость идут только на пользу. Тем не менее, не бойтесь нарушать правила и выходить за рамки принятых норм — никогда не знаешь, к какому результату это приведет.

Существует огромное количество отличных песен с типовыми и нестандартными аранжировками, но справедливо и обратное правило. Всегда думайте о том, как сделать интереснее и лучше саму песню, а уж какая у нее будет структура и аранжировка — не так и важно.

Exit mobile version