Методики High Concept и Low Concept в продюсировании музыки

Как методы кинематографа работают в музыкальной индустрии и помогают музыкантам в творчестве.

High Concept в музыке, Low Concept в музыке

Киноиндустрия пишет сюжеты по двум методам: сильной и слабой концепции. В зависимости от выбора сценаристов и режиссёра, зрители предъявят к фильму разные требования. В одном случае создателям простят недоработки и нестыковки, в другом — придадут их анафеме. Оба методы обладают своими плюсами и минусами, при этом их можно применить не только в кино, но и в музыке. Из этого материала вы узнаете, как методики High Concept и Low Concept из мира кино используются в музыкальной индустрии и чем они могут помочь музыкантам.


В Голливуде и на американском телевидении продюсеры при разработке нового проекта часто используют метод «High Concept». Корни термина уходят далеко в историю кинематографа, но сам по себе «High Concept» (рус. сильная концепция, большая концепция) используется как некая основа концепции фильма, позволяющая написать хороший сценарий и интересную историю.

Суть концепции в том, чтобы строить историю, отталкиваясь от вопроса «Что, если…» (англ. What If…). Что, если супергерои существуют в реальности? Что, если динозавры живы на каком-нибудь необитаемом острове? Что, если существует огромная акула, которая пожирает всех встречных? High Concept обычно подразумевает два варианта развития событий:

Особенность высокой концепции при разработке истории в том, что зрительский интерес моментально уходит на особый уровень: зрители охотно прощают ляпы и неточности, смакуют их с удовольствием. Создателям прощают не только повествовательные огрехи, но и технические недоработки — история слишком увлекает своей необычностью, поэтому зритель попросту не обращает внимания на недостатки. Они не портят общее впечатление от фильма, а иногда даже усиливают его.

«Челюсти» (1975) — яркий пример применения метода сильной концепции

В противовес High Concept существует метод Low Concept (рус. слабая концепция, малая концепция). Сюжеты здесь проще: история крутится вокруг обычных людей в обычных обстоятельствах. Никакой фантастики: обычный клерк знакомится с девушкой, она уезжает или заболевает (в зависимости от сценария). Рассказываемые сюжеты приближены к жизни, что делает их более требовательными со стороны зрителя — огрехи и техническое несовершенство при слабой концепции обычно не прощается создателям фильма.

Такое деление, как мне кажется, работает не только в кинематографе и на телевидении. High Concept и Low Concept применимы к музыке и музыкальному производству. В зависимости от необычности идеи, слушатели в большей или меньшей степени готовы прощать несовершенство и какие-либо недоработки исполнителя.

«Замёрзшая из Майами» (2008) с Рене Зеллвегер — пример применения метода Low Concept при написании сценария

Если посмотреть на популярных исполнителей через призму кинематографических методов, то окажется, что многие музыкальные проекты соответствуют High Concept:

Эти примеры достаточно крупные, работающие на неком мета-уровне. Однако для соответствия методу сильной концепции не обязательно изобретать новый жанр или переворачивать всё с ног на голову. High Concept в музыке работает более точечно:

В электронной музыке тоже найдутся примеры. Они более глобальные, но суть метода High Concept передают прекрасно:

Наличие сильной концепции значительно упрощает жизнь музыкантам — слушатели не замечают огрехов и недостатков исполнения, записи, сведения и прочих аспектов трека. Никто не обращает внимание на то, что первые альбомы Apocalyptica записаны не качественно, Pentatonix пользуются автотюном, а песня Kesha не предлагает ничего особенного кроме той самой партии игрушечного синтезатора. Людям попросту всё равно, ведь их цепляет изначально созданная сильная концепция. Примерно об этом же в интервью рассказывает Александр Пушной: слушателям наплевать на то, как записан трек, если его идея и исполнение цепляют с самого начала.

Точно так же, как и в кино, в музыке можно найти и примеры слабой концепции. Продюсеры и музыканты, в основе творчества которых заложен Low Concept, стараются соответствовать канонам выбранного жанра. Обычно Low Concept встречается в прог-роке, хип-хопе старой школы или хаусе, при этом для описания своего творчества музыканты любят использовать термины «аутентичный», «чётко выверенный» и другие.

С одной стороны, метод Low Concept выглядит заведомо проигрышным: десятки групп спотыкаются на обещаниях аутентичности. Слушатели выдвигают завышенные требования к творчеству таких исполнителей, сравнивая их работу с признанными эталонами жанра. На поверку 95% проектов даже близко не подходят к качеству лучших представителей выбранного жанра — слушатели готовятся к обману, моментально замечают подвох и, в итоге, игнорируют исполнителя. Ещё один коллектив, наобещавший золотые горы, но даже близко не подобравшийся к тому, на что равняется.

С другой стороны, Low Concept прекрасно работает, так как немало исполнителей идут этим путём и добиваются внушительных результатов. Своим успехам слабые концепции обязаны нескольким вещам. Во-первых, у каждого существующего жанра давно сформирована собственная аудитория — вы точно попадёте в неё, если заявите о себе как о традиционных продолжателях жанра.

Во-вторых, с Low Concept проще работать. Законы жанров хорошо известны и понятны, не нужно взрывать мозг формулой аранжировки: знай себе, да делай так, как делали до тебя и как принято в жанре. К тому же протоптанная дорожка упрощает путь на сцену и на полки магазинов — всего-то и надо, что найти подходящий по формату фестиваль или лейбл.

Нельзя сказать, что какой-то из путей проще или предпочтительнее. В обоих случаях присутствуют плюсы и минусы, которые уравновешивают друг друга:

High Concept

Требовательность слушателя ниже, люди готовы прощать огрехи и недостатки

Нужно хорошо постараться, чтобы придумать что-то реально интересное или необычное

Low Concept

Требовательность слушателя особенно высока, так как жанр уже давно известен

Можно идти уже проторенным путём, не заморачиваясь аранжировкой и оригинальностью

Каждый сам решает, что исполнять и что слушать. Здесь ситуация обстоит точно так же, как и в кино: одни смотрят блокбастеры и засыпают на артхаусе, другие — презрительно морщат лицо при виде очередного блокбастера и души не чают в творчестве Дэвида Линча и Ларса фон Триера. В музыке всё аналогично: кому-то интересно, какой хэт подмешивает в новый хип-хоп трек Murda Beatz, а кто-то любит традиционный хард-рок или метал. Оба варианта по-своему хороши, единственно правильного выбора нет и не может быть.

Каждый музыкант и каждый слушатель сам выбирает путь, которым идти. Мне, например, больше нравится идея сильной концепции: я написал хаус-трек «Sween The Pig» со звуками хрюшек и продюсирую кавер-группу из вокалистки, саксофониста и диджея. А вам что ближе?

Exit mobile version