Полиритмия, полиметрия, кросс-ритм: что это такое и какая между ними разница

Разбираемся в основах комплексных ритмов.

полиритмия и полиметрия

В основе музыки всегда лежит размер — система, показывающая количество сильных и слабей долей в такте. И хотя самыми популярными размерами считаются простые метры вроде 4/4 и 6/8, даже внутри них можно создавать комплексные ритмические рисунки, объединяющие элементы нескольких размеров и делающие музыку значительно интереснее. Из этого материала вы узнаете, что такое полиритмия, полиметрия и кросс-ритм, а также разберётесь в отличиях этих терминов.


Популярная музыка обычно полагается на простые музыкальные размеры — 2/2, 4/4, 3/4 и 6/8. Эти размеры строятся на общих ритмах из четвёртых, восьмых и шестнадцатых нот, которые довольно просты для исполнения. Подобная простая ритмика встречается в блюзе, роке, кантри, фолке, электронной и популярной музыке (даже несмотря на то, что некоторые размеры считаются мёртвыми для этих стилей).

Однако простыми ритмами дело не ограничивается, а в джазе, хип-хопе, метале и народной (особенно африканской и индийской) музыке всё обстоит куда интереснее. Композиции этих жанров используют более сложные и комплексные ритмы в рамках привычных музыкальных размеров, построенные на полиритмах, полиметрах и кросс-ритмах. Редакция SAMESOUND разбирается, что такое полиритмы и полиметры, чем они отличаются от кросс-ритмов и рассказывает, как распознать их и применить на практике.

Что такое полиритмия

Полиритмия — одновременное сочетание двух и более ритмических рисунков, не совпадающих по количеству временных долей в такте. Когда инструмент играет параллельно несколько отличающихся ритмических фигур, он создаёт полиритм, делающий музыку намного интереснее и придающий ей дополнительной выразительности.

Большинство полиритмов, использующихся в наше время, основаны на сложной ритмике африканской музыки. Подобная музыка обычно исполняется группой барабанщиков на традиционных ударных инструментах: один музыкант отыгрывает один ритм, второй — дополняет его ритм своим, третий — дополняет оба ритма.

Несмотря на то, что полиритмы и полиметры использовались в классической музыке с XVII-XVIII веков, а национальная музыка применяла их с начала времён, популярная музыка обратилась к сложным ритмическим рисункам значительно позднее. Одними из первых полиритмы взяли на вооружение джазовые музыканты. Позднее эстафету приняли металисты, со временем сформировавшие новые направления музыки, в основе которых лежит использование полиритмов.

Гемиола

Самым популярным полиритмическим мотивом в современной музыке считается гемиола, также берущая корни из африканской музыки. Гемиола представляет собой наложение простого двухдольного ритма на триольный ритм.

Повторить такой ритм просто: в размере 6/8 создайте ритмический рисунок из триолей, а затем дополните его двумя половинчатыми нотами. К примеру, если использовать ударную установку, то рабочий барабан будет отыгрывать три равных удара на такт, а бас-бочка — два.

  1. Гемиола 0:15

Как устроена полиритмия

Чтобы понять, как устроена полиритмия, обратимся к формуле X:Y, где:

В упоминаемой выше гемиоле используется полиритм с формулой 3:2: на каждые два базовых импульса (удары бочки) приходятся три контрритма (удары рабочего барабана). Таким образом, гемиола совмещает ритмическое исполнение дуолей с независимым исполнением триолей.

Полиритм 3:2 на примере партии ударных

Из-за того, что длительности нот в ритмических фигурах идентичны, первые звуки импульса и контрритма совпадают, после чего ритмы расходятся. Вторая нота импульса в схеме 3:2 звучит между вторым и третьим контрритмом. Для создания полиритма нужно поместить между вторым и третьим звуком первой партии (контрритма) второй звук второй партии (импульса).

  1. Полиритм на примере партии ударных 0:12

Такая схема работает только при игре восьмыми нотами. Если заменить восьмые на четверти, контрритм перестанет быть собой, а партия лишится полиритмической структуры.

Кросс-ритм как частный случай полиритма

Кросс-ритм представляет собой особую форму полиритмии, относящуюся к системным полиритмам.

Термин «кросс-ритм» придумал Артур Моррис Джонс в 1934 году. Джонс использовал его для обозначения ситуаций, когда ритмический конфликт полиритмов становится основой музыкального произведения.

В Гарвардском музыкальном словаре кросс-ритм определяется как «ритм, в котором правильная картина акцентов преобладающего метра [размера] противоречит и без того противоречивой ритмической схеме». В свою очередь словарь Musipedia описывает кросс-ритм как эффект, при котором акценты в музыкальных партиях отличаются от стандартных акцентов, принятых в музыкальном размере.

К примеру, если сместить акценты одной из партий (или её части) в размере 4/4 со стандартной схемы 2:2:2:2 с выделением каждого второго звука на 3:3:2 с выделением третьего и второго звуков, то образовавшееся сочетание акцентов создаст кросс-ритм.

Ритм клаве как пример кросс-ритма

Ранние исследования кросс-ритма говорили о нём, как о частном случае полиметра — считалось, что кросс-ритм возникает при соединении партий в разных размерах с несовпадающими акцентами. Теоретически, такие партии никогда не будут звучать слаженно из-за разности размеров и акцентов на сильную долю в них.

Тем не менее на практике ситуация обстоит совершенно иначе: разноразмерные партии сливаются в единую, слаженную и необычную картину. Во многом связь кросс-ритма с полиметрией была обусловлена тем, что исследователи воспринимали африканскую музыку как полиметричную, в которой партии всех инструментов композиции исполняются в разных размерах.

В качестве примера зачастую рассматривалась музыка йоруба, исполняемая на барабанах дундун. В йоруба два барабанщика играют стандартный ритм клаве с пятью акцентами в полиметрическом комбинированном размере 7/8+5/8. Партия первого барабанщика объединяет три импульса, партия второго — четыре импульса, благодаря чему акценты смещаются и образуют кросс-ритм.

С течением времени восприятие африканской музыки изменилось — исследователи стали рассматривать её как полиритмичную, в которой все партии исполняются в одном размере, но с акцентированием на разных долях. Таким образом игра с акцентами создаёт ощущение разноразмерности композиции: слушателю кажется, что все инструменты играют в разных размерах, хотя на самом деле никто не покидает первоначального метра.

В итоге кросс-ритм стали рассматривать как частный случай полиритма. В музыкальной популярной литературе и обсуждениях на форумах кросс-ритм и полиритм и вовсе становятся синонимами.

Пример кросс-ритма: разные партии сыграны в разном ритме, но в одном размере

Техника кросс-ритма работает с партиями любых инструментов, достаточно противопоставить один размер в одной партии другому размеру в другой. Однако применяется он не так часто — самыми заметными поклонниками кросс-ритма оказались прогрессив-металлисты, среди которых активнее всего он применяется в творчестве Dream Theater, TOOL и Polyphia.

Пользоваться кросс-ритмом достаточно сложно: бездумное заигрывание с ожиданиями слушателя и его восприятием может разрушить целостность композиции.

Если же говорить о конкретных примерах, то среди интересных вариантов можно выделить композицию Этьена Жоме «Repeat Again After Me». Трек написан в размере 3/4, при этом на отметке около 3:40 появляется партия клаве в размере 3/8.

Другой яркий пример — трек Âme «Rej», взрывавший танцполы в конце 2000-х годов. Помимо того, что композиция считается гимном эпохи Minimal Techno, её также отличает наличие кросс-ритмов. Определить размер мелодии довольно сложно, хотя трек написан в размере 4/4.

Что такое полиметрия

Полиметрия — одновременное сочетание двух и более размеров (метров). Принцип работы полиметрии совпадает с полиритмом — здесь также применяется формула X:Y, в которой:

Простейший пример полиметрии — формула 4:3, в которой одна партия исполняется в размере 4/4, а другая — 3/4. По такому принципу написана композиция Led Zeppelin «Kashmir»: синтезатор и электрогитара играют на три четверти, вокал и ударные — на четыре четверти.

Несмотря на различие размеров тактов у разных инструментов и смещение сильных долей относительно друг друга, общий ритм композиции остаётся единым.

Полиметрия — более сложный приём не только для исполнителя, но и для композитора, так как при написании партий нужно сохранять чёткую организацию внутри каждого используемого размера. С точки зрения композиции, при работе с полиметрией нужно внимательно следить за акцентированием сильных долей в разных партиях, и только потом смотреть на сочетание размеров между собой.

Как устроена полиметрия

Все полиметры формируются по одному принципу: одна партия играется в одном размере, вторая — в другом. Экспериментировать с разными размерами довольно просто, если запомнить, где и когда ставить акценты на сильную долю, а также не путаться в ритмике исполнения.

Базовый рифф 4/4 в размере 4/4

Простой гитарный рифф, сыгранный в размере 4/4. Используются восьмые длительности нот.

  1. Базовый рифф 4/4 в размере 4/4 0:25

Базовый рифф 3/4 в размере 3/4

Простой гитарный рифф, сыгранный в размере 3/4. Используются восьмые длительности нот.

  1. Базовый рифф 3/4 в размере 3/4 0:20

Базовый рифф 4/4 в размере 3/4

Теперь сыграем рифф на 4/4 в размере 3/4. Обратите внимание, что количество нот остаётся прежним, но смещаются акценты.

Из-за того, что в размере 4/4 в рамках такта у нас умещается восемь восьмых нот, часть нот переезжает в следующий такт.

  1. Базовый рифф 4/4 в размере 3/4 0:20

Базовый рифф 3/4 в размере 4/4

Теперь сыграем рифф на 3/4 в размере 4/4. Обратите внимание, что количество нот остаётся прежним, но смещаются акценты.

Из-за того, что в размере 3/4 в рамках такта у нас умещается шесть восьмых нот, здесь часть нот переезжает в предыдущий такт.

  1. Базовый рифф 3/4 в размере 4/4 0:21

Полиритмия и полиметрия: так в чём же разница?

Вопрос о том, чем отличается полиритмия от полиметрии встречается довольно часто. В английской литературе оба термина зачастую объединяют понятием «Полиритмия» как наложение ритмов (собственно, полиритмию), так и объединение размеров (полиметрию).

Так, например, в Музыкальном словаре Гроува полиритм определяется как наложение различных ритмов и метров. В то же время в европейской и отечественной музыкальной теории термины принято использовать отдельно друг от друга. Тем не менее Европа, Россия и страны СНГ зачастую воспринимают полиметрию как частный случай полиритмии с той оговоркой, что чёткого разделения двух терминов не существует.

Так или иначе, но разграничивать полиритмию и полиметрию нужно — базовый принцип у терминов всё-таки разный. Повторим:

  1. Полиритмия — соединение двух и более совершенно разных ритмических рисунков в единое целое.
  2. Полиметрия — соединение двух и более разных музыкальных размеров в единое целое.

Что же касается кросс-ритма, то термин можно воспринимать как синоним полиритма. Вряд ли кто-то станет с моноклем и пеной у рта доказывать, что вы не правы, когда говорите об использовании полиритмов в своей музыке, хотя на деле у вас используется кросс-ритм.

Exit mobile version