in

Лучшие VST-эквалайзеры: 11 плагинов для качественной обработки ваших треков

Эмуляции классических устройств и современные разработки.

Эквалайзер — основной и важнейший инструмент в арсенале звукорежиссера. Выбрать подходящий эквалайзер — непростая задача: плагинов сотни и все они разные, отличающиеся не только внешностью, но и принципами обработки. Из этой статьи вы узнаете про распространённые стили эквализации, а также посмотрите на лучшие VST-эквалайзеры.


Впервые эквалайзеры появились в 1930-х годах в США вместе с развитием звукового кино. До конца ХХ века все эквалайзеры были аналоговыми, при этом дизайн и схемы ряда ранних эквалайзеров до сих пор используются в музыкальной индустрии. В 1980-х годах в индустрии появляются первые цифровые эквалайзеры, отличающиеся практически хирургической точностью и нейтральностью обработки.

Виды VST-эквалайзеров

В наши дни деление эквалайзеров на типы осталось тем же, хотя аналоговые устройства можно разделить на несколько подтипов:

  • аналоговые;
    • эмуляции Pultec;
    • эмуляции SSL;
    • эмуляции API;
    • эмуляции Neve;
  • цифровые.

Аналоговые эквалайзеры

Звукорежиссёры выбирают аналоговые устройства из-за их музыкальности. Киллер-фича аналоговых эквалайзеров в том, что при обработке сигнал приобретает новые качества — становится теплее, богаче и насыщеннее. Такое положение вещей результат уникальных схем прохождения и изменения сигнала, используемых в оригинальных устройствах и повторяемых виртуальными версиями.

Со временем аналоговые устройства разделились: в индустрии появились несколько столпов эквализации, отличающихся стилем обработки сигнала, областью применения и получающимся результатом. Современные VST-эквалайзеры, эмулирующие классическое оборудование, условно можно разделить на подгруппы в зависимости от того, на каком реальном инструменте они основаны.

Когда вы ищете лучшие VST-эквалайзеры, помните: не существует простых, сложных, быстрых или медленных способов найти подходящий плагин. Пробуйте разные устройства и делайте выбор на основе того, какой характер обработки вам нужен.

Эмуляции Pultec (Pultec-style EQ)

Эквалайзер Pultec EQP-1A
Эквалайзер Pultec EQP-1A

Эквалайзер Pultec EQP-1A считается одним из самых популярных эквалайзеров в истории. Pultec существует в музыкальной индустрии с первых дней появления эквалайзеров, поэтому его схема управления выглядит несколько запутанно в сравнении с более современными решениями. Устройство до сих пор активно используется на студиях звукозаписи, при этом стоимость эквалайзера на вторичном рынке достигает $10 000. К счастью для домашних продюсеров, EQP-1A популярен у разработчиков музыкального софта — современные эмуляции Pultec звучат очень близко к оригиналу, а в прямых руках обрабатывают сигнал ничуть не хуже настоящего юнита.

Главная особенность устройства — умение одновременно параллельно усиливать и ослаблять одну и ту же частоту. Работа эквалайзера характеризуется аккуратностью изменений верха, расширением низа и внесением правок без убийства индивидуальных особенностей инструмента.

Фильтры EQP-1A волшебным образом накачивают низ, что идеально подходит для обработки фундаментальных частот басовых и суб-басовых инструментов. К тому же звукорежиссерам доступны последовательное усиление и ослабление высоких частот в диапазоне от 5 до 10 кГц, что часто приводит к интересным результатам.

Эмуляции эквалайзера консоли SSL (SSL Channel EQ)

SSL Console EQ
Модули эквалайзера SSL

Консоли Solid State Logic внесли огромный вклад в современное представление об эквализации сигнала. Именно они популяризовали такие вещи как High Pass и Low Pass фильтры, а также свободную кривую эквализации Q. Благодаря SSL представить сегодня эквалайзер без таких функций невозможно.

Консоли SSL знамениты своими невероятно мощными и чувствительными фильтрами, большим диапазоном частот, а также экстремально узкими кривыми эквализации. Эквалайзеры SSL работают точно и вместе с тем агрессивно, и чаще всего используются для хирургической обработки сигналов и мощных тембральных изменений.

Эмуляции API (API-style EQ)

API EQ Module
Модули эквалайзера API

Опытные звукорежиссеры говорят об эквалайзерах API как об устройствах, обеспечивающих тот самый американский сочный звук в противовес британской мутности эквалайзеров Neve. Так или иначе, API и Neve — две стороны одной медали классического тёплого аналогового звука. API интуитивно понятны, просты в использовании и позволяют не переживать о параметре Q. При умеренной обработке они обеспечивают достаточно нейтральное изменение сигнала, при экстремальной — интересно окрашивают звук.

API пригодится поклонникам американской музыки 1960-1970 годов — времен активного использования этих устройств. Эквалайзеры производились в двух модификациях: трехдиапазонной API 550a и четырехдиапазонной API 550b. У частот отсутствует управление формой кривой эквализации Q — по мере роста активности усиления или ослабления частот кривая прогрессивно становится уже.

Эмуляции эквалайзера консолей Neve (Neve-style EQ)

Эквалайзер Neve 1084 EQ
Эквалайзер Neve 1084

Консоли Neve считаются самым известным винтажным звукозаписывающим оборудованием. Устройства активно использовались с начала 1960-х и до середины 1980-х годов, и славились своим тёплым, особо музыкальным звучанием. Зачастую при разговоре о консолях Neve Electronics обсуждают их предусилители, забывая, что важной составляющей легендарного звука этих устройств был эквалайзер.

Эквалайзер Neve прекрасно подходит для широких и мягких вырезов и подъёмов, и придаёт сигналу дополнительный характер. Несмотря на существование нескольких эквалайзеров Neve от разных ревизий консоли, все они предлагают схожую архитектуру: High-Pass фильтр для низких частот, две или три параметрические полосы обработки середины и одну, зафиксированную на отметке 12 кГц, полосу высоких частот. Последняя знаменита тем, что добавляет интересный эффект воздушности и лёгкости вокалу, секции оверхедов и дорожкам барабанной комнаты.

Цифровые VST-эквалайзеры

Музыканты обожают аналог. Тем не менее цифровые эквалайзеры применяются при производстве музыки так же часто, как классические устройства. Благодаря тому, что такие инструменты поставляются в составе любой DAW, цифровые эквалайзеры быстро распространились в музыкальной индустрии.

Зачастую к цифровым эквалайзерам обращаются в тех случаях, когда обработать сигнал нужно максимально нейтрально. Лежащая в основе цифры математическая точность исключает любые украшения и окраски сигнала при обработке. По этой причине цифровые девайсы чаще всего используют для устранения проблем и недостатков звука. В умелых руках и при правильной обработке такие устройства становятся мощным и гибким инструментом, способным не только сохранить все особенности звука в неизменном виде, но также подчеркнуть сильные и скрыть слабые стороны сигнала.

Лучшие VST-эквалайзеры

Сегодня количество виртуальных эквалайзеров превышает все мыслимые и немыслимые масштабы — новые разработки выходят практически ежедневно. Плагины отличаются типом эквализации, а также дополнительными функциями и характером обработки. Мы постарались выбрать лучшие VST-эквалайзеры из всего многообразия обработки, но этот список не исчерпывающий.

Помните: у каждого музыканта, звукорежиссёра и продюсера существует собственный лучший инструмент для эквализации. Если вам удобно работать с каким-либо конкретным эквалайзером, который не вошел в наш список, нравятся его функции и характер обработки, то не спешите менять плагин. Главное, чтобы вам было удобно и комфортно работать.

DMG Audio EQuilibrium

лучшие vst-эквалайзеры, DMG Audio EQuilibrium
DMG Audio EQuilibrium

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: £174.99
Ссылка на сайт: https://www.dmgaudio.com

EQuilibrium построен на трёх принципах: гибкость, универсальность, качество. Эквалайзер одинаково хорошо подходит как для сведения, так и мастеринга музыки — плагин работает так, как вы того хотите. На одной дорожке EQuilibrium может служить стерильным и нейтральным эквалайзером, не вносящем никаких изменений в саму суть сигнала, на другой — выступать инструментом украшения и сочной окраски звука.

EQuilibrium предлагает множество параметров, полностью настраиваемый пользовательский интерфейс, несколько режимов метеринга. Виртуальный инструмент работает с фазой, содержит десятки типов фильтров и очень подробно и понятно визуализирует спектр. Цифровой эффект оснащается дополнительным режимом цифровой обработки, благодаря которому изменение спектра и частотных характеристик происходит сверхаккуратно — такое поведение точно пригодится во время мастеринга.

Как и другие плагины Дэйва Гембла и его студии DMG Audio, EQuilibrium содержит десятки самых разнообразных возможностей. Гембл часто обновляет свои разработки, добавляя в них новые функции. На первый взгляд все нововведения необязательны, но стоит один раз попробовать новую функцию, и вот уже непонятно, как же мы жили без той или иной фишки раньше. Поддержка плагина и сервис — приятная вишенка на торте. Разработчики оперативно исправляют ошибки, отвечают на обращения пользователей и внедряют новые функции — такое отношение к покупателям с лихвой покрывает любые затраты на покупку.

Tokyo Dawn Labs VOS SlickEQ

лучшие vst-эквалайзеры, Tokyo Dawn Labs VOS SlickEQ
Tokyo Dawn Labs VOS SlickEQ

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: 30 €
Ссылка на сайт: https://www.tokyodawn.net

SlickEQ — простой, эффективный и, что немаловажно, бесплатный цифровой эквалайзер. Международная команда разработчиков, состоящая из Владислава Гончарова, Герберта Голдберга и Фабиена Шивра, создала один лучших и самых аккуратных VST-эквалайзеров на рынке. В портфолио Tokyo Down Labs всего пара плагинов, но создатели всегда ставят качество выше количества.

Каждый элемент SlickEQ работает так, чтобы сигнал после правок сохранял все свои тембральные особенности. Создатели говорят, что в основе плагина лежит специальная схема 64-битной многократной обработки, которая «исключает искривление частотного спектра, усиление искажений и наслоение частот друг на друга».

Пользователи могут выбрать один из нескольких режимов работы, отличающихся резкостью вносимых в спектр изменений. Несмотря на отличия в формах выреза и подъёма, SlickEQ всегда аккуратен: частоты усиливаются и ослабляются мягко и плавно, а сигнал приобретает нужный оттенок самым безопасным путём. Эквалайзер особенно хорош при обработке высоких частот — звук получает приятную сочность, но не становится излишне резким и шипящим.

Если вы ищете лучшие VST-эквалайзеры и хотите найти дружелюбный и эффективный плагин, обязательно обратите внимание на SlickEQ. Настоящая рабочая лошадка, чьи возможности богаче, чем кажется на первый взгляд. Помимо бесплатной версии, SlickEQ также поставляется в платных вариантах Gentlemen’s Edition и Mastering Edition. Основные отличия старших версии — наличие Low-Pass фильтра, дисплея для отображения спектра и других полезных опций.

FabFilter Pro-Q 3

лучшие vst-эквалайзеры, FabFilter Pro-Q 3
FabFilter Pro-Q 3

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: 149 €
Ссылка на сайт: https://www.fabfilter.com

FabFilter Pro-Q заслуженно входит во все материалы про лучшие VST-эквалайзеры. Благодаря своим богатым возможностям, простоте использования и качеству обработки, сравнимому с лучшими студийными аппаратами, цифровой Pro-Q снискал любовь музыкантов по всему миру. Популярный эквалайзер уже дорос до третьей версии, став ещё лучше прежнего.

Первое, что бросается в глаза — простота интерфейса и использования. Создатели намеренно скрыли из рабочей области всё лишнее, чтобы сфокусировать внимание пользователей на самой эквализации, а не бесконечном переборе режимов и функций. Второе, что отмечает уже слух, а не взгляд, — Pro-Q обрабатывает сигнал так же великолепно, как и выглядит. При этом использовать плагин можно для любых целей: хирургически точных вырезов и корректирующей эквализации, мощного буста, добавления воздуха, фильтрации. Pro-Q подходит для всех инструментов и совершенно не портит сигнал.

Тем не менее простота не означает, что в плагине нет места дополнительным функциям. FabFilter Pro-Q умеет переводить сигнал при эквализации в моно, работать с фазой, изолировать любую полосу обработки или даже отдельную частоту, динамически изменять сигнал, работать с многоканальным аудио и делать много чего ещё. В общем, своё место среди лучших эквалайзеров он занимает не зря. Минусом можно назвать только его цифровую натуру — нейтральность и точность здесь на первом месте.

Universal Audio Pultec EQP-1A

лучшие vst-эквалайзеры, Universal Audio UAD Pultec EQP-1A
Universal Audio UAD Pultec EQP-1A

Формат: VST, AU, AAX, UAD
Стоимость: $299
Ссылка на сайт: https://www.uaudio.com

Классический эквалайзер Pultec EQ хорошо известен в музыкальных кругах — аналоговое устройство используется десятки лет в студиях и эмулировалось сотни раз разработчиками разной степени известности. Тем не менее самого большого успеха в создании виртуальной версии эквалайзера добились Universal Audio с плагином EQP-1A Program Equalizer.

Создатели не только перенесли все схемы оригинального эквалайзера, но и повторили главную фишку Pultec EQ — возможность одновременного усиления и ослабления одной и той же частоты. Сама по себе функция не уникальная — обычные цифровые эквалайзеры тоже могут усилить и ослабить одну и ту же точку спектра. Основное отличие в том, что EQP-1A обрабатывает все точки спектра параллельно, а не последовательно, благодаря чему низ звучит глубже, а нижняя середина слегка оттеняется (пригодится при сведении ударных).

EQP-1A входит в набор UAD Pultec Passive EQ Collection вместе с эквалайзером MEQ-5 Mid-Range Equalizer и фильтром HLF-3C Pultec Filter. Первый прекрасно работает со средними частотами, при этом для обработки нижней и нижней середины предлагает только буст, а обычной середины — только вырез. Второй совмещает High-Pass и Low-Pass фильтрацию с приятным винтажным окрашиванием сигнала.

Sonnox Oxford EQ

лучшие vst-эквалайзеры, Sonnox Oxford EQ
Sonnox Oxford EQ

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $130
Ссылка на сайт: https://www.sonnox.com

Рассказывая про лучшие VST-эквалайзеры нельзя не упомянуть вечную классику — Sonnox Oxford EQ. Плагин стойко выдержал проверку временем и ни капли не устарел, несмотря на развитие технологий и изменившиеся требования музыкантов к плагинам. Что ж, спасибо большой базе пользователей, которая растёт с каждым годом.

Oxford EQ создан на основе консольного эквалайзера Sony OXF-R3. Плагин особенно популярен среди профессиональных звукорежиссеров, которые до выхода Oxford EQ не верили, что одно решение «из коробки» способно обеспечить все нужды эквализации. Инструмент предлагает High-Pass и Low-Pass фильтры и пять параметрических колокольных фильтров, два из которых можно переключить в полочный shelf-режим. Из интересных особенностей: меню «Type», меняющее влияние формы кривой эквализации (Q) и параметров гейна друг на друга.

Slate Digital FG-N

лучшие vst-эквалайзеры, Slate Digital FG-N
Slate Digital FG-N

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $14.99/мес, $149/год
Ссылка на сайт: https://www.slatedigital.com

Дуэт Стивена Слэйта и Фабриса Габриэля однажды пожелал точно воспроизвести все легендарные аналоговые эффекты в виртуальной среде. Так появился комплект плагинов Virtual Mix Rack, в который вошли компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы и другие широко известные студийные устройства из доцифровой эпохи. Одной из самых удачных эмуляцией в составе набора стала копия эквалайзера консоли Neve — Slate Digital FG-N.

Устройство моделирует классический эквалайзер Neve 1073 EQ с максимальной точностью. Всё вышесказанное об эквалайзерах Neve на месте: широкие и плавные подъёмы, фиксированный верх, придание воздушности и дополнительного характера звуку. Отдельно стоит отметить эмуляцию линейной сатурации, которая работает очень близко к реальному эквалайзеру Neve. Если вы души не чаяте в британском звуке и хотите звучать аналогично, то в наше время такую возможность вам даст только FG-N — точнее копии найти сложно.

Eiosis AirEQ

лучшие vst-эквалайзеры, Eiosis AirEQ
Eiosis AirEQ

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $149
Ссылка на сайт: https://www.eiosis.com

AirEQ создан Фабрисом Габриэлем, разработавшим большинство алгоритмов обработки для Slate Digital. Вместе с AirEQ Фабрис постарался создать универсальный VST-эквалайзер для любых студийных задач. Плагин подходит для сведения и мастеринга и бережно относится к ресурсам процессора компьютера.

AirEQ качественно обрабатывает сигнал, не внося дополнительных искажений и не портя тембральную суть звука. Плагин предлагает десятки разнообразных возможностей по обработке звука, а также вводит два новых режима работы кривой — Fire и Water. В первом эквалайзер заостряет пики при усилении частот, во втором — сглаживает их. Такое поведение добавляет или убирает акцентирование на обрабатываемых частотах, но при этом не влияет на сам параметр Q.

Waves Audio SSL G 4000

лучшие vst эквалайзеры, Waves Audio SSL G 4000
Waves Audio SSL G 4000

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $199
Ссылка на сайт: https://www.waves.com

Если бы вместо рассказа про лучшие VST-эквалайзеры нам нужно было назвать один плагин, который присутствует практически у каждого звукорежиссера, то мы бы выбрали Waves Audio SSL 4000 G-Series EQ. Реальный эквалайзер до сих пор активно используется топовыми звукорежиссерами (Крис Лорд-Элджи и Боб Клирмонт не дадут соврать), без экземпляра SSL EQ не сводится ни один суперхит. Спасибо характеристикам, особенностям обработки звука и великолепным выходным результатам.

Цифровая копия делает всё то же самое, но значительно дешевле. Waves воплотили схему обработки сигнала с максимальной точностью, благодаря чему эффект от использования Waves Audio SSL 4000 G-Series EQ практически аналогичен работе реального эквалайзера. Плагин мастерски обрабатывает верхнюю середину, моментально пробивая сигнал через микс, что делает его отличным выбором для сведения вокала. Самое интересное в том, что SSL EQ безопасен: можно сильно выкручивать ручки и так и не дождаться момента, когда сигнал станет перекаченным или, наоборот, слишком слабым. Эквалайзер также мягко сатурирует сигнал, что придаёт миксам классический мягкий звук и устраняет излишнюю цифровую стерильность.

Massenburg DesignWorks MDW EQ

лучшие vst-эквалайзеры, Massenburg DesignWorks MDW EQ
Massenburg DesignWorks MDW EQ

Формат: VST, AU, AAX, UAD
Стоимость: $299
Ссылка на сайт: https://www.uaudio.com

MDW EQ — ещё один долгожитель и столп эпохи компьютеризации музыкальной индустрии, а также подтверждение тому, что некоторые вещи благодаря своему качеству существуют вне времени. Эквалайзер создан студией Джорджа Массенбурга — человека, который приложил руку к созданию параметрического эквалайзера в 1969 году. Неизвестно было бы сведение музыки и формирование звука таким гибким, каким мы его знаем, если бы не работа Массенбурга, навсегда изменившего эквализацию.

В 2000-х годах, когда VST только набирал популярность, Массенбург и его студия Massenburg DesignWorks выпустили VST-эквалайзер MDW Parametric Equalizer. Несмотря на почтенный возраст, плагин до сих пор популярен в среде музыкантов и звукорежиссеров. Эквалайзер славится мягкой и аккуратной обработкой, добавляющей объёма и чистоты без лишней колоризации сигнала. Приятный бонус: MDW EQ работает со всеми актуальными DAW и поддерживает USD-интерфейсы, так что его смело можно использовать в любой студии.

iZotope Dynamic Equalizer

лучшие vst-эквалайзеры, iZotope Dynamic Equalizer
iZotope Dynamic Equalizer

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $249
Ссылка на сайт: https://www.izotope.com

Динамический эквалайзер из состава iZotope Ozone представляет собой шестиполосное устройство с простым и понятным интерфейсом. Плагин учитывает динамику сигнала и корректирует настройки так, чтобы сильные стороны звука всегда были заметны, а слабые — скрыты.

iZotope Dynamic Equalizer работает в аналаговом и цифровом режимах, отличающихся характером обработки сигнала. Аналог предлагает более плавные и мягкие формы кривой, цифровой — более резкие и точные. Для каждой из шести полос доступны шесть типов фильтрации, определяющих то, как изменится поступающий звуковой сигнал на той или иной полосе. Эквалайзер умеет обрабатывать сигнал в стереорежиме, изменять контент в левом и правом канале по отдельности и работать с Mid/Side-информацией. Помимо этого стоит отметить встроенный анализатор: при наличии плагина на нескольких дорожках эквалайзер показывает появление эффекта маскировки частот.

Минусом Dynamic Equalizer можно назвать его распространение: плагин не продаётся отдельно от пакетов Ozone или Neutron. Для тех, кто ищет только качественный эквалайзер, покупка всего набора Ozone может быть бессмысленна: согласитесь, отдавать $250-500 долларов ради одного инструмента и кучи плагинов, которые вам не нужны, — удовольствие сомнительное. Хотя, с другой стороны, другие лучшие VST-эквалайзеры стоят не меньше, а тут за ту же цену покупатели получают сразу несколько полезных инструментов обработки.

Plugin Alliance Brainworx Maag EQ4

лучшие vst-эквалайзеры, Plugin Alliance Brainworx Maag EQ4
Plugin Alliance Brainworx Maag EQ4

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $229
Ссылка на сайт: https://www.plugin-alliance.com

VST-эквалайзер Maag EQ4 от Plugin Alliance проявляет себя во всей красе в те моменты, когда сигналу нужно придать блеска, яркости и воздушности. Известный своим ультрагладким полочным фильтром, добирающимся до невероятных и травмоопасных для животных 40 кГц, EQ4 способен вдохнуть жизнь и красоту в любой звук. Эквалайзер универсален и подходит для любой музыки и любых сигналов, хотя в музыкальной индустрии устройство чаще всего применяют при обработке вокала.

Как и реальный EQ4, плагин не относится к тем хирургическим эквалайзерам, готовым устранить любые, даже самые мизерные и едва заметные недостатки спектра. Напротив, инструмент фокусирует внимание музыканта на общей картине звучания: пользователям предлагается улучшить звук в целом, а не вносить точечные правки. Именно в этом и кроется основная идея, заложенная Клиффом Маагом в оригинальный эквалайзер, — зачастую комплексная общая обработка приводит к более интересным и неожиданным результатам, чем многочисленные правки в разных местах спектра.

Музыкантам доступны пять фиксированных полос обработки и дополнительная полоса «Air Band». Каждая из полос заранее определена создателями плагина — разработчики выбрали самые необходимые для сведения отрезки спектра, подходящие для любых сигналов и любых стилей музыки. По словам разработчиков, полосы обработки довольно широкие, постоянно взаимодействующие друг с другом, благодаря чему Maag EQ4 работает как инструмент глобального формирования звука. Такая определённость вроде бынапрочь убивает гибкость (не получится обработать что угодно и как угодно), но вместе с тем заранее заданные диапазоны спасают от бесконечного и безрезультатного вращения ручек и перебора частот — вы всегда меняете именно то, что нужно.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
2 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии