Форматы плагинов для обработки звука: гид для начинающего музыканта

Рассказываем, чем отличаются разные форматы плагинов и какие программы совместимы с VST, AU, AAX и другими видами плагинов.

Форматы плагинов для обработки звука

Появление формата VST в 1999 году навсегда изменило музыкальный мир — технология подарила возможность перенести реальные инструменты и эффекты в виртуальную среду, и превратила компьютер в мощную студию звукозаписи. В последующие годы на рынке появились и другие форматы плагинов для обработки звука — AU, RTAS, ReFill и другие, что несколько усложнило вход в мир музыки для начинающих музыкантов. Из этого материала вы узнаете, какие форматы плагинов существуют, чем они отличаются и какими программами поддерживаются.


Современную индустрию сложно представить без плагинов — специальных программ, подключающихся к DAW, и имитирующих работу реальных аналоговых эффектов и музыкальных инструментов. Плагины сделали вход в индустрию проще: для сбора производительной студии больше не надо тратиться на винтажное железо, ведь любые обработки стали доступны прямо на компьютере.

За прошедшие годы с момента появления формата VST, индустрия получила ещё несколько форматов плагинов, выполняющих ту же задачу — имитацию реальных инструментов и оборудования в компьютерной среде. Но есть ли реальные отличия между форматами?

Война плагинов, которой не было

В 1996 году компания Steinberg, известная, в первую очередь, по разработке DAW Cubase, представила формат VST — Virtual Sound Technology. Анонс навсегда изменил музыкальную индустрию и принципы создания музыки с помощью компьютера. Двери в мир творчества открылись всем и каждому: технология перенесла студийные аналоговые эффекты в цифровую среду, благодаря чему любой человек мог создать дома студию с копиями реальных устройств.

Постепенно компьютер стал играть более заметную роль в процессе создания музыки. Фактически, машина смогла заменить огромный парк профессионального оборудования.

В 1999 году Steinberg представила вторую версию формата — VST2, а звуковая революция пошла на новый виток. Новая версия позволила копировать не только эффекты и обработки, но и музыкальные инструменты. Стараниями сторонних разработчиков домашние музыканты получили в своё распоряжение виртуальные версии реальных гитар, ударных установок, синтезаторов и других инструментов. Теперь компьютер мог заменить не только «железки», но и реальных музыкантов.

Популярность VST не могла пройти незаметно для конкурентов, создавших собственные форматы плагинов. Оценив перспективы технологии, Apple адаптировала VST под среду macOS, тем самым создав новый формат — AU. В дело также включилась Avid, тогда называвшаяся Digidesign, создав собственный формат RTAS, совместимый с DAW Pro Tools. Не отставала и Microsoft, придумавшая DX — формат плагинов на основе популярной технологии DirectX.

Плагины позволяют имитировать реальное оборудование в виртуальной среде

В музыкальных кругах принято разделять форматы между собой во избежание путаницы. Тем не менее сегодня термин «VST-плагин» стал нарицательным — в разговорной речи им обозначают любые виртуальные инструменты и эффекты, вне зависимости от их реального формата. Беда в том, что обобщение вызывает множество вопросов у начинающих: до конца не понятно, какие форматы плагинов для обработки звука поддерживают разные DAW, в чём между ними разница, и каким вариантам нужно отдавать предпочтение.

Однако не всё так страшно: для начинающих музыкантов и продюсеров SAMESOUND подготовила короткий гид по форматам плагинов и их совместимости с современными DAW. Этот материал ответит на все вопросы, которые волнуют новичков в отношении плагинов.

Основные форматы плагинов для обработки звука

Популярность VST привела к появлению нескольких новых форматов плагинов. Тем не менее конкуренции не получилось — VST так и остался самым популярным форматом.

С точки зрения конечного пользователя, форматы не отличаются друг от друга. Если не считать внутренних особенностей и разных названий, все форматы представляют собой реализацию VST для конкретной программы.

Сегодня в музыкальной индустрии существует три основных формата:

  1. VST
  2. AU
  3. AAX

Ряд продуктов поставляется в устаревших или узкоспециализированных форматах RTAS, DXi и ReFill. Отдельного упоминания также заслуживают форматы CLAP, обещающий снять ограничения VST, и NKI, представляющий виртуальные инструменты из множества аудиофайлов и упакованные в патч для сэмплера Native Instruments Kontakt.

VST

Логотип VST3

VST (сокр. англ. Virtual Studio Technology — технология виртуальной студии) — самый популярный формат плагинов, работающий в Windows, macOS и Linux. Изначально формат создавался для переноса аналоговых аудиоэффектов (компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов) в цифровую среду, однако сегодня под термином «VST-плагин» подразумеваются любые виртуальные инструменты и эффекты.

VST разрабатывался совместными силами Steinberg и Propellerhead (ныне — Reason Studios), но спустя некоторое время Propellerhead покинула проект, чтобы сосредоточиться на собственном формате Reason ReFill.

VST-плагины напрямую зависят от ресурсов компьютера — это нативные приложение, которые подключаются к музыкальным программам. Плагины работают в режиме реального времени и обрабатывают звук за счёт ресурсов компьютера (в основном, процессора).

В 1999 году Steinberg представила обновлённый формат VST2, который ввел понятие VSTi (сокр. англ. Virtual Studio Technology instrument — инструмент технологии виртуальной студии). В отличие от VST, VSTi-плагины представляют собой независимое приложение, способное генерировать звуковой сигнал.

VSTi переносит реальные инструменты в цифровое окружение. Все библиотеки (например, виртуальные барабаны), программные синтезаторы и сэмплеры работают на его основе. Несмотря на появление термина VSTi, сегодня виртуальные инструменты принято обозначать термином VST.

В мае 2018 года Steinberg прекратила поддержку формата VST2, сосредоточившись на развитии VST3, представленного ещё в 2008 году. В отличие от первой и второй версии, VST3:

Несмотря на прекращение поддержки VST2 и плюсы третьей версии формата, многие разработчики до сих пор выпускают обработки и инструменты в формате VST2. Что же касается DAW, то для обеспечения максимальной совместимости DAW поддерживают все три формата.

AU

Логотип AU

Формат AU (сокр. англ. Audio Units) был разработан компанией Apple вскоре после появления VST2. Формат представляет собой набор API и прочих инструкций, позволяющих операционным системам macOS и iOS генерировать, обрабатывать, воспроизводить и манипулировать звуковым сигналом с минимальным уровнем задержки.

Если не считать возможности работать как в роли виртуальных инструментов, так и эффектов, отличий между AU и VST/VSTi нет. Фактически, AU представляет собой доработанную для лучшей совместимости с macOS итерацию VST. Сходство с VST позволяет разработчикам конвертировать VST-плагины в AU-плагины для упрощения переноса продуктов в среду macOS.

По мере развития смартфонов и планшетов, Apple представила улучшенную версию формата — AUv3. Обновление представляет собой расширенный набор API, совместимый с iOS и iPadOS. Разработчики могут создавать универсальные плагины для iPhone, iPad и Mac, а пользователи получают набор плагинов, совместимый как с настольными, так и мобильными DAW (например, Garage Band или Cubasis).

AAX

Логотип AAX

В 2013 году, вместе с выходом Pro Tools 11, компания Avid представила формат AAX (сокр. англ. Avid Audio eXtension), представляющий собой форк VST и созданный для лучшей совместимости с DAW. Выпуск собственного формата компания объясняла закрытостью VST и AU для сторонних разработчиков — вносить изменения в принципы работы этих форматов могут только Steinberg и Apple.

Как отмечали Avid, разработчиков также не устраивала нативность VST и AU, зависящих от ресурсов компьютера и не способных работать с внешними DSP-процессорами, требующими совместимых версий плагинов. Pro Tools одинаково хорошо работает как с компонентами компьютера, так и с встроенными в аудиоинтерфейсы DSP-чипами, поэтому разработчики инвестировали средства в создание собственного формата плагинов.

Основное отличие AAX от VST заключается в возможности работать в двух режимах: Native и DSP. Первый полагается на мощность процессора компьютера, второй — на возможности DSP-чипа аудиоинтерфейса. В последнем случае обработка происходит ещё до попадания сигнала в компьютер, благодаря чему пользователь на слышит уже обработанный сигнал, что, в свою очередь, экономит ресурсы компьютера.

CLAP

Логотип CLAP

Формат аудиоплагинов, разработанный Bitwig GmbH — создателями DAW Bitwig Studio — и u-he, и представленный широкой публике в июне 2022 года. CLAP (сокр. англ. Clever Audio Plug-in) представляет собой открытый формат плагинов с богатой функциональностью, обещающий более эффективную работу обработок.

В отличие от VST и AU, CLAP использует собственную систему метаданных, обеспечивающую более быстрое сканирование плагинов. Формат также позволяет DAW хранить файлы плагинов не в отдельном каталоге на диске, а внутри проекта DAW, благодаря чему снимается проблема с невозможностью открытия проекта из-за отсутствия плагинов в операционной системе.

Разработчики заявляют полную поддержку стандарта MIDI 2.0, включая автоматизацию каждой ноты и расширенные модуляции. Разработчики полифонических виртуальных инструментов смогут модулировать параметры по каждому голосу. В дополнение к этому формат предусматривает систему расширений, призванную быстрее интегрировать любые изменения в стандарте MIDI.

По состоянию на конец 2022 года формат поддерживается только в DAW Bitwig Studio. По словам разработчиков, Avid, Apple, Ableton и другие разработчики популярных DAW уже ведут работы по интеграции нового формата в свои программы.

Узкоспециализированные и устаревшие форматы плагинов

Несмотря на распространённость VST, AU и AAX, в сети встречаются эффекты и инструменты в других форматах — RTAS, DXi и ReFill. Первые два являются устаревшими форматами, третий — предназначен для DAW Reason от Reason Studios.

RTAS

Логотип RTAS

Ограничения формата VST не давали покоя Digidesign (ныне — Avid Technologies) с момент появления виртуальных эффектов. В какой-то момент разработчики Pro Tools решили отказаться от поддержки VST и придумать собственный формат RTAS (сокр. англ. Real-Time Audio Suite), совместимый только с Pro Tools.

RTAS представлял собой форк VST, якобы более эффективно работающий внутри Pro Tools. Формат применялся до выхода Pro Tools 10, а позднее был заменён на новый AAX, способный работать с процессором и DSP-чипами. Каких-либо отличий RTAS от VST и AU нет, если не считать эксклюзивности для DAW от Avid.

DX/DXi

Вместе с выходом VST2, в гонку форматов включилась Microsoft, которая совместно с Cakewalk создала формат DXi (DirectX Plugin). Если не считать того, что формат полагается на технологию DirectX, принцип работы DX-плагинов ничем не отличается от VST, AU и AAX.

Как и в случае с VST, DX-плагины делятся на два вида:

  1. DX — плагины эффектов (эмуляции ревербераторов, компрессоров и других обработок);
  2. DXi — виртуальные инструменты.

Идея DX-плагинов в том, что использование библиотек DirectX позволяет обработкам взаимодействовать не только с DAW, но и вообще с любыми звуковыми программами в среде Windows. Благодаря этому DX-плагины могут подключаться к аудио- и видеоплеерам, видеоредакторам и другому софту.

Для обычных DAW DX-плагины выглядят как обычные VST-обработки.

ReFill

Логотип Reason ReFill

Изначально формат VST разрабатывался совместными силами Steinberg и Propellerhead (ныне — Reason Studios). В какой-то момент Propellerhead отделилась от проекта, сосредоточившись на разработке собственного формата Reason ReFill, совместимого только с DAW Reason.

По принципу работы ReFill представляет собой звуковую библиотеку, объединяющую сэмплы, MIDI-файлы, грувы, патчи и даже целые проекты композиций. Плагины ReFill могут работать как виртуальный инструмент с собственным набором эффектов, как обычная эмуляция реального аналогового аппарата или набор сэмплов.

Формат предназначен только для DAW Reason и не подходит для использования в других программах для записи музыки. В 2019 году Reason Studios прекратила активное развитие ReFill и внедрила поддержку VST в Reason. Более того, теперь сама DAW Reason может работать как плагин в других DAW, а пользователям доступны эффекты и плагины ReFill из состава Reason в любых программах.

LV2/LADSPA Version 2

Логотип формата LV2

Формат LV2 (LADSPA Version 2) представляет собой открытый стандарт аудиоплагинов, позиционирующийся как бесплатная альтернатива VST и AU. Стандарт используется в среде операционных систем Linux (Ubuntu, Debian) и поддерживает DAW и аудиоредакторы, работающие на этих ОС — Cockos REAPER, Audacity.

С технической точки зрения LV2 повторяет возможности VST/AU. Как и более знаменитые аналоги, формат позволяет разрабатывать виртуальные инструменты и обработки с поддержкой MIDI, собственного графического интерфейса.

В сравнении с VST и AU, LV2 встречается значительно реже. Основная причина проста: Linux — далеко не самая популярная система для производства музыки. Тем не менее ряд как крупных, так и независимых разработчиков выпускает LV2-версии своих продуктов, а сообщество создателей ведёт базу сторонних проектов, существующих в виде LV2-плагина или поддерживающих формат.

А как же NKI, SFZ и NKS?

Логотип NKI

NKI (сокр. англ. Native Instruments Kontakt Instrument) — ещё один популярный формат для работы со звуками в DAW. NKI создан Native Instruments для использования в сэмплере Native Instruments Kontakt и представляет собой архив с сэмплами, звуками и обработками.

Открыть архив в формате NKI может только Native Instruments Kontakt, поставляющий в виде плагина в форматах VST, AU и AAX. Сэмплер воспринимает файл как отдельный самостоятельный виртуальный инструмент. Другого способа открыть NKI в DAW нет: сэмплер — обязательная прослойка между программой и виртуальным инструментом, без которой архивы в NKI попросту бесполезны.

SFZ (сокр. Sforzando) — ещё один узкоспециализированный формат для хранения музыкальной информации. Формат представляет собой стандарт для определения поведения виртуальных музыкальных инструментов и определяет, как именно будут звучать библиотеки и эффекты. Таким образом SFZ предлагает альтернативу проприетарному NKI и позволяет создавать виртуальные библиотеки.

Что касается NKS, то NKS (сокр. англ. Native Kontrol Standard) нельзя назвать полноценным форматом плагинов. Технология NKS обеспечивает более глубокую интеграцию аппаратных контроллеров (например, MIDI-клавиатур) с виртуальными библиотеками NKI и VST/AU-плагинами. Иконка NKS всего лишь обозначает поддержку интеграции со стороны плагинов и оборудования, однако сам NKS не является самостоятельным форматом.

Поддержка форматов плагинов в цифровых рабочих станциях

DAWVSTAUAUv3AAXCLAPRTASDX/DXiReFillLV232-бит
Ableton Live
Acoustica Mixcraft
Adobe Audition
Audacity
Bitwig Studio
Cakewalk SONAR/
Cakewalk by BandLab
Image-Line FL Studio
Image-Line FL Studio Mobile
GarageBand
Logic Pro
MAGIX Samplitude
MAGIX Music Maker
PreSonus Studio One
Pro Tools
до 10.3.9
Reason Studios Reason
REAPER
Steinberg Cubase
до 8.0
Steinberg Cubasis
Steinberg Nuendo
Roland ZenBeats
Roland ZenTracker
Tracktion Waveform
UAD LUNA

Чем на самом деле отличаются форматы плагинов?

С точки зрения практики, отличий между форматами нет. Основное отличие кроется в технических моментах, не влияющих на работу конечного пользователя, — особенностях разработки, разрядности плагина и методах его поставки.

С особенностями разработки всё просто: разработчики создают плагины так, как умеют. В то же время истории о методах поставки и разрядности требуют дополнительных пояснений.

Методы поставки

Сегодня, когда быстрый доступ в Интернет имеется в большинстве стран мира, плагины поставляются в виде загружаемого установщика. После запуска установщик скачивает необходимые файлы и устанавливает их в систему.

Тем не менее некоторые разработчики продолжают выпускать коробочные версии своих продуктов: так, например, обширные комплекты плагинов наподобие Native Instruments Komplete или виртуальных барабанов Toontrack Superior Drummer поставляются на SSD-диске. Такой подход экономит время, необходимое для скачивания всех компонентов, и позволяет работать с инструментами с внешнего диска.

Native Instruments Komplete поставляется на отдельном SSD-диске.

В зависимости от операционной системы, после покупки плагина пользователю предоставляют файл в формате EXE, DMG или PKG. Некоторые виртуальные инструменты и плагины поставляются в виде архива в формате ZIP. Внутри него обычно лежит один или несколько файлов плагина:

В случае, если плагины поставляются архивом, их установка происходит ручным копированием файлов из архива в соответствующие каталоги для хранения плагинов в системе.

Разрядность

Плагины могут поставляться в двух видах — 32-битном и 64-битном. 32-битные плагины не могут использовать более 4 ГБ оперативной памяти, при этом они могут быть не совместимы с 64-битными операционными системами и программами для записи музыки. Более того, при достижении предела выделяемой памяти плагин может начать работать нестабильно.

В случае с 64-битными плагинами таких ограничений нет. 64-битные версии плагинов могут использовать всю доступную в системе оперативную память, при этом операционная система будет более гибко расходовать ресурсы компьютера, распределяя их между всеми инструментами и плагинами, используемыми в проекте.

Распределение происходит по принципу «каждому по потребностям»: более требовательные к памяти в конкретный момент времени инструменты получат больше оперативной памяти, менее требовательные — меньше. При этом те плагины, которые не используются в текущий момент, уходят в своего рода режим ожидания — ОС забирает у них ресурсы и передаёт их другим процессам, и выделяет их обратно в те моменты, когда они понадобятся.

Плагины в форматах VST3, AU и AAX практически всегда поставляются в 64-битном формате. В свою очередь, разработки в форматах VST2, RTAS и DX чаще выпускаются в 32-битном формате. Чтобы обойти ограничения 32-битного формата, DAW оснащаются конвертерами, заставляющими операционную систему думать, что она работает с 64-битным приложением, хотя на самом деле это не так.

Проверь себя на знания форматов плагинов

Exit mobile version