Академия Айворса, представляющая интересы авторов текстов и композиторов Великобритании, выступила с резкой критикой искусственного интеллекта Suno AI. Причиной недовольства организации стал генератор текстов ReMi, появившийся в одном из последних обновлений музыкальной нейросети.
Академия Айворса является одной из крупнейших ассоциаций профессиональных композиторов и поэтов в Европе. Ранее известная как Британская академия авторов песен, Академия Айворса отстаивает интересы авторов музыки и текстов вне зависимости от направления, в котором они работают.
Причиной недовольства представителей Академии стал запуск модели ReMi, описывающейся руководством Suno AI как виртуальный генератор текстов к песням. Разработчики утверждают, что модель оснащается «заградительными барьерами», гарантирующими, что генерируемые тексты представляют собой «оригинальные работы». Однако, как показало исследование платформы Complete Music Update, заявления Suno AI далеки от действительности.
Авторы платформы протестировали сервис генерации текстов, вводя различные запросы в соответствующее поле. Так, например, при комплексном запросе «австралийская поп-песня 1980-х годов», «мужской вокал», «об уплате долга коренным народам» и «в стиле Midnight Oil», то ReMi предложит полный текст хита Midnight Oil «Beds Are Burning», выпущенной в 1987 году.
Исследователи отметили, что после генерации Suno создал композицию, музыкальная часть которой не имела ничего общего с песней австралийской группы, чего не скажешь о тексте. Слова песни оказались «точной копией оригинала» — алгоритм использовал те же сочетания слов.
Более того, генератор повторил даже сложные и необычные части текста, случайное попадание которых в итоговый ответ нейросети вряд ли возможно. В частности, ReMi использовал слова и строчки:
- «blood wood» (рус. Бладвуд, рубиновое дерево, кровяное дерево — дерево породы «австралийское красное кровяное дерево», произрастающее только в Австралии);
- «Holden wrecks» (рус. «„Холден“ сломался» — имеется ввиду автомобиль австралийской марки Holden);
- «Four wheels scare the cockatoos, from Kintore East to Yuendemu» (рус. «Авто пугает какаду от Кинтор-Ист до Юндему»).
Отмечается, что таким образом ReMi нарушает действующий в Великобритании закон об авторских правах. Complete Music Update предполагает, что разработчики знали о поведении модели и последующим за этим нарушением законодательства, но не придали этому значения и выпустили продукт на рынок.
По словам руководителя Академии Айворса Роберто Нери, ReMi представляет собой «свежий пример неэтичного поведения со стороны [разработчиков] ИИ-моделей». По мнению функционера, технологические компании «воруют труд авторов текстов, поэтов и композиторов».
Технологические компании, занятые разработкой искусственного интеллекта, не должны использовать тексты песен, аранжировки или мелодии участников [Академии Айворса] без разрешения и справедливой оплаты за использование их творчества, защищённого авторским правом.
Если такие компании продолжат обучать свои модели на творчестве наших участников [без соответствующих разрешений], мы обратимся к правительству Великобритании с просьбой ужесточить закон об авторском праве. Таким образом мы разъясним [разработчикам нейросетей], что авторы обладают полным контролем за тем, как их произведения используются и монетизируются.
Роберто Нери, руководитель Академии Айворса
Пока что британское правительство никак не отреагировало на заявления Нери. Вместе с тем власти отмечают, что планируют изменить законы так, чтобы технологические компании могли обучать модели на произведениях, защищённых авторским правом. Однако такое использование контента будет разрешено только в тех случаях, если авторы или правообладатели дадут соответствующее разрешение.
Стоит отметить, что к способам проведения исследования Complete Music Update остаётся ряд вопросов. По всей видимости, авторы использовали для проверки алгоритмов промпты, чётко намекающие на те или иные композиции, что больше напоминает запрос к поисковой системе. Авторы как будто нарочно заставляют ReMi ответить им текстом «Beds Are Burning». Учитывая то, что австралийских поп-песен 1980-х годов об «уплате долга коренным народам» вряд ли существует более одной, нейросети ничего не остаётся, кроме как привести в ответ текст хита Midnight Oil. То же касается и других композиций, которые якобы «воровались» алгоритмом.
Вместе с тем один из исследователей, участвовавших в эксперименте Complete Music Update, отметил, что совпадение текстов происходит только при выборе модели ReMi. В случае выбора классической модели генерации текстов совпадения не происходит — модель создаёт слова, не имеющие ничего общего с песней Midnight Oil. Участник тестирования проверял работу алгоритмов на разных запросах, так или иначе связанных с известными композициями, и «совпадения с уже существующими песнями происходили только при выборе ReMi».
Пользователи Reddit подтверждают это заявление. В сабреддите, посвящённом работе с Suno AI, реддиторы поделились наблюдениями, также заметив точное совпадение текстов с уже существующими песнями. Участники сообщества посоветовали друг другу быть осторожнее с ReMi и досконально проверять предлагаемые слова перед тем, как публиковать своё творчество в сети.
Тем временем CEO Suno Майки Шульман замечает, что не видит проблемы в обучении искусственного интеллекта на чужом творчестве. По мнению руководителя, процесс написания музыки стал настолько сложным, что «музыканты не получают от него удовольствия», поэтому компания своими разработками стремится вновь «дать людям возможность насладиться процессом её написания».
На фоне недовольства представителей европейской музыкальной индустрии продуктами Suno немецкое Общество по защите прав исполнителей GEMA подало на компанию в суд. В своём заявлении представители GEMA утверждают, что Suno AI «предлагают пользователям беспрепятственно использовать композиции и тексты, которые им не принадлежат», что нарушает принятые в Германии законы об авторских правах.
Немецкие защитники авторских прав заявляют, что генеративные модели «намеренно игнорируют законы», используя различные без согласия правообладателей. Такое положение дел «должно измениться», считают в GEMA, отмечая, что технологические компании не должны получать прибыль от обучения своих ИИ-моделей на чужом творчестве.
Представители Suno никак не комментируют претензии европейских ассоциаций. Ранее, в ответ на претензии RIAA к компании, Майки Шульман заявлял, что иски «ошибочны как с точки зрения фактов, так и с точки зрения закона». Руководитель считает, что недовольство всевозможных сообществ представляет собой «ещё один случай», когда музыкальная индустрия «выбирает судебные процессы вместо инноваций».