Лучшие VST-эквалайзеры: 11 плагинов для качественной обработки ваших треков

Эмуляции классических устройств и современные разработки.

Лучшие VST-эквалайзеры

Эквалайзер — основной и важнейший инструмент в арсенале звукорежиссера. Выбрать подходящий эквалайзер — непростая задача: плагинов сотни и все они разные, отличающиеся не только внешностью, но и принципами обработки. Из этой статьи вы узнаете про распространённые стили эквализации, а также посмотрите на лучшие VST-эквалайзеры.


Впервые эквалайзеры появились в 1930-х годах в США вместе с развитием звукового кино. До конца ХХ века все эквалайзеры были аналоговыми, при этом дизайн и схемы ряда ранних эквалайзеров до сих пор используются в музыкальной индустрии. В 1980-х годах в индустрии появляются первые цифровые эквалайзеры, отличающиеся практически хирургической точностью и нейтральностью обработки.

Виды VST-эквалайзеров

В наши дни деление эквалайзеров на типы осталось тем же, хотя аналоговые устройства можно разделить на несколько подтипов:

Аналоговые эквалайзеры

Звукорежиссёры выбирают аналоговые устройства из-за их музыкальности. Киллер-фича аналоговых эквалайзеров в обогащении сигнала новыми качествами — звук становится теплее, богаче и насыщеннее. Такое поведение — результат уникальных схем прохождения и изменения сигнала, используемых в оригинальных устройствах и повторяемых виртуальными версиями.

С течением времени аналоговые устройства разделились на несколько равноправных направлений: своего рода столпов эквализации, отличающихся стилем обработки сигнала, областью применения и получающимся результатом. Современные VST-эквалайзеры, эмулирующие классическое оборудование, условно можно разделить на подгруппы в зависимости от того, на каком реальном инструменте они основаны.

Когда вы ищете лучшие VST-эквалайзеры, помните: не существует простых, сложных, быстрых или медленных способов найти подходящий плагин. Пробуйте разные устройства и делайте выбор на основе того, какой характер обработки вам нужен.

Эмуляции Pultec (Pultec-style EQ)

Эквалайзер Pultec EQP-1A

Pultec EQP-1A считается одним из самых популярных эквалайзеров в истории. Pultec существует в музыкальной индустрии с первых дней появления эквалайзеров, поэтому его схема управления выглядит несколько запутанно в сравнении с более современными решениями.

Устройство до сих пор активно используется на студиях звукозаписи, при этом стоимость эквалайзера на вторичном рынке достигает $10 000. К счастью для домашних продюсеров, EQP-1A популярен у разработчиков музыкального софта — современные эмуляции Pultec звучат очень близко к оригиналу, а в прямых руках обрабатывают сигнал ничуть не хуже настоящего юнита.

Главная особенность «Пултека» — умение параллельно усиливать и ослаблять одну и ту же частоту. Работа аппарата характеризуется аккуратностью изменений верха, расширением низа и внесением правок без убийства индивидуальных особенностей инструмента.

Фильтры EQP-1A волшебным образом накачивают низ, что идеально подходит для обработки фундаментальных частот басовых и суб-басовых инструментов. К тому же звукорежиссерам доступны последовательное усиление и ослабление высоких частот в диапазоне от 5 до 10 кГц, что часто приводит к интересным результатам.

Pultec существует так давно, что говорить о его оригинальном звуке не приходится. Каждый реальный девайс звучит уникально из-за модификаций, правок и замены компонентов, произошедших с ним за долгую историю. По этой причине все современные эмуляции звучат близко к оригиналу, с которого они были «срисованы».

Эмуляции эквалайзера консоли SSL (SSL Channel EQ)

Модули эквалайзера SSL

Консоли Solid State Logic внесли огромный вклад в современное представление об эквализации сигнала. Именно они популяризовали такие вещи как High Pass и Low Pass фильтры, и свободную кривую эквализации Q. Представить сегодня эквалайзер без фильтров и свободной настройки невозможно благодаря SSL.

Консоли SSL знамениты мощными и чувствительными фильтрами, большим диапазоном частот, а также экстремально узкими кривыми эквализации. Эквалайзеры здесь работают точно и вместе с тем агрессивно, и чаще всего используются либо хирургической обработки сигналов, либо для мощных тембральных изменений.

Эмуляции API (API-style EQ)

Модули эквалайзера API

API обеспечивают тот самый американский сочный звук, разительно отличающийся от британской мутности эквалайзеров Neve. Так или иначе, API и Neve — две стороны одной медали классического тёплого аналогового звука.

API интуитивно понятны, просты в использовании и позволяют не переживать о параметре Q. При умеренной обработке они обеспечивают достаточно нейтральное изменение сигнала, при экстремальной — интересное окрашивание звука.

API пригодится поклонникам американской музыки 1960-1970-х годов — времен активного использования этих устройств. Эквалайзеры производились в двух модификациях:

  1. Трёхдиапазонной API 550a
  2. Четырёхдиапазонной API 550b.

У частот отсутствует управление формой кривой эквализации Q — по мере роста активности усиления или ослабления частот кривая прогрессивно становится более узкой.

Эмуляции эквалайзера консолей Neve (Neve-style EQ)

Эквалайзер Neve 1084

Консоли Neve используются в индустрии с начала 1960-х годов, а пик их применения пришёлся на конец 1970-х и начало 1980-х годов. Устройства славились своим тёплым, немного мутным, но особо музыкальным звучанием.

При разговоре о звуке консолей Neve Electronics обычно выделяют их предусилители, однако итоговый звук был заслугой всего комплекса устройств. Одну из важнейших ролей здесь играли местные эквалайзеры. Обработка частот на консолях Neve придавала сигналу дополнительный характер за счёт широких и мягких вырезов и подъёмов.

Несмотря на существование нескольких разновидностей эквалайзеров Neve, все они предлагают схожую архитектуру: фильтр High Pass для низких частот, две-три параметрические полосы обработки середины, и одна — для обработки высоких частот, зафиксированная на отметке 12 кГц.

Несмотря на существование нескольких эквалайзеров Neve от разных ревизий консоли, все они предлагают схожую архитектуру: High-Pass фильтр для низких частот, две или три параметрические полосы обработки середины и одну, зафиксированную на отметке 12 кГц, полосу высоких частот. Последняя знаменита тем, что добавляет интересный эффект воздушности и лёгкости вокалу, секции оверхедов и дорожкам барабанной комнаты.

Цифровые VST-эквалайзеры

Музыканты обожают аналог, однако говорить о его безоговорочной победе в современной индустрии не приходится. Цифровые эквалайзеры применяются при производстве музыки так же часто, как классические устройства. За счёт того, что большинство цифровых устройств поставляется в составе любой DAW, цифровые эквалайзеры быстро распространились в музыкальной индустрии.

К цифровым эквалайзерам обращаются в тех случаях, когда обработка сигнала должна быть максимально нейтральной. В основе цифровых устройств всегда лежит математическая точность, исключающая любые украшения сигнала при обработке.

Из-за точности цифровые девайсы чаще всего используются для устранения проблем и недостатков звука. При правильной обработке такие эффекты становятся мощным и гибким инструментом, способным не только сохранить все особенности звуки в неизменном виде, но и подчеркнуть и скрыть сильные и слабые стороны сигнала.

Лучшие VST-эквалайзеры

Сегодня количество виртуальных эквалайзеров превышает все мыслимые и немыслимые масштабы — новые разработки выходят практически ежедневно. Плагины отличаются типом эквализации, характером обработки и дополнительными функциями. Мы постарались выбрать лучшие VST-эквалайзеры из всего многообразия обработки, но этот список не исчерпывающий.

Помните: у каждого музыканта, звукорежиссёра и продюсера существует собственный лучший инструмент для эквализации. Если вам удобно работать с каким-либо конкретным эквалайзером, который не вошел в наш список, нравятся его функции и характер обработки, то не спешите менять плагин. Главное, чтобы вам было удобно и комфортно работать.

DMG Audio EQuilibrium
DMG Audio EQuilibrium

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: £174.99
Ссылка на сайт: https://www.dmgaudio.com

EQuilibrium построен на трёх принципах: гибкость, универсальность, качество. Эквалайзер одинаково хорошо подходит как для сведения, так и мастеринга музыки — плагин работает так, как вы того хотите. На одной дорожке EQuilibrium может служить стерильным и нейтральным эквалайзером, не вносящим изменений в саму суть сигнала, на другой — выступать инструментом сочной окраски звука.

EQuilibrium предлагает множество параметров, полностью настраиваемый пользовательский интерфейс, несколько режимов метеринга. Виртуальный инструмент работает с фазой, содержит десятки типов фильтров и очень подробно визуализирует спектр. Цифровой эффект оснащается дополнительным режимом цифровой обработки, благодаря которому изменение спектра и частотных характеристик происходит сверхаккуратно — такое поведение точно пригодится во время мастеринга.

Как и другие плагины Дэйва Гембла и его студии DMG Audio, EQuilibrium содержит множество самых разнообразных возможностей. Гембл часто обновляет свои разработки, добавляя в них новые функции. На первый взгляд все нововведения необязательны, но стоит один раз попробовать новую функцию, и вот уже непонятно, как же мы жили без той или иной фишки раньше.

Поддержка плагина и сервис — приятная вишенка на торте. Разработчики оперативно исправляют ошибки, отвечают на обращения пользователей и внедряют новые функции — такое отношение к покупателям с лихвой покрывает любые затраты на покупку.

Tokyo Dawn Labs VOS SlickEQ
Tokyo Dawn Labs VOS SlickEQ

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: 30 €
Ссылка на сайт: https://www.tokyodawn.net

SlickEQ — простой, эффективный и, что немаловажно, бесплатный цифровой эквалайзер. Международная команда разработчиков, состоящая из Владислава Гончарова, Герберта Голдберга и Фабиена Шивра, создала один лучших и самых аккуратных VST-эквалайзеров на рынке.

Главный принцип SlickEQ — сохранить все тембральные особенности звука после правок. Создатели говорят, что в основе плагина лежит специальная схема 64-битной многократной обработки, которая «исключает искривление частотного спектра, усиление искажений и наслоение частот друг на друга».

Пользователи могут выбрать один из нескольких режимов работы, отличающихся резкостью вносимых в спектр изменений. Несмотря на отличия в формах выреза и подъёма, SlickEQ всегда аккуратен: частоты усиливаются и ослабляются мягко и плавно, а сигнал приобретает нужный оттенок самым безопасным путём.

Эквалайзер особенно хорош при обработке высоких частот — звук получает приятную сочность, но не становится излишне резким и шипящим.

Если вы ищете лучшие VST-эквалайзеры и хотите найти дружелюбный и эффективный плагин, обратите внимание на SlickEQ. Настоящая рабочая лошадка, чьи возможности богаче, чем кажется.

Помимо бесплатной версии, SlickEQ также поставляется в платных вариантах Gentlemen’s Edition и Mastering Edition. Основные отличия старших версий — наличие Low-Pass фильтра, дисплея для отображения спектра и других полезных опций.

FabFilter Pro-Q 3
FabFilter Pro-Q 3

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: 149 €
Ссылка на сайт: https://www.fabfilter.com

FabFilter Pro-Q заслуженно входит во все материалы про лучшие VST-эквалайзеры. Благодаря своим богатым возможностям, простоте использования и качеству обработки, сравнимому с лучшими студийными аппаратами, цифровой Pro-Q снискал любовь музыкантов по всему миру.

Первое, что бросается в глаза — простота интерфейса. Создатели намеренно скрыли из рабочей области всё лишнее, чтобы сфокусировать внимание пользователей на самой эквализации, а не на бесконечном переборе режимов и функций.

Второе, что отмечает уже слух, а не взгляд, — Pro-Q обрабатывает сигнал так же великолепно, как и выглядит. Использовать плагин можно для любых целей: хирургически точных вырезов и корректирующей эквализации, мощного буста, добавления воздуха, фильтрации. Pro-Q подходит для всего и совершенно не портит сигнал.

Тем не менее простота не означает, что в плагине нет места дополнительным функциям. FabFilter Pro-Q умеет переводить сигнал при эквализации в моно, работать с фазой, изолировать любую полосу обработки или даже отдельную частоту, динамически изменять сигнал, работать с многоканальным аудио и делать много чего ещё.

В общем, своё место среди лучших эквалайзеров он занимает не зря. Минусом можно назвать только его цифровую натуру — нейтральность и точность здесь на первом месте.

Universal Audio Pultec EQP-1A
Universal Audio UAD Pultec EQP-1A

Формат: VST, AU, AAX, UAD
Стоимость: $299
Ссылка на сайт: https://www.uaudio.com

Pultec EQ хорошо известен в музыкальных кругах — аналоговое устройство используется десятки лет в студиях, а количество его эмуляций насчитывает сотни штук. Многие известные разработчики выпускали собственную версию «Пултека», но самого большого успеха в создании виртуальной версии эквалайзера добились Universal Audio с плагином EQP-1A Program Equalizer.

Создатели не только перенесли все схемы оригинального эквалайзера, но и повторили главную фишку Pultec EQ — возможность одновременного усиления и ослабления одной и той же частоты. Сама по себе функция не уникальна — обычные цифровые эквалайзеры тоже умеют усиливать и ослаблять одну и ту же точку спектра.

Основное отличие в том, что EQP-1A обрабатывает все точки спектра параллельно, а не последовательно, благодаря чему низ звучит глубже, а нижняя середина слегка оттеняется (пригодится при сведении ударных).

EQP-1A входит в набор UAD Pultec Passive EQ Collection вместе с эквалайзером MEQ-5 Mid-Range Equalizer и фильтром HLF-3C Pultec Filter. Первый прекрасно работает со средними частотами, при этом для обработки нижней и нижней середины предлагает только буст, а обычной середины — только вырез. Второй совмещает High-Pass и Low-Pass фильтрацию с приятным винтажным окрашиванием сигнала.

Sonnox Oxford EQ
Sonnox Oxford EQ

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $130
Ссылка на сайт: https://www.sonnox.com

Рассказывая про лучшие VST-эквалайзеры нельзя не упомянуть вечную классику — Sonnox Oxford EQ. Плагин стойко выдержал проверку временем и ни капли не устарел, несмотря на развитие технологий и изменившиеся требования музыкантов к плагинам. Что ж, спасибо большой базе пользователей, которая растёт с каждым годом.

Oxford EQ создан на основе консольного эквалайзера Sony OXF-R3. Плагин особенно популярен среди профессиональных звукорежиссеров, которые до выхода Oxford EQ не верили, что одно решение «из коробки» способно обеспечить все нужды эквализации.

Инструмент предлагает High-Pass и Low-Pass фильтры и пять параметрических колокольных фильтров, два из которых можно переключить в полочный shelf-режим. Из интересных особенностей: меню «Type», меняющее влияние формы кривой эквализации (Q) и параметров гейна друг на друга.

Slate Digital FG-N
Slate Digital FG-N

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $14.99/мес, $149/год
Ссылка на сайт: https://www.slatedigital.com

Дуэт Стивена Слэйта и Фабриса Габриэля однажды пожелал точно воспроизвести все легендарные аналоговые эффекты в виртуальной среде. Так появился комплект плагинов Virtual Mix Rack, в который вошли компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы и другие широко известные студийные устройства из доцифровой эпохи. Одной из самых удачных эмуляцией в составе набора стала копия эквалайзера консоли Neve — Slate Digital FG-N.

Устройство моделирует классический эквалайзер Neve 1073 EQ с максимальной точностью. Всё вышесказанное об эквалайзерах Neve на месте: широкие и плавные подъёмы, фиксированный верх, придание воздушности и дополнительного характера звуку.

Отдельно стоит отметить эмуляцию линейной сатурации, которая работает очень близко к реальному эквалайзеру Neve. Если вы души не чаете в британском звуке и хотите звучать аналогично, то в наше время такую возможность вам даст только FG-N — точнее копии найти сложно.

Eiosis AirEQ
Eiosis AirEQ

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $149
Ссылка на сайт: https://www.eiosis.com

AirEQ создан Фабрисом Габриэлем, разработавшим большинство алгоритмов обработки для Slate Digital. Вместе с AirEQ Фабрис постарался создать универсальный VST-эквалайзер для любых студийных задач. Плагин подходит для сведения и мастеринга, и бережно относится к ресурсам процессора компьютера.

AirEQ качественно обрабатывает сигнал, не внося дополнительных искажений в тембральную суть звука. Плагин предлагает десятки разнообразных возможностей по обработке звука, а также вводит два новых режима работы кривой — Fire и Water. В первом эквалайзер заостряет пики при усилении частот, во втором — сглаживает их. Такое поведение добавляет или убирает акцентирование на обрабатываемых частотах, но при этом не влияет на сам параметр Q.

Waves Audio SSL G 4000
Waves Audio SSL G 4000

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $199
Ссылка на сайт: https://www.waves.com

Если бы вместо рассказа про лучшие VST-эквалайзеры нам нужно было назвать один плагин, который присутствует практически у каждого звукорежиссера, то мы бы выбрали Waves Audio SSL 4000 G-Series EQ. Реальный аппарат до сих пор активно используется топовыми звукорежиссерами (Крис Лорд-Элджи и Боб Клирмонт не дадут соврать), без экземпляра SSL EQ не сводится ни один суперхит (ну, или почти ни один). Спасибо характеристикам, особенностям обработки звука и великолепным выходным результатам.

Цифровая копия делает всё то же самое, но значительно дешевле. Waves воплотили схему обработки сигнала с максимальной точностью, благодаря чему эффект от использования Waves Audio SSL 4000 G-Series EQ практически аналогичен работе реального эквалайзера. Плагин мастерски обрабатывает верхнюю середину, моментально пробивая сигнал через микс, что делает его отличным выбором для сведения вокала.

Самое интересное в том, что SSL EQ безопасен: можно сильно выкручивать ручки и так и не дождаться момента, когда сигнал станет перекаченным или, наоборот, слишком слабым. Эквалайзер также мягко сатурирует сигнал, что придаёт миксам классический мягкий звук и устраняет излишнюю цифровую стерильность.

Massenburg DesignWorks MDW EQ
Massenburg DesignWorks MDW EQ

Формат: VST, AU, AAX, UAD
Стоимость: $199 (VST/AU), $399 (AAX)
Ссылка на сайт: https://massenburgdesignworks.com

MDW EQ — ещё один долгожитель и столп эпохи компьютеризации музыкальной индустрии, а также подтверждение тому, что некоторые вещи благодаря своему качеству существуют вне времени. Эквалайзер создан студией Джорджа Массенбурга — человека, который приложил руку к созданию параметрического эквалайзера в 1969 году. Неизвестно было бы сведение музыки и формирование звука таким гибким, каким мы его знаем, если бы не работа Массенбурга, навсегда изменившего эквализацию.

В 2000-х годах, когда VST только набирал популярность, Массенбург и его студия Massenburg DesignWorks выпустили VST-эквалайзер MDW Parametric Equalizer. Несмотря на почтенный возраст, плагин до сих пор популярен в среде музыкантов и звукорежиссеров.

Эквалайзер славится мягкой и аккуратной обработкой, добавляющей объёма и чистоты без лишней колоризации сигнала. Приятный бонус: MDW EQ работает со всеми актуальными DAW и поддерживает USD-интерфейсы, так что его смело можно использовать в любой студии.

iZotope Dynamic Equalizer
iZotope Dynamic Equalizer

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $249
Ссылка на сайт: https://www.izotope.com

Динамический эквалайзер из состава iZotope Ozone представляет собой шестиполосное устройство с простым и понятным интерфейсом. Плагин учитывает динамику сигнала и корректирует настройки так, чтобы сильные стороны звука всегда были заметны, а слабые — скрыты.

iZotope Dynamic Equalizer работает в аналаговом и цифровом режимах, отличающихся характером обработки сигнала. Аналог предлагает более плавные и мягкие формы кривой, цифровой — более резкие и точные. Для каждой из шести полос доступны шесть типов фильтрации, определяющих то, как изменится поступающий звуковой сигнал на той или иной полосе.

Эквалайзер умеет обрабатывать сигнал в стереорежиме, изменять контент в левом и правом канале по отдельности и работать с Mid/Side-информацией. Помимо этого стоит отметить встроенный анализатор: при наличии плагина на нескольких дорожках эквалайзер показывает появление эффекта маскировки частот.

Минусом Dynamic Equalizer можно назвать его распространение: плагин не продаётся отдельно от пакетов Ozone или Neutron. Для тех, кто ищет только качественный эквалайзер, покупка всего набора Ozone может быть бессмысленна: согласитесь, отдавать $250-500 долларов ради одного инструмента и кучи плагинов, которые вам не нужны, — удовольствие сомнительное. Хотя, с другой стороны, другие лучшие VST-эквалайзеры стоят не меньше, а тут за ту же цену покупатели получают сразу несколько полезных инструментов обработки.

Plugin Alliance Brainworx Maag EQ4
Plugin Alliance Brainworx Maag EQ4

Формат: VST, AU, AAX
Стоимость: $229
Ссылка на сайт: https://www.plugin-alliance.com

VST-эквалайзер Maag EQ4 от Plugin Alliance проявляет себя во всей красе в те моменты, когда сигналу нужно придать блеска, яркости и воздушности. Известный своим ультрагладким полочным фильтром, добирающимся до невероятных и травмоопасных для животных 40 кГц, EQ4 способен вдохнуть жизнь и красоту в любой звук.

Эквалайзер универсален и подходит для любой музыки и любых сигналов, хотя в музыкальной индустрии устройство чаще всего применяют при обработке вокала. Как и реальный EQ4, плагин не относится к тем хирургическим эквалайзерам, готовым устранить любые, даже самые мизерные и едва заметные недостатки спектра.

Инструмент фокусирует внимание музыканта на общей картине звучания: пользователям предлагается улучшить звук в целом, а не вносить точечные правки. Именно в этом и кроется основная идея, заложенная Клиффом Маагом в оригинальный эквалайзер, — зачастую комплексная общая обработка приводит к более интересным и неожиданным результатам, чем многочисленные правки в разных местах спектра.

Музыкантам доступны пять фиксированных полос обработки и дополнительная полоса «Air Band». Каждая из полос заранее определена создателями плагина — разработчики выбрали самые необходимые для сведения отрезки спектра, подходящие для любых сигналов и любых стилей музыки.

По словам разработчиков, полосы обработки довольно широкие, постоянно взаимодействующие друг с другом, благодаря чему Maag EQ4 работает как инструмент глобального формирования звука. Такая определённость вроде бы напрочь убивает гибкость, не позволяя обработать что угодно и как угодно, но вместе с тем несёт пользу. Заранее заданные диапазоны частот спасают от бесконечного безрезультатного вращения ручек и перебора частот — вы всегда меняете именно то, что нужно.

Exit mobile version