Как при помощи ручек на гитаре сделать звук теплее, добавить перегруза, а также управлять тоном.
Кто бы что ни говорил, но далеко не все знают, как использовать регуляторы тона и громкости на электрогитарах. Более того, многие попросту недооценивают возможности этих элементов управления, которые имеются на каждом электроинструменте. Несмотря на простоту своего предназначения, эти ручки могут стать поистине удивительным инструментом при правильном использовании.
Конечно, во многом тембральные особенности исходят от пальцев гитариста и манеры игры. Но прежде чем начинать крутить ручки на усилителях и педалях эффектов, стоит по-настоящему оценить потенциал стандартных элементов управления, установленных на электрогитаре.
Выкручивание громкости и тона на самый максимум — это самое избитое рок-клише, о котором необходимо забыть. Большое количество гитаристов оставляют регуляторы в одном положении на очень долгие годы, предпочитая настраивать звук при помощи педалей и усилителей, эквалайзеров, компрессоров и множества других элементов.
Давайте посмотрим, как использовать регуляторы тона и громкости на гитаре, чем они могут помочь гитаристу, а также на то, как можно менять собственный саунд за их счет.
Использование регулятора громкости как буста
Все мы прекрасно знаем, что делает ручка громкости, верно? Она изменяет выходной уровень громкости электрогитары. Но вместе с тем при помощи ручки громкости можно управлять динамикой звука.
Зачем использовать педаль экспрессии или педаль громкости, если того же эффекта можно добиться за счет ручки на гитаре? Для начала обучения этому приему стоит выкрутить громкость на гитаре на максимум, а громкость на усилителе на тот уровень, где гитара начинает переходить в легкий овердрайв.
Теперь постепенно уменьшайте громкость на гитаре — тон гитары должен начать «очищаться». Увеличение громкости будет возвращать необходимое искажение, что пригодится в более активных частях композиции.
Стоит также отметить, что громкость гитары является основным элементом управления сигналом, поступающим на педали эффектов. Здесь работает тот же принцип: изменения громкости могут менять характер звучания, добавляя эффект овердрайва, фузза или кранча.
Правильная работа ручкой громкости даст больше гибкости при работе с имеющимися педалями эффектов. Как результат, количество педалей можно будет уменьшить, отказавшись от каких-либо эффектов перегрузки.
Несмотря на это, стоит всегда помнить, что большинство гитар страдает от просаживания высоких частот при высоких положениях регулятора громкости.
Свободу тону!
Другой распространенной проблемой можно назвать неправильное управление тоном звука. По какой-то неведомой причине гитаристы настраивают положение регуляторов усилителя аналогично тому, как они повернуты на гитаре. Выкручивание громкости и тона на максимум на гитаре вместе с максимальными значениями на усилителе не даст желаемого запаса по громкости и не внесет больше ясности и яркости в конечный звук, хоть на первый взгляд это и кажется очевидным.
Вместо использования максимальных значений ручки тона, попробуйте несколько поумерить свой пыл, повернув ручку тона на отметку в 6. Только после этого начинайте эксперименты с настройками самого усилителя. Средние положения регулятора тона дадут больше средних и высоких частот, а также добавят гейна. Можно сказать, что при таком развитии событий у вас в руках оказывается еще одна встроенная педаль буста, так как правильная работа с тоном дает больше контроля над своим звуком.
Уменьшение тона может стать отличным подспорьем в моменты исполнения лид-партий. Чем выше положение ручки, тем больше гейна и буста в районе верха и середины, что в конечном счете может сделать звучание соло по-настоящему ярким. Более низкие положение ручки тона подойдут при игре ритм-партий, особенно если достигнут идеальный баланс между тоном и громкостью.
Добавление теплоты звуку
Едкий кусачий тембр гитары за счет большого количества тона — это, конечно, хорошо. Но бывают моменты, когда подобный звук из яркого становится визжащим. Бывают случаи, когда музыка требует более мягкого и теплого саунда гитары. При этом общая звуковая картина остается яркой и запоминающейся, не в ущерб другим характеристикам звука.
Для примера стоит посмотреть на Джо Бонамассу, который добился невероятных успехов в исследовании того, как использовать регуляторы тона и громкости на собственном инструменте. Бонамасса рассказывал в одном из интервью, что довольно долгое время «учился» работе с элементами управления по действиям Эрика Клэптона во время сольных выступлений.
Джо активно изменяет положение регуляторов тона бриджевого и некового датчика на своем Les Paul, добиваясь удивительно теплого и сочного саунда. Кстати говоря, Бонамасса часто поступает следующим образом: довольно сильно понижает уровень громкости на гитаре (на 60-80%, в зависимости от контекста), а следом прибавляет побольше тона. Такой контраст между громкостью и тоном приводит к характерному кантри-саунду инструмента. Неплохо для хамбакеров, согласитесь?
Делаем так, чтобы сингл звучал как хамбакер
Сразу оговоримся, что для такого приема потребуется некоторое количество дополнительного овердрайва, но регулятор тона все равно играет здесь ключевую роль. Также стоит отметить, что нам понадобится электрогитара с двумя или тремя синглами.
В первую очередь, добавьте обильное количество овердрайва своему звуку за счет возможностей гитарного усилителя или педали эффектов. Ни в коем случае не поддавайтесь искушению снизить количество высоких частот на усилителе или педали — установите регулятор TREBLE на отметке 6, максимум 8, но никак не ниже.
Наконец, выкрутите на максимум громкость на гитаре, а регулятор тона для бриджевого звукоснимателя установите в районе отметки 5 или даже ниже. Как итог, сингл должен зазвучать очень близко к тому, как звучат хамбакеры.