Креативное использование реверберации: 6 ситуаций, когда несколько ревербераторов идут на пользу сигналу

Применяем реверберацию креативно.

Креативное использование реверберации

Проектам не нужно больше одного эффекта реверберации — множество разных отражений быстро превращают звук в мутную кашу, да ещё и нагружают компьютер. Тем не менее существуют ситуации, когда использование реверберации допускает более креативный подход. SAMESOUND рассказывает о ситуациях, когда два и более ревербератора могут сделать трек интереснее.


Один из самых популярных советов о сведении музыки гласит: не вешайте реверберацию на все дорожки проекта. Совет отличный — многочисленность пространственных эффектов размывает микс, делает его мутным и грязным.

При всей адекватности рекомендации расценивать совет как прописную нерушимую истину не стоит. В ряде случаев в миксе можно (и нужно!) использовать несколько видов реверберации. Главное — соблюсти баланс и понимать, что и зачем вы делаете. Вот несколько ситуаций, когда два и более ревербератора однозначно пойдут на пользу миксу.

1. Двойная реверберация на вокале

Мутная середина и необходимость её очищения — частая проблема при сведении музыки. Зачастую причиной захламлённости средних частот микса становится реверберация на вокале: с одной стороны она делает голос теплее и расширяет общую стереокартину, но с другой — вредит эффекту присутствия.

Избежать потерь в присутствии можно с помощью нескольких ревербераторов, применённых к голосу более точечно. Количество эффекта может быть любым, однако важно, чтобы характер поведения реверберации был идентичным или очень похожим.

Отправьте вокал на отдельную стереошину с реверберацией. После настройки эффекта спанорамируйте шину влево. Затем отправьте вокал на ещё одну шину, обработайте сигнал другим ревербератором и спанорамируйте шину вправо.

Не отправляйте сигнал целиком на левый или правый канал — нам нужно, чтобы реверберации слегка пересекались в миксе.

На второй шине измените настройки реверберации: установите другое время спада, интенсивность. Изменения настроек должны быть аккуратными, но заметными.

Теперь отправьте сигналы с выходов обеих шин реверберации на эмулятор плёнки: Waves Kramer Tape или модуль Exciter внутри iZotope Ozone/Neutron. Такой ход склеит два разных эффекта между собой.

По итогам коммутация каналов будет выглядеть следующим образом:

  1. Дорожка исходного голоса Vox Dry использует в качестве выхода шину VOX — суммирующий трек для вокала.
  2. Сигнал Vox Dry отправляется на две шины — VOX RV1 и VOX RV2.
  3. В качестве выходов для VOX RV1 и VOX RV2 используется суммирующая шина реверберации — VOX RV Sum. На суммирующей шине работает эмулятор плёнки.
  4. Выход VOX RV Sum отправлен на суммирующий трек вокала VOX.

Схема для наглядности:

Произведённые действия создадут необычный эффект стереореверберации. Голос сохранит пространство в центре, не потеряет в отчётливости, но вместе с тем обретёт необходимый объём.

2. Использование реверберации с разными настройками на разных барабанах

Использование отдельного эффекта реверберации для снейра параллельно с ревербератором на общем канале ударных — популярная техника обработки барабанов. Такой ход дополнительно выделяет рабочий барабан на фоне всей установки и вместе с тем помогает ему пробиться сквозь микс.

Лучше всего техника проявляется при работе с акустическими ударными и мультитреками барабанов, в которых снейр «снят» двумя микрофонами — верхним и нижним. Аккуратная обработка нижнего звука позволит сделать снейр плотнее и ярче.

Отправьте сигнал с нижнего микрофона на шину с дилэем с задержкой в районе 7-20 миллисекунд. Теперь отправьте этот сигнал на шину с реверберацией, где обработайте звук по вкусу исходя из особенностей микса. Вслед за этим смешайте обработанный звук с исходным таким образом, чтобы рабочий барабан «слился» со всей установкой, но при этом приобрёл хорошо заметный высокочастотный удар.

Подобный прием можно применить и к томам. Направьте сигнал каждого тома на отдельную шину с реверберацией. У эффекта стоит ослабить поздние отклики и усилить ранние. Затем смешайте сигналы томов так, чтобы в общем миксе количество реверберации было в районе 10%.

3. Использование реверберации для барабанов и общей шины ударных

Акустические ударные — сложный в сведении инструмент. Мощное и объёмное звучание установки требует особого подхода к обработке, особенно в вопросе реверберации.

К примеру, иногда реверберация нужна только отдельным барабанам, а иногда — всей шине ударных и отдельным барабанам одновременно. В последнем случае создаётся своего рода суммирующий трек, объединяющий сигналы со всех микрофонов ударных, включая отдельную шину с реверберацией всей установки.

Как и в случае с томами, обработку реверберацией всей установки лучше производить с малым количеством ранних откликов и слабыми поздними откликами. Сигналы с барабанов нужно смешать так, чтобы количество обработанного на шине сигнала составляло 3-5%.

Задача сведения в том, чтобы создать ощущение естественности звучания за счет использования различных хитростей невозможных в реальности.

Комбинация разных ревербераторов позволит сделать звучание ударных более сочным и интересным. Разные эффекты ударных на отдельных элементах установки создадут собственные, уникальные отклики окружения.

4. Реверберация как элемент саунд-дизайна

Реверберацию можно рассматривать с двух ракурсов: как естественное продолжение и составная часть исходного сигнала или как элемент украшения звука.

Для подчёркивания особенностей исходного сигнала можно использовать любой вид реверберации — пластинчатую, пружинную или низкокачественную. Особую роль играют настройки: лучше работать с моно-сигналом, использовать короткий хвост эффект и только ранние отражения.

С помощью нескольких ревербераторов разного типа можно связать между собой отдельных участников микса и одновременно улучшить их звучание. Помните об этом, если вам покажется, что гитары, фортепиано или синтезаторы звучат недостаточно выразительно в миксе.

5. Реверберация на двух разных, но схожих сигналах

Схожие по содержанию, но разные по сути сигналы требуют собственного подхода к обработке реверберацией. Речь идёт о ситуациях, когда в проекте присутствует дуэт вокалистов или каких-либо инструментов.

Схожие сигналы зачастую сильно разнятся по тембру. Например, один вокалист поёт немного гнусавым, но низким голосом, второй — звонким и высоким. То, что будет хорошо для одного голоса, совершенно не подойдёт для другого. Такие же выводы справедливы и для двух гитар.

Разная реверберация сделает голоса более контрастными. К примеру, можно создать ощущение, как будто бы два вокалиста поют в разном окружении.

6. Двойная реверберация при пост-продакшене

Представьте, что вы работаете со звуковой дорожкой для фильма или сериала. В одной из сцен два человека общаются в комнате, на улице слышны звуки города. В реальности звуки будут окрашены разными эффектами: голоса наполнятся отражениями комнаты, улица — отражениями окружающей среды.

Создать ощущение реалистичности звука помогут два эффекта реверберации: один — для людей, другой — для улицы. Если в сцене добавить кошку, роняющую вазу на кухне, то этот сигнал потребует ещё одного, уникального эффекта.

Помните, что совершенно разные звуки не могут звучать одинаково: в зависимости от их положения в пространстве им нужны собственные настройки реверберации. Не удивляйтесь, если на пост-продакшене потребуются два, три или больше эффектов.

Exit mobile version