Программирование струнных: как сделать виртуальные струнные более живыми, если вы никогда этим не занимались

Введение в программирование реалистичных струнных с помощью виртуальных библиотек.

Программирование струнных

В каком бы жанре вы не работали, велика вероятность, что в один момент вам захочется использовать в своей музыке струнные инструменты. И если обзавестись виртуальными скрипачами и виолончелистами легко (на рынке хватает отлично звучащих оркестровых библиотек), то сделать программирование струнных без должных знаний уже сложнее.

Библиотеки струнных часто обвиняют в нехватке жизни в их звуке, но проблема не в этом. Сами по себе виртуальные инструменты звучат отлично, но именно неправильное программирование MIDI-партий приводит к тому, что саунд струнной секции звучит слишком скучно.

Редакция SAMESOUND.RU рассказывает о том, как сделать программирование струнных. По прочтению статьи вы поймете принципы этого процесса и узнаете, как правильно работать с MIDI-струнными. Приведенная ниже информация подойдет для работы с любой DAW (в материале мы будем использовать Ableton Live) и любыми библиотеками струнных инструментов (можно использовать стоковые инструменты).

Обратите внимание: вся нижеприведенная информация универсальна. Тем не менее, подразумевается, что у вас есть базовые знания о работе с MIDI в своей DAW, то есть вы знаете, как автоматизировать параметры, активировать MIDI-события и т.д.

Что нужно, чтобы сделать программирование струнных?

Понадобится две вещи: софт и музыка. С первым все просто — запускайте любую программу для записи музыки, создавайте проект и добавляйте в него новую дорожку с активированной копией струнной библиотеки. Если у вас нет виртуальных струнных инструментов, то не спешите покупать какую-либо библиотеку — в составе большинства DAW есть встроенные струнные VST-инструменты, которых с лихвой хватит на первое время.

Так как мы собираемся учиться программированию струнных, нам понадобится некий музыкальный материал. Придумайте какую-нибудь зарисовку со струнными инструментами. По итогам работы, у нас должно получиться что-то типа этого:

Процесс программирования условно можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовка проекта;
  2. Работа с экспрессией;
  3. Работа с атакой и параметром Velocity;
  4. Работа с таймингами и ритмом.

Этап 1. Подготовка сессии

Скачайте MIDI-файл по ссылке и импортируйте его в пустой проект. Согласитесь с предложением установить темп проекта на основе информации из файла. После импорта в вашем проекте появится несколько дорожек струнных:

  1. Программирование струнных: пример 1:22

Активируйте на каждой дорожке свои виртуальные струнные, подставив туда сэмплы на основе используемого звукоизвлечения. Так как большинство струнных библиотек компонует патчи и инструменты на основе артикуляций (пиццикато, легато, стаккато), найти что-нибудь подходящее в используемой вами библиотеке не составит труда. Мы будем использовать инструменты библиотек EastWest Hollywood Solo Instruments и EastWest Symphonic Orchestra Gold Complete:

Этап 2. Экспрессия

Настройка экспрессии на примере Ableton Live.

С точки зрения MIDI, громкость и экспрессия делают одно и то же — подстраивают громкость нот. Отличия этих параметров в том, как они взаимодействуют с дорожкой: параметр громкости повышает или понижает громкость всей дорожки, экспрессия — отдельных нот. Так, используя оба этих параметра при программировании MIDI-партий мы можем подстраивать громкость извлечения звуков без необходимости настраивать автоматизацию.

Экспрессия позволяет точно прописать громкость извлечения каждой ноты или фразы. Благодаря этому, три одинаковые ноты могут звучать на разной громкости без ущерба атаке и общему балансу трека в миксе.

Чтобы прописать экспрессию, откройте Piano Roll (или активируйте режим «Arrangement View») и в списке дополнительных опций для MIDI-событий найдите параметр «Expression». К примеру, для работы с экспрессией в Logic Pro X необходимо перевести на дорожке параметр «Status» в положение «Control», затем выбрать рабочий канал в пункте «Channel» и активировать MIDI-событие «Expression» в пункте «Number».

Активация экспрессии для MIDI-событий в Logic Pro X.

Нарисуйте экспрессию для дорожки первой скрипки так, как вам кажется правильным. Возможно, экспрессия будет похожа на качели (ноты то усиливаются, то ослабляются), или же будет изменять только на определенных отрезках. Руководствуйтесь тем, как вы представляете партию скрипки в своей голове, и прописывайте на основе своих мыслей экспрессию.

Помните, что человек неспособен извлечь подряд десятки и сотни нот с одинаковой громкостью. Для максимальной правдоподобности, рисуйте экспрессию так, чтобы все ноты извлекались слегка иначе.

Этап 3. Сила звукоизвлечения и параметр Velocity

Настройка силы звукоизвлечения нот в Piano Roll. Значение параметра Velocity отображаются разными цветами нот в редакторе, а также разной высотой столбцов в нижней части.

Когда скрипач играет приглушенный пассаж или просто ведет по струнам смычком, он делает все возможное, что сила звукоизвлечения (а следовательно и громкость) каждой ноты была одинаковой. Так как мы не роботы, каждый звук извлекается слегка с разной силой — здесь в дело включается физиология и особенности работы нашей мышечной системы, которые банально не позволяют извлекать звуки с одинаковой силой.

Когда мы используем MIDI-контроллер, программное обеспечение автоматически присваивает каждому звуку значения в пределах от 0 до 127 в зависимости от силы нажатий на клавиши. Эти значения определяют параметр «Velocity», который сообщает виртуальной библиотеке с какой силой извлекается звук и имитирует атаку как при игре на реальном инструменте.

Параметр отлично работает при записи партий с MIDI-клавиатуры, но при ручном вводе нот в Piano Roll (мышкой) виртуальным инструментам зачастую не хватает правдоподобности и натуральности звучания. Это происходит из-за пренебрежения Velocity — все ноты записываются с одним и тем же значением, что является распространенной ошибкой и одной из основных причин жалоб на неестественность звука виртуальных инструментов.

Информация о параметре силе звукоизвлечения обычно отображается самым наглядным образом с помощью цветовой индикации MIDI-событий. Чем сильнее звук, тем ярче и насыщеннее цвет ноты в редакторе (например, красный — максимальная сила извлечения, бледно голубой — минимальная). Изменить силу звукоизвлечения можно либо кликнув по ноте и установив нужное значение Velocity, либо открыв специальную кривую параметра для изменения силы у нескольких или всех звуков.

Для большей правдоподобности звучания звуки должны быть записаны с разными значениями параметра Velocity, но без больших всплесков как на картинке.

Поэкспериментируйте с силой звукоизвлечения в первых двух тактах. К примеру, ослабив первую ноту, мы сможем выделить звучание второй, сместив акцент на слабую долю такта. Прописание Velocity сделает партию виртуального инструмента более убедительной, хотя и потребует некоторого времени на внесение изменений.

Чтобы ускорить процесс, можно воспользоваться копированием и вставкой однотипных партий, применить параметры Velocity к нотам в разных MIDI-регионах на основе уже созданных тактов (аналогично функции MS Word «Формат по образцу») или воспользоваться рандомизатором. Последний вариант особенно удобен: можно выбрать отрезок с нотами и применить к нему значения Velocity случайным образом и в заданных вами пределах (например, от 74 до 105). К тому же, рандомизатор можно применять до тех пор, пока не будет найден подходящий результат (мелкие неточности легче поправить, чем прописывать силу звукоизвлечения вручную для каждой ноты).

Пропишите Velocity для всех пиццикато-партий вручную, с помощью копирования и вставки или с помощью рандомизатора. Ваша задача заключается в том, чтобы сила звукоизвлечения нот всегда была слегка разной (в пределах 5-10-15 пунктов) — это обеспечит большую правдоподобность звука.

  1. Партии пиццикато-струнных с разной силой звукоизвлечения нот 1:22

Работа с таймингами и ритмом

Живые музыканты никогда не играют идеально точно, небольшие отклонения от ритма присутствуют всегда. Помните об этом при программировании партий виртуальных инструментов.

Люди не бывают всегда ритмически точными. Роботов среди нас нет, поэтому даже самые лучшие музыканты извлекают ноты чуть раньше или чуть позже. В этом нет ничего плохого, так как микрорасхождения во времени извлечения звука повышают выразительность исполнения. Именно в таких неточностях и кроется стиль самого музыканта: там, где один постарается сыграть максимально точно и от этого скучно, другой сделает какую-нибудь микрозадержку или извлечет звук раньше, что придаст исполнению больше характера.

Когда речь заходит о работе с виртуальными сэмплированными инструментами, нужно быть максимально осторожным с точностью звуков. Слишком строгое квантование по сетке лишает партию естественности звучания, поэтому будет лучше, если некоторые ноты (не все, но большая часть) будут слегка неточно попадать в ритм.

Чтобы сделать звучание более живым ритмически, можно двигать каждую ноту вручную в Piano Roll, а можно вновь воспользоваться рандомизатором (лучше, конечно, комбинировать оба варианта). Выберите любой струнный инструмент в нашем проекте и примените рандомизацию ко всей партии или ее отрезку, чтобы очеловечить исполнение виртуальных струнных.

Выделив отрезок или ноты, примените рандомизатор таким образом, чтобы квантование было неточным, с микрорасхождениями от сетки (все совсем явные неточности можно всегда поправить вручную). Примените подобную рандомизацию ко всем партиям струнной зарисовки. Вполне возможно, что некоторые партии будут звучать лучше с большими ритмическими неточностями, чем другие.

Настройка рандомизации в Ableton Live.

Программирование струнных — не самое легкая и быстрая работа. Тем не менее информации выше должно хватить для того, чтобы понять основы этого процесса и сделать партии струнных в своих проектах лучше. Более подробно о процессе программирования, квантовании, особенностях звукоизвлечения различных струнных инструментов мы поговорим в одной из следующих статей.


По материалам: Soundfly

Exit mobile version