Исполнители, стили музыки и даже музыкальные эпохи часто ассоциируются определенным набором популярных эффектов. К примеру, лоу-фай хип-хоп ассоциируется сэмплами с активным питч-шифтингом, Джеймс Блейк с искаженным вокалом, а словосочетание «саунд 1970-х» моментально напоминает о психоделическом звуке.
Сегодня речь пойдет о пятерке базовых приемов и эффектов, применяемых в музыке в течение последних 50 лет. Эти приемы хорошо знакомы каждому звукорежиссеру и продюсеру. В этой статье мы расскажем, как сделать сайдчейн, обратную и гейтированную реверберацию, питч-шифтинг и тайм-стретчинг сигнала, а также эффект заикающегося вокала.
Обратная реверберация
Оригинальное название методики: Reverse Reverb
Обратная реверберация — это эффект, при котором хвосты реверберации на звуках проигрываются в обратную сторону (логично). Эффект стал популярен в конце 1960-х: услышать его можно на духовых инструментах в песне The Yardbirds «Ten Little Indians» или на ударных в пинкфлойдовской «Sheep». Ближе к концу 1980-х и середине 1990-х одними из самых активных пользователей подобной обработки стали My Bloody Valentine — именно обратная реверберация послужила основной характерного диссонансного звучания гитар группы. Сегодня обратная реверберация применяется в основном на вокале.
Несмотря на сложное название, сделать обратную реверберацию проще, чем кажется. Обычно для создания эффекта используют не всю дорожку вокала, а одно слово в начале или конце фразы. Выберите вокальную партию в своем проекте (или какой-то отрезок вокала) и продублируйте ее на новую дорожку. Затем, на новой дорожке, переверните трек в обратную сторону (обычный реверс-эффект) и повесьте на канал с реверс-вокалом реверберацию.
- Развернутая в обратную сторону дорожка вокала и реверберация 0:09
Ревербератор (например, iZotope Nectar 2) нужно настроить таким образом, чтобы реверберация добавляла сигналу длинные хвосты — для этого нужно повысить время спада (decay) и количество обработанного сигнала (wet) в миксе.
Теперь сделайте миксдаун обработанного аудиофайла и импортируйте его на дорожку в DAW (ту, на которой делали разворот, развернутое аудио можно удалить). Снова развернув аудиофайл (отменив реверс-эффект), мы добьемся того, что вокал будет звучать правильным образом, а длинные хвосты станут работать как райзер (что-то в духе обратного фейда, фейд-ина).
Смешайте обработанный вокал с оригинальным файлом так, чтобы переход между ними был максимально плавным. По необходимости добавьте затухания с обеих сторон обработанного аудиофайла.
- Вокал с обратной реверберацией 0:06
iZotope однажды выложили короткий видеоурок об этом эффекте в серии двухминутных советов, о которых мы рассказывали в отдельном материале.
Сайдчейн
Оригинальное название: Sidechain
Маскировка частот — одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются музыканты. Маскировка возникает в моменты, когда в миксе присутствуют инструменты в одинаковых или близких диапазонах частот (конкурирующих диапазонах). Сигналы таких инструментов сталкиваются между собой, что приводит к неприятному эффекту маскировки: более громкие звуки перекрывают более тихие, в миксе появляется мутность и дисбаланс. Чаще всего маскировка появляется из-за бочки (кика) и баса.
Решить проблему с заглушением более тихих звуков помогает сайдчейн (от англ. sidechain — боковая, сторонняя цепь). Сайдчейн представляет собой некоторый сторонний источник звука, влияющий на звучание основного сигнала.
- Сайдчейн на бочке и басе 0:14
Добавьте на дорожку баса компрессор и в секции сайдчейна выберите дорожку бочки в качестве сторонней цепи. Когда вы включите воспроизведение, компрессор начнет учитывать сторонний сигнал и прибирать бас каждый раз, когда в дело вступает бочка. Это устранит маскировку, а также создаст приятное ощущение пульсации: на каждый удар бочки бас будет отходить назад, а затем возвращаться в микс.
Также в качестве сайдчейна можно использовать так называемый трек-призрак. Если в вашем проекте есть партии атмосферного пэда или какие-либо звуки с долгим сустейном, попробуйте назначить им в качестве сторонней цепи в компрессоре заглушенный (мьютированный) ритм-трек. Пространные звуки будут реагировать на заглушенный трек странными и необычными вибрациями и изменениями, что может добавить миксу необычности.
- Сайдчейн на пэдах 0:21
Гейтированная реверберация
Оригинальное название: Gated Reverb
Нойз-гейт можно сравнить с компрессором. В отличие от компрессора, приглушающего сигналы выше определенного уровня, нойз-гейт, наоборот, приглушает сигналы ниже заданного уровня. Многие гитаристы используют нойз-гейт во время записи, чтобы убрать гул усилителя.
Вспомните характерное звучание ударных в музыке 1980-х — обработка рабочего барабана (снейра) нойз-гейтом и реверберацией для достижения громоподобного мощного саунда стала настоящим стандартом в индустрии. При этом, что интересно, техника обработки снейра нойз-гейтом была открыта случайно.
- Снейр с гейтом, без реверберации 0:13
В 1979 году, во время записи сольного альбома Питера Гэбриела, Фил Коллинз случайно записал ударные с помощью микрофонов, использовавшихся для общения со звукорежиссерами в контрольной комнате. Коллинза заинтересовал этот звук: играясь с сигналом, он пропустил его через ревербератор и нойз-гейт, что привело к раннему заглушению обработанного ревером звука барабана. После записи песни «In The Air Tonight», в которой Коллинз применил эту методику на более профессиональном уровне, гейтированная реверберация стала настоящим стандартом.
Ближе к середине 1990-х методика Коллинза перестала применяться в индустрии, хотя в последние несколько лет звукорежиссеры и продюсеры снова стали использовать нойз-гейт и реверберацию. Все-таки современному звуку снейра не хватает этой мощной энергии 1980-х. Самое приятное в этой методике то, что ее очень легко повторить вне зависимости от используемой DAW.
Отправьте сигнал с дорожки снейра на шину с реверберацией. Установите время затухания (decay) в районе 10 секунд или более, а затем добавьте на шину нойз-гейт. В последнем активируйте сайдчейн, указав в качестве стороннего сигнала трек рабочего барабана (снейр служит сам себе источником сайдчейна). В нойз-гейте уменьшите порог срабатывания (параметр Threshold) настолько, чтобы услышать реверберацию, а затем подстройте параметр Release так, чтобы реверберация звучала ярко и мощно.
Рабочий барабан после такой обработки звучит мощно и объемно, и при этом не загрязняет реверберацией микс. Должно звучать примерно так:
- Снейр с гейтом и реверберацией 0:11
Гейты и восьмидесятые
Вокал как перкуссия
Оригинальное название методики: Stuttered Vocal (англ. заикающийся вокал)
Необычные и интересные манипуляции с вокалом стали популярными в музыкальном продакшене в последние десять лет. Корни эффекта сложно отследить, хотя считается, что его появление — это заслуга хип-хоп музыкантов 1980-х годов, которые стали использовать вокал в качестве ритмического элемента во время скретчинга.
Создать заикающийся вокал можно в любой DAW с помощью вокального синтезатора iZotope VocalSynth 2. Встроенный в VocalSynth модуль Shred захватывает отрывки аудиосигнала и повторяет их на основе заданных параметров. К примеру, у вас есть некий аудиосэмпл:
- Вокальный сэмпл для создания эффекта заикания 0:06
Добавьте на дорожку с вокалом VocalSynth 2 и активируйте модуль Shred в нижней части интерфейса синтезатора. Частотой захвата аудиосигнала можно управлять с помощью регулятора Length: редкое время забора сигнала хорошо подойдет для постепенных повторений, частое — для более непредсказуемых результатов. Для придания уникальности эффекту заикания можно встроенным степ-секвенсором, который влияет на частоту повторения.
- Вокальный сэмпл с эффектом заикания (перкуссионным эффектом) 0:11
Модули эффектов Distortion, Biovox, Vocoder и Polyvox можно использовать для придания более скрипучего звука или и вовсе трансформации вокала во что-то похожее на гитару.
Питч-шифтинг и тайм-стретчинг вокала
Оригинальное название методики: Pitch shifted vocal, Time stretched vocal
Питч-шифтинг и тайм-стретчинг — два взаимосвязанных эффекта, которые часто применяются при обработке вокала. Питч-шифтинг изменяет высоту сигнала (питч) без изменения скорости воспроизведения. В свою очередь, тайм-стретчинг изменяет скорость воспроизведения без изменения высоты сигнала.
Питч-шифтинг впервые начали применять на телевидении при озвучке мультфильмов. Одним из первых активных пользователей эффекта был создатель «Элвина и бурундуков» Росс Багдасарян. Сегодня изменение питча часто встречается в творчестве Daft Punk: к примеру, в треке «Technologic» Тома Бангальтер записал собственный голос, а затем с помощью питч-шифтинга придал ему роботизированное звучание.
Оба эффекта можно создать с помощью плагина iZotope RX6 и входящего в него модуля Time & Pitch. Слайдер Pitch Shift, в зависимости от положения, повышает или понижает аудиосигнал.
Оригинальная аудиодорожка
- Вокальный сэмпл для питч-шифтинга и тайм-стретчинга 0:16
Повышенная на 3,9 полутона аудиодорожка
- Вокальный сэмпл, повышенный на 3,9 полутона 0:17
Для тайм-стретчинга в RX6 достаточно указать темп, в котором должен звучать файл, а затем нажать кнопку Process. Помните, что изменение скорости воспроизведения (в любом плагине) приведет к образованию артефактов — различных глитчей и щелчков. Минимизировать их количество можно с помощью установки параметров Transient Sensitivity и Pitch Coherence, но многое здесь зависит от того, как сильно ускорен или замедлен был аудиофайл — значение в 10 ударов в минуту считается очень приличной цифрой.
- Вокальный сэмпл после питч-шифтинга и тайм-стретчинга 0:17
- Питч-шифтинг в духе Канье Уэста (на 8,5 полутонов) 0:10
Реставрация аудио