7 устройств, создавших незабываемое звучание альбома Radiohead «OK Computer»

Педали эффектов, сэмплеры и другое оборудование Radiohead, без которого третий альбом британцев мог не получиться.

Оборудование Radiohead, оборудование Radiohead OK Computer

В 1996 году Radiohead вошли в студию с единственной целью — записать альбом, который станет следующим шагом в их развитии, а по своему содержанию уйдет далеко от двух предыдущих работ группы. По воспоминаниям участников группы, все вокруг говорили им, что им стоит записать вторую часть пластинки «The Bends», которая стопроцентно разойдется тиражом в 6-7 миллионов копий. Группа слушала эти утверждения, но не собиралась делать так, как все говорят.

Музыкальный лейбл Parlophone выделил продюсеру группы Найджелу Годриху £100 000 на покупку оборудования, необходимого для записи следующей пластинки Radiohead. Все приобретенное свозилось в специально подготовленную к записи библиотеку огромного поместья, принадлежавшего актрисе Джейн Сэймур, в окрестностях британского графства Сомерсет.

Все говорили нам: «Вы продадите 6 или 7 миллионов копий пластинки, если запишете «The Bends, Part 2». Но мы не собирались этого делать. Единственная вещь, которую вам не стоит делать — это говорить нам, что мы должны сделать, потому что мы сразу же воспротивимся этому и сделаем все совершенно наоборот.

— Эд О’Брайен, гитарист Radiohead в интервью Rolling Stone, 1997

Найджел Годрих вспоминал, что группа все участники и причастные к группе вели себя как дети, радуясь возможности делать все, что взбредет в голову. Запись заняла около шести месяцев, при этом по мере работы пластинка превратилась в некое подобие звукового эксперимента. Руководство Parlophone было в ужасе и боялось, что «OK Computer» станет оглушительным коммерческим провалом.

Несмотря на опасения боссов в офисах, третий альбом Radiohead стал культовой и во многом прорывной работой, навсегда вошедшей в историю музыки. На это работало все: концепция пластинки, тексты песен, общее звучание альбома.

Отбросив рассуждения о творческой ценности пластинки, мы решили поговорить об инструментах и оборудовании, которое сформировало звучание легендарного «OK Computer». Редакция SAMESOUND. RU рассказывает про оборудование Radiohead, использовавшееся группой при записи третьего альбома и во многом сделавшим его звучание неповторимым. Несмотря на большой бюджет и множество закупленного стаффа, звучание легендарного «OK Computer» стало результатом использования семи относительно недорогих устройств (для своего времени).


О том, как Radiohead записывали «Kid A», читайте здесь


Marshall ShredMaster

Marshall ShredMaster

Первая песня альбома — «Airbag» — запоминается яркой гитарной партией Джонни Гринвуда. Эпичный саунд Fender Telecaster Plus с дисторшеном был достигнут благодаря цепочке эффектов, особое место в которой занимала педаль Marshall ShredMaster.

В 1997 году Гринвуд рассказывал в интервью Melody Maker:

Мы хотели добиться звучания как в «Planet Telex» с предыдущей пластинки «The Bends», начать новый альбом с чего-то такого, что не будет похоже на остальные треки.

Выпущенный в начале 1990-х ShredMaster представлял собой простейшую педаль дисторшена. Некоторые гитаристы критиковали устройство за просадки в гейне — педаль иногда выдавала его слишком мало даже на высоких значениях, а иногда, наоборот, заряжала столько гейна, что звучание превращалось в какую-то кашу даже при минимальных настройках. Тем не менее, совместив Шред-мастера с квакушкой Digitech WH1 Whammy, Гринвуд смог добиться сочного перегруженного звука.

Выпуск Marshall ShredMaster прекратился несколько лет назад, но на вторичном зарубежном рынке найти эту педаль можно за $100-120.

Сэмплер Akai S3000

Akai S3000

Решение активно использовать сэмплирование на новом альбоме — результат любви Radiohead к творчеству DJ Shadow. В интервью Guitar Magazine группа рассказывала, что для барабанной партии Фила Селуэйя выбрала сэмплер Akai S3000.

Это довольно невзрачное устройство, но в скупом оснащении и заключается его сила.

— Найджел Годрих о сэмплере Akai S3000 в интервью The Mix, 1997

Akai прекратила производство S3000 более десяти лет назад, но похожие эффекты можно найти в составе Ableton Live.

Mutronics Mutator

Mutronics Mutator

Запоминающееся соло Джонни Гринвуда в конце «Paranoid Android» было создано с помощью Mutronics Mutator. Этот рэковый эффект, выпущенный в начале 1990-х, представлял собой аналоговый стереофильтр и энвелопер, основанный на технологиях синтезаторов 1960-х годов.

Мутатор уже давно не производится, а цена за подержанный экземпляр на eBay доходит до $1500. Благодаря современным технологиям, получить этот эффект в свое распоряжение можно с помощью плагина Softube Mutronics Mutator стоимостью $149.

Roland Space Echo RE-201

Roland Space Echo RE-201

Для записи гитары в «Subterranean Homesick Alien» Гринвуд использовал легендарный винтажный пленочный дилэей Roland Space Echo RE-201, собранный в 1974 году. Устройство долгое время было одним из ключевых девайсов в оснащении Гринвуда наравне с педалью реверберации Boss RV-3.

В хорошем рабочем и внешнем состоянии Space Echo обойдется в районе $800 на вторичном рынке. Roland также выпускает переиздание оригинального устройства в виде Roland RE-20, который оценивается в $250. Несколько лет назад Гринвуд заменил винтажную модель на современное переиздание для большего удобства на концертах.

Mellotron M400

Mellotron M400

Трек «Exit Music (For A Film)» изначально был написан для титров киномюзикла «Ромео + Джульетта» База Лурмана. Песня создана с помощью Mellotron M400 — клавишного инструмента 1960-х годов, представляющего собой прародителя современных сэмплеров. Внутри устройства нет осцилляторов, а все звуки записываются на пленку, а затем активируются с помощью клавиатуры.

Цифровое переиздание Mellotron S400 стоит порядка $2000. Помимо этого, существуют программные версии этого инструмента.

Цифровой дилэй AMS DMX 15-80S

AMS DMX 15-80S

Странный жужжаще-визжащий шум в «Karma Police» создан с помощью цифрового дилэя AMS DMX 15-80S Эда О’Брайена. Хитрые настройки, установленные О’Брайеном, заставили эффект играть без его участия за счет медленной скорости самого эффекта и высокой частоты повторений.

Иногда лучшие вещи случаются в те моменты, когда вы не слушаете никого. Как только мы попадаем в студию, мы либо делаем все вместе и слушаем друг друга, либо не слушаем друг друга и не знаем, к чему это приведет. Многое нужно делать либо с четким планом, либо абсолютно случайным образом. Здесь нет компромисса.

— Том Йорк в интервью Guitar World, 1997

AMS DMX 15-80S попал на рынок в 1980-х, но сейчас этот эффект встречается довольно редко, а стоимость подержанных экземпляров достигает $2000 на eBay. Ближайший аналог эффекта — это плагин Universal Audio AMS RX16.

Apple SimpleText

Apple Macintosh Powermac

Песня «Fitter Happier» — далеко не лучшая композиция на альбома. Тем не менее, многим она запомнилась компьютерным голосом во вступлении.

Парни были внизу, играли что-то, а я ушел наверх и сделал это за 10 минут. Я был в панике и какой-то невероятной истерике, поэтому отдать этот текст компьютеру было своего рода облегчением для меня.

— Том Йорк в интервью Select, 1997

Компьютер, говорящий на записи, — это Macintosh, принадлежавший группе. Том Йорк ввел текст в стандартный системный редактор Apple SimpleText, а затем включил произношение написанного.

SimpleText существовал в системах Apple до выхода macOS X в ее современном виде. Несмотря на это, заставить компьютеры Apple говорить можно и сейчас с помощью редактора TextEdit, пришедшего на смену SimpleText.

Exit mobile version